Депрессия у детей

Депрессия у детей

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением.

Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения).

Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов.

Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых.

Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами.

К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина.

Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности.

Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям.

Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство.

По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами.

В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность.

Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать».

В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут.

Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение.

Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты.

Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии.

Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями.

Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость.

Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом.

Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром.

До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности).

В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают.

Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни.

Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности.

Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка.

Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/depression

Депрессия у ребенка

Депрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма.

Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления.

На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.

Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов — признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, страх за близких.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

— семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь.

Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными.

Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

— патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

— структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей.

Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни.

В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

— частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;

— проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;

— достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.

), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов.

К таким депрессиям относят, например – осеннюю депрессию.

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время.

Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты.

Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы.

У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания.

Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу.

Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы.

Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге.

Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

Итак, симптомы депрессии включают:

— сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;

— потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;

— прибавление или уменьшение массы тела ребенка;

— нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);

— психомоторное торможение или возбуждение;

— длительную потерю аппетита;

— состояние бессилия, ежедневная усталость;

— чувство стыда, озабоченности, вины;

— снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);

— мысли о суициде;

— перемены в поведении (не желание общаться).

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции самооценки у ребенка. Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой самооценкой. Основой для развития низкой самооценки выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, ангедония или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций.

У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий.

У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными аффектами.

На сегодняшний день депрессия, являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка — как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

Депрессия у ребенка — рекомендации родителям:

— в первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

— важно обращать внимание на ую интонацию, на будущие планы и взгляды на завтрашний день;

— необходимо интересоваться, чем их чадо занимается после школы, какие у него друзья;

— нужно обращать внимание, сколько времени ребенок никакими делами не занимается. У одних детей – это лень, но ленивого ребенка, возможно, подкупить подарками и заставить что-то делать, а ребенка с депрессией ничего не радует и не интересует: ни поощрения, ни подарки.

Лечение депрессии у ребенка

Из депрессивного состояния сам ребенок не способен выйти, поэтому задачей взрослых является своевременное обращение за медицинской помощью. Тяжелые случаи с высказыванием суицидальных мыслей, а также наличие конкретного плана ухода из жизни является показаниями к лечению в стационаре: в отделении пограничных состояний.

Легкие формы заболевания лечатся в домашних условиях. На протяжении всего курса лечения ребенок может жить обычной жизнью: заниматься домашней работой, ходить в школу, в магазин за покупками.

Из медицинских препаратов в педиатрической практике хорошо себя зарекомендовал Адаптол. Это лекарство хорошо переносится, не вызывает сонливости, не имеет побочных действий. Адаптол улучшает настроение, нормализует сон, вырабатывает устойчивость к психо-эмоциональным нагрузкам, снимает соматические проявления — боль, нормализует температуру.

Что делать, если у ребенка депрессия? В лечении легких форм депрессии можно применять гомеопатический препарат — Тенотен, снижающий чувство тревоги, улучшающий сон, нормализующий аппетит, способствующий нормализации памяти, улучшению концентрации внимания. В тяжелых случаях назначают антидепрессанты, которые применяются под контролем врача.

Однако никакое лечение депрессии не будет эффективным без позитивных изменений в семье.

Родителям необходимо принять ребенка: его стремления и нужды, а также помочь повысить самооценку, развить способности выражать чувства, научить шаг за шагом справляться с трудностями, проблемами и конструктивно влиять на сложившуюся ситуацию. В профилактических целях ребенок как можно чаще должен пребывать на свежем воздухе, не переутомляться и своевременно отдыхать.

Источник: https://psihomed.com/depressiya-u-rebenka/

Депрессии у детей

Депрессия у детей — это одно из психических и эмоциональных расстройств, проявляющееся в поведенческих изменениях.

Депрессия в детском возрасте отличается от депрессии у взрослых людей. Если ребенок печален или раздражителен, это не обязательно означает наличие у него депрессивного состояния.

Это может быть нормальным эмоционально-психологическим изменением, проявляющимся во время роста.

Но если симптомы депрессии у детей становятся устойчивыми и разрушительно влияют на социальную активность ребенка, то это может указывать на то, что у ребенка депрессия.

Поведение ребенка может стать неконтролируемым, он конфликтует с окружающими, пропускает школу, что приводит к снижению успеваемости в школе.

Ребенок может начать употреблять спиртные напитки, курить, может связаться с «плохой компанией», может даже дойти до мыслей о самоубийстве.

Депрессия может проявиться даже у младенцев, но чаще возникает у детей, лишенных родительского внимания, находящихся в интернатах, домах ребенка. Негативные симптомы имеют тенденцию накапливаться, дети постоянно плачут, им не хватает родительской любви и тепла.

При тяжелой форме депрессии могут появляться галлюцинации, иллюзии. Обычно детская депрессия длиться от 1 месяца до года, часто и дольше. Очень важна в таких случаях профилактика детских депрессий и консультирование у психиатра всех членов семьи.

Причины депрессии у детей

Точные причины возникновения депрессии неизвестны, вероятно, тут решающими являются несколько факторов — наследственные, физиологические, психологические, социальные.

На детей младшего возраста негативное влияние может оказать отделение от матери и семьи из-за помещения в детский сад, для детей старше 5 лет — скандалы в семье, развод родителей.

С 7 лет важнейшими факторами депрессии становятся школьные проблемы — смена класса, плохое отношение учителя, ссоры с одноклассниками.

Чаще всего детские депрессии проявляются после эмоциональных потрясений — потерь родителей, других родственников, смерти любимого домашнего питомца, ссор с друзьями, от испытываемого психологического давления.

Причины депрессии у детей могут быть комплексными, то есть проявляться нарушением здоровья, отношений в семье, различными биохимическими изменениями в организме, физическим или сексуальным насилием.

Особенно подвержены депрессии дети, чьи родители страдают депрессией, алкоголизмом, а в семьях со здоровыми отношениями и климатом, дети чаще всего самостоятельно решают возникающие психологические проблемы.

Существуют также сезонные депрессии, связанные с чувствительностью организма к изменениям климатических условий. Симптомы депрессии могут вызываться приемом определенных медикаментов — стероидов, обезболивающих, в составе которых есть наркотические вещества.

Симптомы депрессии у детей

Симптомы детской депрессии отличаются от симптомов депрессии у взрослых. К первичным симптомам депрессии у детей относятся: иррациональные страхи, печаль, чувство беспомощности, резкие перепады настроения.

Также могут проявляться нарушения сна (бессонница, сонливость, ночные кошмары), нарушения аппетита, уменьшение социальной активности, чувство постоянной усталости, стремление к самоизоляции, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, появление мыслей о смерти, суициде.

Часто проявляются элементы нестандартного поведения — резкое беспричинное нежелание играть в любимые игры, наблюдается неоправданно агрессивные реакции, дети становятся непокорными и раздражительными, им «все не нравится». Тревожность у страдающих депрессией наиболее сильно проявляются в вечернее и ночное время.

Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли (головная боль, зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно.

Могут наблюдаться панические и невротические расстройства — учащенное сердцебиение, головокружения, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Депрессия у детей чаще всего маскируется под тревожностью, снижением успеваемости в школе, нарушениями общения со сверстниками, апатичность.

Подобные недомогания могут быть как разнообразными, резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.

Различные симптомы депрессии у детей отличаются в различном детском возрасте. Например, развитие детей первого года жизни реже усложняется тяжелыми проявлениями депрессии. У маленьких детей снижается аппетит, они становятся более капризными.

У дошкольников чаще всего наблюдается расстройства двигательной активности, изменения в здоровье — частые головные боли, расстройство желудка, а также стремление к одиночеству, печаль, недостаток энергии, страхи темноты, одиночества, приступы плача. В младшей школе дети становятся замкнутыми, робкими, неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, играм, жалуются на «тоску», «скуку», «желание плакать».

Чем ближе к отрочеству, тем более выражены симптомы раздражительности, снижение настроения, грусть. При депрессии наблюдается повышенная слезливость, готовность к плачу при малейшем поводе.

На замечания взрослых дети реагируют с повышенной чувствительностью. В школе дети могут стать рассеянными, забывают тетради дома, не понимают прочитанного, легко забывают выученное.

Может наблюдаться медлительность, вялость, нежелание посещать спортивные занятия.

Диагностика депрессии у детей

Если у вас появились подозрения, что ваш ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому.

Нужно внимательно и чутко относиться к душевному состоянию ребенка, спокойно говорить с ним о том, что его беспокоит, разговаривать откровенно, не кричать и не давить на него.

Если ребенка беспокоит чувство вины, объясните ему, что он не несет ответственности за происходящее. Если подавленное состояние затягивается дольше, чем на 3 недели, стоит обратиться к детскому психиатру.

Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат боль таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу.

Однако это неверно, детская психология очень сложная вещь, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче ребенку будет выйти из болезненного состояния.

Для школьников и подростков, страдающих депрессией, возможна ранняя диагностика депрессии у детей. Диагноз ставится на основании физического осмотра, психологических тестов, лабораторных исследований.

Лечение депрессии у детей

Лечение депрессии включает в себя сеансы лечебной психотерапии, при затяжной депрессии могут применяться антидепрессивные медикаментозные препараты, назначаемые врачом, постоянное оценивание состояния, возможно также психиатрическое лечение.

К психотерапевтическим методам лечения относятся: когнитивно-поведенческая терапия, направленная на выработку у детей определенного образа мышления, поведения, элементы межличностной терапии, сфокусированные на налаживании отношения ребенка с окружающими, а также семейная терапия, в которой принимает участие вся семья. Детские депрессии у самых маленьких детей лечат применением методов игровой терапии. К медикаментозным препаратам относится флуоксетин — единственный антидепрессант, одобренный для употребления детьми.

Реже применяются нетипичные антидепрессанты (бупропион) и трициклические антидепрессанты (амитриптилин, дезипрамин), имеющие ряд побочных эффектов. Важно отметить, что безопасность антидепрессантов при употреблении детьми до конца не изучена.

Наибольшую эффективность доказал метод лечения, сочетающий сеансы когнитивно-поведенческой терапии и регулярного приема флуоксетина. При очень запущенных вариантах заболевания возможна госпитализация.

Нужно проявлять сочувствие и понимание, отвлечение его от тягостных мыслей, переключение на то, что интересно ребенку. Лечение депрессии у детей в домашних условиях включает сбалансированное питание, регулярное занятие спортом, полноценный сон.

Необходимо больше общаться с ребенком, выслушивать его проблемы, проявлять сочувствие, настраивать на лучшее.

Профилактика детских депрессий

Риск возникновения депрессии можно снизить, если воспитывать ребенка в семьях со спокойной психологической ситуацией, где отношения уравновешенные и добрые. Важно уважать ребенка и его настроения как в семье, так в детском саду, школе. Ребенок будет лучше себя чувствовать среди людей, понимающих и принимающих его таким, какой он есть.

Безусловная родительская любовь служит фундаментом здоровой психики ребенка. Необходимо, чтобы ребенок занимался спортом, имел какое-нибудь увлечение, смог бы реализовывать себя в нем. Полезны длительные пешие прогулки, правильно питание, здоровый сон. Нужно проводить с ним как можно больше времени — разговаривать, совместно решать возникающие проблемы.

Источник: https://medside.ru/depressii-u-detey

Депрессия у ребенка – причины, лечение, симптомы, признаки

Странным становится рассмотрение вопроса о депрессии у ребенка. Принято считать детство самым беззаботным и приятным периодом жизни. На самом деле существует множество ситуаций, подтверждающих наличие детской депрессии. Причин выделяется много, как и методов лечения, которые помогают в устранении симптомов и признаков болезни.

В редких случаях речь идет о генетической предрасположенности ребенка к депрессии. Зачастую угнетенное настроение является следствием каких-то факторов, которые отмечаются в жизни ребенка. Это позволяет быстро излечить детей от депрессивного расстройства, которое негативно сказывается на их успеваемости, психическом развитии, становлении и пр.

Самая важная роль в лечении детей от депрессии отводится родителям. В большинстве случаев психологи отмечают ошибку в родительском воспитании или поведении, что и приводит к детской депрессии. Поскольку малыши не способны противостоять своим мамам и папам, именно взрослые люди должны взять ответственность за то, чтобы создавать комфортные условиях для своих чад.

Благоприятная обстановка в семье – залог здорового развития ребенка, несмотря на то, что в большом мире его будут подстерегать опасности и неприятные ситуации.

Что такое депрессия у ребенка?

Независимо от того, что рассматривается расстройство, которое проявляется у детей, оно является таким же психическим отклонением, как и у взрослых.

Что такое депрессия у ребенка? Это психологическое расстройство, которое проявляется в виде эмоциональных нарушений. Невнимательные родители и учителя могут воспринять депрессию за лень, эгоизм, плохой характер или пессимизм.

На самом деле то, что видят окружающие, является лишь симптомом нераспознанной депрессии.

Депрессивное состояние не понимается самим ребенком. Он пока с ним не знаком и не может самостоятельно понять, какой вред оно ему причиняет. Вот почему ответственность за выявление и обращение за психологической помощью перекладывается на родителей и учителей/воспитателей. Это взрослые люди, постоянно контактирующие с ребенком, должны распознать в его плохом настроении депрессию.

Чем раньше приступят к лечению детской депрессии, тем быстрее ребенок вернется в здоровое психическое состояние. Процесс обратим. И он происходит так быстро, как скоро родители обеспечили ребенка психологической помощью.

Предварительную консультацию по распознаванию и оказанию поддержки родители могут получить на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

В некоторых случаях родители могут предоставить ребенку ту самую поддержку, которой станет достаточно для выздоровления чада.

На сегодняшний день психотерапевты обладают многочисленными методиками по избавлению ребенка от депрессии. В большинстве случаев назначается исключительно психотерапия без приема лекарств.

Многие читатели могут не верить в то, что у детей развиваются депрессивные расстройства.

Данное заблуждение ставит их детей в опасное положение, поскольку сами малыши не способны понять, что с ними происходит, и попросить о помощи, а взрослые не верят в депрессивное состояние, которое у ребенка развивается.

Неадекватное поведение родителей позволяет депрессии усугубляться, что вскоре выливается в такие естественные симптомы, как:

  1. Тоска.
  2. Снижение активности.
  3. Уход от контактов.
  4. Заторможенность.
  5. Печаль.
  6. Ослабление интересов.

Чем старше становится ребенок, тем больше он маскирует свою депрессию различными способами, поскольку взрослые не воспринимают ее адекватно и даже могут наказывать за нее. Здесь развиваются:

  • Неуспеваемость в школе.
  • Агрессивное поведение.
  • Замкнутость.
  • Тревожность.
  • Нарушенные отношения со сверстниками.
  • Различные страхи и комплексы.

перейти наверх

Родителей может интересовать вопрос, по каким причинам у ребенка развивается депрессия. Попробуем обозначить распространенные причины:

  1. Неблагоприятная семейная обстановка, в которой малыш не может полноценно развиваться: неполная семья, конфликты в семье, авторитарное воспитание или гиперопека, полное отсутствие родительского внимания и полового воспитания. К примеру, ребенок не может себя проявить, поскольку его постоянно во всем ограничивают, не может обсудить свое половое созревание или не имеет возможности получить поддержку от взрослых.
  2. Генетические или врожденные патологии: энцефалопатия, повреждения головного мозга при рождении, гипоксия плода во внутриутробный период, внутриутробные инфекции, асфиксия при рождении и пр.
  3. Физиологическая и гормональная перестройка. Речь идет о подростковом возрасте, когда у девушек начинаются месячные, а у парней – ночные поллюции. Гормоны делают детей более агрессивными. Здесь важным становится коллектив. Если у ребенка не складываются отношения с ровесниками, это заставляет его подумать о собственной ущербности.
  4. Неуспеваемость в школе. Детей все-таки волнует та сфера, которой они уделяют много времени.
  5. Частые переезды. Это может привести к отсутствию у ребенка друзей.
  6. Сужение интересов и общения до сидения за компьютером. Сеть Интернет предоставляет множество возможностей, где ребенок может быть тем, кем хочет. Однако это значительно ограничивает его физическое и психическое развитие, когда он мало реально общается с людьми, не познает окружающий мир и пр.
  7. Сезонность настроения. У детей также могут наблюдаться осенние или весенние депрессии, что можно связать с неприятными событиями, которые происходят в этот период в их жизни.
  8. Стрессы. Дети сталкиваются с многочисленными стрессовыми ситуациями, отличающимися от взрослых. К ним можно отнести развод родителей, конфликты в семье, смерть близкого человека, предательство друга и пр.
  9. Крушение иллюзий и идеалов. Часто родители окружают ребенка различными ложными представлениями о мире, например, говорят о существовании Деда Мороза. Если ребенок сталкивается с ситуацией, где его убеждения не действуют, он может впасть в депрессию. Стресс от крушения идеалов и иллюзий вызывает шок.
  10. Генетическая предрасположенность. Отмечается в семьях, где родители страдают от глубоких депрессивных расстройств.
  11. Психическая травма или перенапряжение.
  12. Физиологические причины: головные боли, нарушение метаболизма, аллергия, неправильное потребление сахара, нарушение питания, болезни желудка или щитовидной железы, мононуклеоз.

перейти наверхперейти наверх

Симптомы депрессии у детей

Депрессия у детей проявляется той же триадой симптомов, что и у взрослых:

  • Малая активность.
  • Снижение мышления.
  • Подавленное настроение.

Следует быть внимательными к поведению своего ребенка. Любые изменения следует отмечать. Если возникают симптомы депрессии, то незамедлительно обращайтесь за помощью. Обратите внимание на следующее:

  1. Ребенок резко прибавляет или снижается в весе.
  2. Ребенок большую часть дня находится в подавленном настроении, тоскует, подавлен, чувствует пустоту.
  3. В поведении ребенка отмечается заторможенность или возбужденность.
  4. Ребенок прекратил интересоваться прежними занятиями и увлечениями.
  5. У ребенка отмечается нарушение сна: он либо долго не может заснуть, либо быстро засыпает, но часто просыпается.
  6. Ребенок кажется усталым и бессильным.
  7. Ребенок не прикасается к еде, что отмечается в нескольких эпизодах.
  8. Ребенок выглядит озабоченным, виноватым, стыдливым.
  9. Ребенок становится невнимательным, рассеянным, «туго» мыслит.
  10. У ребенка пропадает желание общаться.
  11. Возникают при общении с ребенком идеи и темы о самоубийстве, смерти и пр.

С утра ребенок может чувствовать себя хорошо и весело. Однако в течение дня настроение падает, что сильно заметно в вечерние часы. Ребенок жалуется на различные проблемы в отношениях с одноклассниками, друзьями, успеваемости в школе и т. д. Он может говорить о наличии у него головных болей. Если настроение у него и повышается, то длится недолго.

Подвижность ребенка также снижается. Он предпочитает лежать или сидеть в одной позе. Его речь становится тихой, короткой, без использования разнообразных слов. Ему трудно отвечать на вопросы, соображать, даже фантазировать.

Мысли о самоубийстве возникают лишь по истечении длительного времени с момента появления депрессии. Опасность заключается в том, что ребенок может попробовать осуществить свою затею, особенно если в его жизни произойдет некое травмирующее событие, которое станет пусковым механизмом.

перейти наверх

Признаки депрессии у детей

Психологи рекомендуют родителям изучить тему депрессии и внимательно относиться к своим детям. Это позволит на ранних этапах выявить признаки данного состояния у детей:

  • Трудности в общении с другими детьми и близкими.
  • Изменение привычек в еде и во сне.
  • Трудности в выполнении обязанностей и повседневных дел.
  • Трудности в общении со старшими.
  • Появление низкой самооценки.
  • Плохая успеваемость и прогулы в школе.
  • Раздражение и злость.
  • Забывчивость и невнимательность.
  • Пристрастие к алкоголю или наркотикам.
  • Потеря интереса к прежним увлечениям и общению с друзьями.
  • Чувство вины и неуверенность в себе.
  • Пессимизм и постоянная грусть.
  • Вялость, отсутствие энтузиазма.
  • Неадекватная реакция на критику.
  • Появление зубной или головной боли.
  • Появление безнадежности, подавленности, беспомощности, тревоги.

Появление панических приступов и галлюцинаций на фоне бессонницы может привести к последней стадии депрессии – самоубийству. Если ребенок не получит помощи, то может случиться непоправимое. Родителям следует знать о следующем:

  1. В группу риска попадают подростки от 15 до 24 лет и дети от 5 до 14 лет.
  2. В состоянии депрессии возникновение мыслей о самоубийстве возрастает в 30 раз.
  3. Перед совершением суицида человек вдруг становится очень веселым: это говорит о том, что решение убить себя уже принято, что снимает напряжение.
  4. Более склонны к самоубийству подростки, употребляющие алкоголь и наркотики.

Помимо признаков депрессии, родителям следует уделять внимание общению с ребенком. Это значительно может снизить депрессивное состояние и его проявления. Если необходима помощь, то можно начать с обращения к школьному психологу. В противном случае уже понадобится специализированная психиатрическая помощь.

перейти наверх

Лечение депрессии у детей

Тяжелые депрессивные состояния лечатся исключительно в стационарном режиме под присмотром психиатра. Только легкие формы депрессии у детей могут проходить лечение в домашних условиях.

Как именно это будет происходить, должен контролировать детский психолог, который может назначить Адаптол – улучшающее настроение лекарство, которое снимает сонливость, повышает аппетит и настроение, снимает соматические признаки.

Другими медикаментами могут стать:

  • Тенотен – гомеопатическое лекарство.
  • Антидепрессанты, которые назначаются только врачом.

Ребенок продолжает вести обычный образ жизни, при этом проходит лечение. Он ходит в школу, в магазин за покупками, выполняет домашние дела и пр. Самым главным здесь становится поведение родителей, которые должны создать ребенку благоприятные условия в их семье?

  1. Принимать нужды и мнение ребенка.
  2. Повышать его самооценку.
  3. Позволять выражать свои чувства.
  4. Учить решать различные трудные проблемы.
  5. Обучать конструктивному влиянию на сложные ситуации.
  6. Не переутомлять различными заданиями и работами.
  7. Позволять отдыхать.
  8. Позволять гулять на свежем воздухе.

Вместе с психологом ребенок обучается решению своих проблем, которые его беспокоят. Восстанавливается его эмоциональный фон и общее настроение за счет различных методик: арт-терапия, музыкотерапия, ролевые игры и пр. Полезным будет прохождение групповых занятий, где вместе с ребенком психолог будет работать и с его родителями.

перейти наверх

Итог

Детская депрессия является не менее опасной, чем взрослая. Итог может быть печальным, если родители игнорируют состояние своего ребенка – речь идет о суициде. Чтобы не доводить до летального финала, следует уделять внимание общению и занятиям вместе с ребенком.

Родителям следует знать, что у одного из 33 детей проявляется депрессия. Склонными к ней становятся дети, находящиеся в психотравмирующей ситуации, под психологическим давлением или имеющие расстройство внимания. После выздоровления от глубокой депрессии ребенок снова может в нее впасть, если в течение 5 лет возникнет соответствующая стрессовая ситуация.

Источник: https://PsyMedCare.ru/depressiya-rebenka

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мамин советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: