Упражнения для устранения дефектов речи: врачи рекомендуют!

Как влияют дефекты речи на повседневную жизнь человека? (2014-03-28)

Дефекты речи возникают тогда, когда человек неправильно произносит звуки: он может картавить, шепелявить или заикаться.

Обычно дефекты речи у взрослых появляются вследствие перенесенных травм, тяжелых операций или глубоких эмоциональных переживаний — будь то смерть близкого, потеря любимого человека, развод.

Таким образом, речевые недостатки могут возникать в результате травм основных органов: связок, языка, зубов, губ, мышц гортани, неба. А также, если у человека поврежден центр в коре головного мозга, отвечающий за речь. Стать причиной речевого дефекта может сильное и постоянное эмоциональное напряжение.

Наиболее интенсивно речь у человека развивается на 3-5 году жизни. До 2,5-3 лет ребенок может правильно произнести 20-600 слов.

Уже на третьем году своей жизни он начинает говорить не только простыми предложениями, но и сложными. Словарный запас ребенка в четыре года составляет более 1000 слов.

Развитие речи зависит от двух факторов: внутренних и внешних. В раннем возрасте дети, подражая родителям, перенимают их манеру говорить слова.

У человека при произнесении речи участвуют различные органы: центры головного мозга (чаще всего речевые) и нервные пути, которые выходят из него, дыхательные мышцы, а также мышцы лица и языка.

Что такое нормальная речь? Под ней подразумевается четкое, внятное произношение каждой буквы языка. Правильная речь плавная и ритмичная.

Можно сказать о ее нарушении в том случае, когда ее трудно разобрать и понять.

Какие дефекты бывают у человека?

Существует множество различных речевых недостатков. Например: шепелявость, заикание, немота, неспособность правильно произносить буквы и т.д. Рассмотрим их подробно:

 

1. Афония

Дисфония возникает вследствие патологических изменений речевого аппарата. У человека происходит нарушение фонации, то есть он, неправильно произносит звуки.

2. Дислалия

При правильно построенной речи и нормальном слухе у взрослого или ребенка могут проявляться фонетические дефекты.

 

3. Заикание

Имеет место при судорожном состоянии мышц ого аппарата. При этом происходит нарушение ритма, темпа и размеренности речи.

4. Брадилалия

Нарушение речи вследствие замедленного темпа речи.

 

5. Тахилалия

В этом случае человек говорит слишком быстро.

6. Ринолалия

Может встречаться в результате анатомических нарушений ого аппарата. В таком случае у человека возникает дефект тембра голоса и его звукопроизношения.

7. Дизартрия

Данный недостаток имеет место при недостаточной работе нервов, связывающих речевой аппарат с мозгом человека.

8. Афазия

Частичная, либо полная потеря речи, наступающая из-за поражения центральной нервной системы.

9. Алалия

Происходит недоразвитие речи или полное ее отсутствие у ребенка, либо у взрослого. Имеет место при поражении коры головного мозга, отвечающего за речь.

Их причины

Человек, произнося речь, задействует много различных органов в своем теле. Проявление речевых нарушений возможно из-за врожденных аномалий.

К примеру: незаращение верхней губы, мягкого и твердого неба, глухоты, неправильного прикуса, дефектов зубов, челюстей, губ и языка, а также при болезни мышц.

Такие нарушения зачастую бывают при заболеваниях нервной системы человека, при болезнях ого аппарата или носа.

Дефекты речи могу встречаться при болезнях языка, губ, гортани, при нарушении функций мышц мягкого и твердого неба, носоглотки.

Кроме того, у человека могут появиться недостатки речи вследствие перенесенных операций на эти речевые органы. Речь может быть невнятной у людей с очень редкими зубами и при неправильном строении челюстей.

При поражении головного мозга возможна внезапная потеря человека произносить звуки. Речевые дефекты могут носить и временный характер.

Как устранить недостатки речи у ребенка?

У каждого ребенка по-своему происходит развитие речи по-своему в зависимости от особенностей речи конкретного ребенка.

Обычно проблемы возникают в произношении сразу нескольких звуков, являющимися проблемными: «з», «с», «ж», «ш». Нормой является, если ребенок не выговаривает звуки до трех-четырех летнего возраста.

  Но в том случае, если проблема сохранялась на пятом году его жизни – непременно посетите логопеда. Только занятия с опытным врачом помогут решить данную проблему.

Зачастую причиной появления дефектов речи у детей является неправильное произношение слов и сюсюканье взрослых при общении с ребенком. Помните, что малыш, прежде всего, учиться у вас.

Он начинает разговаривать именно так, как ему показали близкие люди. Чаще всего речевые недостатки можно встретить у детей в возрасте от 2 до 6 лет.

Так как именно в этот период ребенок пытается реализовать свои мысли в слова.

Вам необходимо сразу же обратить внимание на возникшую проблему – это очень важно. Определить наличие дефектов речи у вашего ребенка может только логопед-дефектолог. Их исправление производиться индивидуально. Но, во-первых, необходимо устранить причины появления данных недостатков. Как ребенку, так и родителям следует запастись терпением.

Поскольку успешный результат в большинстве случаев зависит от настойчивости и регулярности проведения занятий. Если ваш малыш произносит неправильно только один из звуков в речи, то результат не заставит себя долго ждать – вам потребуется всего несколько занятий у логопеда.

Но в том случае, если речевой дефект связан с отклонениями в развитии ребенка – на занятия придется потратить около шести месяцев.

Занятие с логопедом

Данные упражнения помогут как ребенку, так и взрослому справиться с произношением букв «л» и «р», свистящих звуков «с», «з», «ц» и шипящих «ш», «щ», «ж», «з».

1) Ложка

Широко откройте рот и высуньте язык так, чтобы он имел форму «ложки» или «чашки». Удерживайте его в таком положении 4-5 секунд.

2) Трубочка

Ребенку необходимо при сомкнутых зубах вытянуть губы в виде трубочки, насколько это возможно.

3) Барабанщик

Откройте рот и кончиком языка быстро ударяйте место за верхними губами. При этом произносите звук «д-д-д-д-д»

4) Чистка зубов

Вам следует открыть рот, и кончиком языка пройтись сначала по верхним, затем по нижним зубам. Проделайте это несколько раз.

5) Вкусный джем

Улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Оближите верхнюю губу широким языком. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Что делать при повреждении речевых органов?

Если недостаток возник в результате несчастного случая или травмы, то пациенту в первую очередь необходимо проходить лечение в стационаре. После этого врач направит его в специальную клинику для реабилитации.

Во время нее лечение полученной травмы продолжается и к человеку на помощь приходит логопед. Так больной заново учится правильно произносить слова и звуки. Стоит отметить, что тут крайне важна инициатива со стороны самого человека.

В центре для реабилитаций стоит поинтересоваться, есть ли возможность участия в терапии дыхания и речи.

После этого пациенту необходимо уже дома продолжить лечение последствий травмы. Обязательным является принятие участия высококвалифицированного и опытного врача-логопеда в лечении больного. Помимо того, человека рекомендуется освоить пару упражнений на расслабление.

Как бороться с переживаниями?

Нарушение речи – неопасное заболевание для жизни, однако оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного эмоционального переживания у него может развиться депрессия и другие заболевания.

Поэтому людям с дефектом речи необходимо делать все возможное, чтобы восстановить свою речь, но не впадать в состояние депрессии. Вам в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом-отоларингологом и уже вместе с ним составить план последующей реабилитации.

После чего, желательно с логопедом пройти курс терапии по речевой коррекции. Порекомендовать логопеда или другого специалиста вам поможет врач.

Однако если недостатки в речи возникли вследствие психологических проблем, то в таком случае следует обратиться за помощью не только к логопеду, но и к психологу или психотерапевту. Существует множество специальных центров, предлагающих консультации психолога, врача-логопеда и дефектолога, а также группы взаимопомощи.

Консультация включает полное обследование специалистами, подбор коррекционной программы для конкретного человека. Такие занятия по коррекции логопеды проводят как в специальных центрах, так и выезжая на дом. Для детей квалифицированные занятия по исправлению дефектов речи проводятся в специализированных детских садах для развития речи и психического развития.

Там ребенка готовят к школе, развивают познавательные способности.

Проблемы у взрослых и их устранение

1. Волнение при произнесении речи

Иногда вы можете услышать, что человек, особенно с незнакомыми людьми, начинает волноваться. Вследствие чего его речь становится непонятной. Перед предстоящим важным разговором, вам следует сначала успокоиться. Будет неплохо, если вы выполните несколько дыхательных упражнений для восстановления вашего дыхания.

1) Диафрагмальное дыхание

Для его выполнения при глубоком вдохе следует надуть живот и втянуть – на глубоком выдохе. Перед значащим для вас разговором заранее подготовьте текст, проговорите его вслух. Во время разговора разговаривайте спокойно. Если заметите, что ваш темп заметно ускорился, сделайте паузу и глубокий вдох. И только потом продолжайте беседу с партнером.

2) Миогимнастика

  • Представляет собой упражнения для формирования функций органов артикуляции.
  • Наберите в рот воды и удерживайте ее 13-15 секунд. При этом не разжимайте губы.
  • Зубы и губы должны быть сомкнуты, а губы сверните в трубочку. В таком положение следует пробыть около 5 секунд.
  • Улыбнитесь и обнажите сомкнутые зубы. Удерживайте улыбку в течении 3-5 секунд.
  • Надуйте щеки, рот закрыт. К ним прижмите кулаки. Далее медленно выдавливайте воздух через сжатые губы.
  • Вытяните нижнюю губу вперед, захватите ею верхнюю. То же самое проделайте с верхней губой.

2. Гнусавость

Причиной ее появления является неучастие носовой полости в процессе артикуляции звуков. Исправление дефекта связано с лечением заболеваний, вызывающих затруднение носового дыхания при полипах, аденоидах, при искривлении носовой перегородки и т.д.

Такие носовые звуки как «м», «н» искажаются, а звучание голос получается глухим. Обычно во всех случаях можно избавиться от гнусавости, если обратиться к врачу.

Устранив основные причины этого речевого недостатка, можно при помощи логопедических упражнений исправить свою речь.

3. Речевой имидж

Он основан на правильной и выразительной речи, на мимике во время общения и формирует первое впечатление о человеке. Иногда речевой имидж называют вербальным. Обратите свое внимание на манеру разговора, управляйте своими эмоциями. Это особенно касается публичных выступлений.

В создание имиджа речи вам могут помочь групповые тренинги, которые проводятся во всех логопедических центрах. Ведь, как известно – красивая и правильная речь располагает внимание аудитории. Исправление речевых дефектов не только возможно, но и необходимо для продвижения по работе.

Человек, владеющий прекрасно своей речью, добьется больших высот и успеха в своей жизни. Но для этого необходимо постоянно работать и закреплять необходимые навыки.

4. Правильное дыхание

Под ним понимается не только вдох, который производится через нос, а выдох – через рот. При правильном дыхании вы также проводите профилактику простудных заболеваний.

Кроме того, когда вы вдыхаете носом, то воздух увлажняется, согревается и далее очищается, попадая в легкие.

Нарушение произношения звуков, изменение интонации голоса или гнусавость из-за заложенности носа могут быть следствиями наличия каких-либо простудных заболеваний.

5. Дикция

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и внятное произношение согласных и гласных звуков с правильной их артикуляцией. Правильная дикция обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука языка. Открывайте рот широко – так ваше звукопроизношение будет четче. Специальные упражнения помогут вам развить подвижность мышц нижней челюсти.

Если губы у вас недостаточно подвижны, то также негативно скажется на внятности произношения звуков в речи. Кроме того, на отчетливость речи влияет работа языка. Особые трудности у людей возникают при произношении слов со стечение согласных звуков. Их следует произносить на одном выдохе, при этом быстро меняя положение языка.

Вернуться к содержанию

Источник: https://vashgolos7.ru/defekty-rechi.html

 

Речевые дефекты: эффективные упражнения для устранения в домашних условиях

Елена

01.02.2017 в 08:03

Здравствуйте, дорогие друзья!

Речь — характеризует человека. Его способность мыслить, выражать эмоции и чувства по отношению к происходящему. Благодаря словам мы способны более красочно и эффектно доносить к слушателям свою позицию, размышления или информацию.

Именно по этой причине люди стремятся избавиться от возможных дефектов в произношении, чтобы максимально соответствовать норме и стандарту речи. И при этом, не всегда есть возможность во взрослом возрасте исправить укоренившуюся проблему.

Чаще всего людям попросту некогда заниматься усовершенствованием, они ленятся или не могут найти оптимальную систему занятий. Некоторые могут испытывать серьезные комплексы из-за присутствия в их жизни характерного отличия.

Речевые дефекты ребенка или подростка — более податливы и исправимы. Но не всегда техники, применяемые специалистами, имеют долгожданный результат. В сегодняшнем материале мне хотелось бы рассказать вам о существующих упражнениях исправления дефектов в домашних условиях. И, как говорят, дома могут лечить даже стены!Но каковы причины возникновения щепетильной проблемы?

Особенности развития дефектов речи

Нарушение произношения слов может возникнуть в процессе искаженного выговаривания звуков. Это выражается в картавости, шепелявости и заикании.

Зачастую, у взрослых развивается подобные особенности из-за перенесенного шока или стресса. Также влияют сложные операции, травмы или эмоциональные потрясения в виде смерти близкого или разрыва отношений.

Я хочу отметить риск получения нарушений при ситуациях, которые личность может добровольно себе воссоздать. Речь идет о систематичном, нервном перенапряжении, что выливается в легкую форму заикания или невозможности четко построить предложения.

Пик развития речи приходится на возраст в области 3-6 лет. Именно к этому моменту мы получаем возможность использовать словарный запас более 1500 слов.

Способность говорить четко и понятно всегда зависит от нескольких факторов, а именно от внутренних и внешних. Нужно понимать, что в раннем возрасте у детей открывается способность копировать манеру разговора своих родителей. И если вы нашли у себя нарушения построение звуков, то стоит не игнорировать ситуацию, а скорее взяться за решение вопроса.

От этого зависит не только ваш уровень комфорта, но и отношения членов семьи друг к другу. Всем хочется быть понятым и услышанным правильно. Особенно важно это как раз в детстве во имя избежания насмешек и подколов со стороны одноклассников.

Что такое нормальная речь? Это четкое и абсолютно внятное произношение всех букв алфавита родного языка. В процессе воспроизведения слов люди задействуют речевые органы: мозг, нервные соединения, дыхательные мышцы, все лицо и язык. Только в случае сбалансированной работы этих органов, речь особи будет ритмичной, плавной и сбалансированной. Но как исправить нарушения дома?

Планирование тактики

В этом вопросе результативней всего себя рекомендуют игры на коррекцию речи. При таком формате подхода личность полностью вовлекается в процесс и воспринимает задания, как интересную игру, в которой могут участвовать все члены семьи одновременно!

Вам не нужно ехать в другой конец города и записываться к логопеду на сеанс. Вы сможете обеспечить лечащий курс в окружении родных стен! Уделяя игровым занятиям достаточное количество минут, а особенно при систематическом подходе, вы сможете заметить долгожданные изменения в ближайшее время.

На сегодняшний день подобных игр существует великое множество. Упражнения рассчитаны на стимулирование органов речи и построение правильного выговаривания звуков и букв.

Отмечу то, что сам принцип работы с детьми и взрослыми людьми — идентичен. Просто отличие формируется принципом подхода к детской психике через призму игры.

Предлагаю вам ознакомиться с наиболее успешными методиками для тренировок, чтобы получить максимальный результат от такого полезного времяпрепровождения.

Проблемы и их устранение

1. Техника

Упражнения на технику помогают маленькому человечку обрести и почувствовать свой голос.

  • Обеспечьте себе и ребенку удобное положение, сделайте глубокий вдох через нос. Предложите ему сделать упражнение, как будто он — это маленький шарик! Нужно максимально наполнить диафрагму и легкие воздухом, а после сделать выдох через нос (7 подходов);
  • аналогичное упражнение с первым, но с задержкой дыхания на 3-5 секунд. Подготовить малыша к нему можно с помощью игры в «аквалангистов» под водой;
  • игра в мычание прекрасно тренирует технику и заряжает позитивом. Вам нужно набрать полные легкие воздухом, а на выдохе начать рассказывать стишок, петь любимую песенку или зачитывать скороговорку.

В момент, когда воздух станет заканчиваться — выбросьте оставшийся с резким звуком «хааа»!

2. Работа с дикцией

Пять минут в день такой зарядки обеспечивают подвижность речевого аппарата, расслабляя нужные мышцы.

  • опустите нижнюю челюсть вниз и осуществляйте движения вниз-вверх, право-влево (12 раз);
  • предложите ребенку представить себя оперным певцом. Для этого нужно занять исходное положение стоя и положить руки на грудь. При наклоне вперед требуется воспроизводить протяжные гласные звуки максимально низким голосом (2-3 мин.);
  • расплывшись в улыбке нужно двигать язычком от одного уголка губ к другому, не нужно при этом двигать челюстями или открывать рот.Предложите ребенку продемонстрировать голливудскую улыбку! Для этого нужно улыбаться с открытым ртом, а после облизать губы языком (по 1 подходу 12-15 раз);
  • пусть покажет язычок, пытаясь достать к подбородку и носу. Но смотрите за тем, чтобы язык не сворачивался в трубочку и максимально избегал зубов и губ.

3. Устраняем дефекты посвистывания, шепелявости и букв «р» и «л»

  • ДудкаПлотно сжимаем губки, а затем вытягиваем их, как при игре на трубе;
  • блюдцеШироко открывайте рот, представляя, что наш язык — это круглое блюдечко, высовываем его вперед;
  • бокс языкомФантазируем, что язык — это спортсмен в боксерской перчатке и вам нужно ударять им по небу и ряду верхних зубов. Обязательное условие произносить при этом звук «д»;
  • пианиноДумаем о том, что верхние и нижние зубы — это пианино, а вам нужно языком провести по «ноткам-зубам».

4. Боремся с заиканием

  • Веселый шагВам нужно устроить веселый хоровод и двигаться по кругу. На каждый шаг произносите фразу: «Мы весело шагаем в хороводе опа-опа-па-па, нати-нати-тата»;
  • прыгуныОрганизуйте прыжки на каждой ноге поочередно, произнося: «Прыг-скок-прыг-скок, уф-уф, аф-аф, тап-тап, пап-пап, тат-пап, пап-тап»;
  • весело поемАктивно двигайте руками в образе дирижера, проговаривая слова стихотворения на распев.

Источник: https://elenarou.ru/kak-ispravit-rechevyie-defektyi-u-detey-i-vzroslyih-v-domashnih-usloviyah.html

 

Дефекты речи. Дефекты речи у взрослых и детей. Дефектолог, логопед

Сегодня мы расскажем вам о том, какие бывают дефекты речи. Кроме того, вы узнаете, как избавиться от такого патологического явления, к какому специалисту следует обращаться в случае необходимости.

Общие сведения

Дефекты речи – это неправильное произношение звуков, которое возникает вследствие нарушения отдельных функций речевого аппарата. К таким патологическим состояниям относят шепелявость, заикание, картавость и пр.

Как известно, речь человека начинает особенно интенсивно развиваться к 2-5 годам жизни. До 3-х лет ребенок может правильно произносить примерно 30-700 слов, а уже к 4 годам говорить, используя сложные предложения. В это время словарный запас малыша составляет примерно 1500 слов.

Как развивается речь?

Развитие речи зависит от внешних и внутренних факторов. Обычно дети подражают своим родителям и практически полностью перенимают их манеру говорить. Во время произношения слов или каких-либо звуков у человека задействуется много разных органов, а именно центры головного мозга, нервные пути, дыхательные мышцы, мышцы языка и лица.

Под нормальной речью взрослого и ребенка понимается четкое и внятное произношение каждой буквы. При этом разговор человека должным быть плавным и ритмичным. Если речь невнятна, неразборчива и непонятна, то говорят о ее нарушении. Сегодня различают такие дефекты речи, как заикание, неспособность правильно произносить отдельные буквы, немота и пр.

Причины возникновения

Дефекты речи у взрослых людей обычно появляются из-за хирургических операций и травм основных органов речи (мышц гортани, ых связок, языка, неба, зубов и губ). Также такое патологическое состояние может возникнуть вследствие тяжелых эмоциональных потрясений (к примеру, развод, потеря близкого человека и т. д.).

Кроме всех перечисленных причин, дефекты речи нередко развиваются из-за незаращения верхней губы, врожденных аномалий, неправильного прикуса, особого строения челюстей, языка, зубов и губ, глухоты, а также заболеваний мышц.

Следует также отметить, что при наличии редких или кривых зубов люди могут неправильно произносить согласные звуки. Внезапная потеря внятной речи очень часто наблюдается при поражениях и болезнях головного мозга.

Основные виды

В зависимости от симптомов дефекты речи у взрослых и детей подразделяются на несколько видов. Чтобы определить, какое патологическое состояние наблюдается у вас, следует обязательно обратиться к специалисту. Последний обязан не только определить вид дефекта, но и выявить причину его возникновения, а также назначить лечение или особые процедуры (упражнения).

Итак, рассмотрим основные дефекты речи более подробно.

Афония или дисфония

Данная аномалия возникает из-за патологических изменений речевого аппарата. Как правило, у таких людей происходит заметное нарушение фонации. Другими словами, они неправильно произносят звуки.

Тахилалия

Это особая форма нарушения устной речи, которая выражается в очень быстром темпе говорения. Данная особенность не имеет отклонений фонетического, грамматического и лексического характера.

Брадилалия

Такой дефект сопровождается замедленной речью. Другими словами, человеку очень сложно издавать расчлененные звуки. Следует также отметить, что существует и такое аналогичное отклонение, как брадифразия.

Люди с подобным диагнозом разговаривают очень медленно. Как правило, это обусловлено ослаблением процесса мышления.

Оба названных патологических случая представляют собой следствие местного заболевания головного мозга.

Заикание

Такое нарушение речи возникает из-за судорожного состояния мускулатуры речевого аппарата и сопровождается частым повторением звуков или слов, остановками в разговоре, нерешительностью, сбивчивостью в темпе, ритме и плавности.

Дислалия

Это фонетические дефекты (нарушение звукопроизношения), которые наблюдаются у человека при правильно построенной речи и нормальном слухе.

Ринолалия

Это дефект звукопроизношения и тембра голоса, который возникает вследствие анатомических нарушений речевого аппарата человека.

Дизартрия

Такой дефект возникает из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. Как правило, он образуется в результате поражений подкорковых и заднелобных отделов мозга. При таком отклонении ограничена подвижность органов речи (языка, мягкого неба, губ).

Вследствие этого наблюдается затрудненная артикуляция. У взрослых людей дизартрия не сочетается с распадом речевой системы. В детском же возрасте такой дефект может привести к нарушению чтения, произношения слов и письма, а также к общему недоразвитию речи.

Алалия

Это недоразвитие речи или ее полное отсутствие при нормальном слухе и интеллекте. Причиной такого дефекта у детей может выступать повреждение больших полушарий головного мозга во время родов, а также мозговых заболеваний или травм, которые были перенесены малышом в доречевой период жизни.

Афазия

Это нарушение уже сформировавшейся речи. Такой дефект возникает при поражениях речевых отделов коры головного мозга, а также в результате перенесенных инсультов, травм, воспалительных процессов, опухолей и некоторых психических заболеваний.

К кому специалисту обращаться за помощью?

Теперь вам известно, что такое дефект речи. Следует отметить, что крайне важно своевременно выявить данную проблему.

Если вы заподозрили у себя или своего близкого человека такое патологическое явление, то следует сразу же обратиться к специалисту (дефектолог, логопед, отоларинголог, стоматолог, невролог, ортодонт).

Ведь только опытный врач сможет определить наличие отклонения и попытаться его исправить.

Как избавиться от дефектов речи?

Исправление дефектов речи у детей и взрослых людей производится в индивидуальном порядке. Для начала следует выявить причину такого отклонения, а уже потом приложить все усилия для ее устранения.

Если нарушение речи обнаружено у ребенка, то родителям требуется запастись огромным терпением. Ведь успешный результат зависит прежде всего от регулярности занятий, усердия и настойчивости пациента.

Следует отметить, что ввиду огромного количества дефектов речи и их причин возникновения существует немало методов терапии таких отклонений. Если после излечения основного заболевания пациент не идет на поправку, то специалисты могут применить дыхательную или речевую терапию. Кстати, последнюю нередко назначают после инсульта, травм или операций.

Исправление дефектов речи у взрослых и детей может занять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет.

Психологический фактор

Человек с такими нарушениями не должен избегать окружающих людей. Боязнь того, что его не поймут, очень часто необоснована. Таким людям, наоборот, следует чаще общаться и регулярно совершенствовать свою речь. Пациент, изолирующий себя от общества, может начать страдать тяжелыми психическими заболеваниями.

Конечно, нарушение речи не опасно для жизни. Однако такое патологическое состояние может непосредственно влиять на повседневную жизнь человека. Вследствие сильного переживания по поводу имеющего дефекта у людей довольно быстро развивается депрессия или же возникают какие-либо другие заболевания. Поэтому нарушение речи требуется обязательно лечить.

Источник: https://.ru/article/147014/defektyi-rechi-defektyi-rechi-u-vzroslyih-i-detey-defektolog-logoped

 

Учимся правильно говорить

Взрослые начинают шепелявить, картавить и заикаться вследствие эмоциональных и физических травм. Дети гораздо чаще сталкиваются с подобными проблемами. Если ребенку четыре года, то заниматься правильностью речи уже необходимо. Родителям важно понять, что же на самом деле является причиной речевых нарушений и как правильно работать над исправлением недостатков речи.

Причины

Есть множество причин, которые вызывают дефекты речи. Условно их можно поделить на два типа: врожденные (из-за наследственности, особенностей организма и тяжелой беременности матери) и те, которые возникли уже после рождения.

Недостатки речи могут появиться вследствие болезней губ и гортани, нарушения функций мышц ротовой полости. Причиной также могут стать чрезмерно редкие зубы и неправильное строение челюстей. Речевые недостатки могут быть связаны с поражением коры головного мозга.

Дети с речевыми аномалиями отличаются особенностями в развитии. С точки зрения физического развития, у таких детей нарушены органы артикуляционного аппарата, дыхания и голосообразования, моторика и деятельность мышц.

Ко всему прочему, такие дети быстрее устают, потому они могут отставать от сверстников в показателях силы и ловкости.

С точки зрения психологии, дети, страдающие расстройствами речи, выделяются среди прочих неустойчивым вниманием, слабой памятью и мышлением, а также задержкой в развитии воображения.

Виды дефектов

В зависимости от проявлений, дефекты речи делятся на типы: проблемы со скоростью воспроизведения (тахилалия – слишком быстрый, брадилалия – слишком медленный), патологическое изменение речевого аппарата (афония и дисфония), заикание, дефекты тембра голоса и произношения звуков, проблемы из-за неправильной работы речевого аппарата и центральной нервной системой, реже – из-за патологий головного мозга. Самостоятельного исправления дефектов речи невероятно сложно добиться, а в некоторых случаях – вообще невозможно. Если вы страдаете сами или наблюдаете их у своего ребенка, обратитесь к логопеду.

Заикание

Борьба с заиканием, пожалуй, является самой долгой за всю историю речевых недостатков.

Чего только не делали горе-врачи предыдущих столетий: подрезали язык, вырезали часть мышц языка, пытались изобрести лекарство, и даже, по древнему китайскому нетрадиционному лечению, подставляли щеку для пощечины в облачную погоду.

Настоящее открытия сделал русский врач Иван Сикорский лишь в 90-х годах девятнадцатого века. Он объяснил заикание особенной формой невроза, и для исправления дефекта речи начали применять успокоительное, водные процедуры, пение, декламацию и специальные упражнения для исправления речи.

https://www.youtube.com/watch?v=Fo95MqZodJI

Главной причиной заикания признали судороги в мышцах речевого аппарата. Речевая аномалия берет истоки в нервных центрах головного мозга. За речь отвечают три мозговых центра: центр Брока, Ассоциативный центр и центр Вернике.

Заикание связано с разнобоем в работе этих трех центров, например, разной скоростью их работы.

Теперь для нормальной работы речевого круга используют успокаивающие и противосудорожные препараты, общеукрепляющие процедуры, гипноз и речевые упражнения с темпом речи, регуляцией дыхания и другим.

«Взрослые» проблемы

Перечень недостатков речи взрослых немного отличается. Соответственно, другими будут и упражнения для исправления речи.

Если причина недостатков речи заключается в волнении (человек боится выступать перед большой аудиторией или вступать в разговор с незнакомыми людьми), перед разговором постарайтесь успокоиться. Подготовьте текст, повторите вслух. Когда чувствуете ускорение темпа своей речи, остановитесь, глубоко вдохните. Делайте упражнения миогимнастики.

Если главным дефектом вашей речи является гнусавость, то причина может крыться в болезни носовой полости (полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки). После устранения причины уйдет и гнусавость. Если дело в другом, обратитесь к логопеду, он разработает для вас специальные упражнения для исправления речи.

Проблемы с дикцией можно побороть, упорно практикуя специальными упражнениями. Ваша речь станет четче, если при разговоре широко открывать рот. Развивайте подвижность губ и языка, следите за дыханием и темпом речи, и скоро вы сможете значительно улучшить ваше произношение.

Упражнения до логопеда

Над исправлением недостатков речи следует начинать работать, как только они появились. Вот несколько простых упражнений, которые помогут сделать органы речи сильными и упругими.

При работе с детьми лучше преподнести занятия в игровой форме, можно показывать картинки или использовать музыку. С помощью артикуляционной гимнастики вы укрепите речевые мышцы и подготовите базу для чистого произношения.

После таких тренировок ребенку будет легче работать с логопедом.

Заниматься следует по пять минут два раза в день (с утра и вечером) перед зеркалом.

  1. Упражнение для активации мышц щек: пощипывания обеих щек от 10 до 15 раз, кончиками пальцев, если щеки расслаблены. Если напряжены – делайте такое же количество поглаживаний.
  2. Упражнение для губ: если губы в низком тонусе – слегка надавливайте на губы от средины до уголков. Если тонус повышен – делайте то же, только в противоположном направлении (от уголков до средины).

Ряд упражнений для губ:

  1. пусть ребенок повторит за вами “уточку” и сделайте пару щипков;
  2. улыбайтесь, не размыкая губ; это может быть сложно;
  3. теперь разомкните губы и улыбайтесь так, чтобы было видно все зубы;
  4. улыбайтесь, переводя кончик языка из правого уголка рта в левый (как бы по часовой стрелке). Подбородок при этом должен оставаться на месте;
  5. при неподвижном подбородке попробуйте улыбнуться, открыть рот, а языком дотрагиваться поочередно до верхних и нижних зубов;
  6. следующее упражнение – “лошадка”: нужно цокать языком. Это упражнение можно использовать не только во время тренировок артикуляционного аппарата, но и как часть повседневных игр;
  7. попробуйте плотно приложить язык к небу, затем улыбнуться, открыть рот и оставаться в таком положении несколько секунд;
  8. последнее упражнение самое вкусное: верхнюю губу нужно смазать медом (вареньем) и скажите облизать ее не по кругу, а одним движением широкого языка.

Работа с логопедом

У каждого ребенка речь развивается по своей, уникальной схеме. Наиболее типичная проблема, с которой сталкиваются родители, – это звуки «с», «з», «ш», «ж». Во-первых, перестаньте сюсюкаться с ребенком – говорите правильно, четко выговаривая слова, ведь он учится говорить именно от вас.

Проблемы с произношением звуков до четырех лет – это вполне нормально, но после пяти лет, если проблема не прошла сама собой, запишитесь на прием к логопеду, опытный врач поможет наладить речь. Логопед-дефектолог выяснит причины неправильного произношения, и разработать индивидуальную схему занятий.

Если проблемы связаны с дефектом произношения одного звука, потребуются всего несколько приемов. Если речь идет о проблемах с развитием ребенка, занятия нужно будет посещать около шести месяцев.

Источник: https://MedBooking.com/blog/post/uchimsya-pravilyno-govority

Как избавиться от картавости – упражнения и советы специалистов

Дефект речи приносит много дискомфорта. Картавость – распространенное нарушение у детей и взрослых. Особенно волнуются женщины. Когда девушка картавит, то краснеет, заикается, смущается.

Многие задают вопрос: почему некоторые люди картавят? Причины бывают разного характера. Для того чтобы точно установить диагноз и выбрать метод коррекции, подключают логопеда, стоматолога, ЛОРа.

Они посоветуют, как избавиться от картавости эффективно и в домашних условиях.

Что такое картавость (дислалия)?

Картавость (ротацизм) – это неправильное образование звука «Р» речевым аппаратом. Явление провоцируют разные причины. В норме язык поднимается к верхнему небу, в район передних зубов, и вибрацией в правильном положении образует звук.

Дефект речи приносит дискомфорт, нервное напряжение. Когда человек не может произносить звук правильно, то начинает смущаться и даже заикаться. Исправление картавости – длительный процесс. И чтобы избавиться от дефекта речи, нужно запастись терпением.

Виды ротацизма

Картавость существует нескольких типов:

  • Увулярная форма картавости. Дислалия речи происходит из-за неправильной вибрации маленького язычка неба;
  • Велярная. Нарушение речи провоцирует все верхнее небо;
  • Боковая. Язык или его часть смещается набок;
  • Двогубная. Неправильное положение губ нарушает образование звука;
  • Проторная. Язык и мягкое небо неправильно взаимодействуют при построении звука.

Диагноз картавости ставит взрослому или ребенку логопед. Для этого определяются причины, и проводится диагностика.

Почему люди картавят: причины

Причины дефекта картавости:

  1. Нарушения функциональных возможностей слухового аппарата (врожденные патологии или воспалительные процессы, сниженный слух);
  2. Травмы языка;
  3. Неправильный прикус, отсутствующий передний верхний или нижний зуб, укороченная или удлиненная челюсть;
  4. Патологии речевого аппарата. Неправильная уздечка – самая распространенная причина картавости;
  5. Генетическая предрасположенность. Заболевание передается по наследству;
  6. Паралич или атония языка, его части.

Врачи научат, как перестать картавить.

Диагностика

Диагностика картавости – комплексный процесс. К нему подключают логопеда, стоматолога и ЛОРа. Логопед оценивает ситуацию с речью, стадию не проговаривания звука и определяет вид заболевания. Определить анатомические отклонения речевого аппарата или слухового механизма могут стоматолог и ЛОР. Они помогают убрать картавость разными методами.

Лечение картавости

Медицина предлагает эффективные методы для коррекции картавости в любом возрасте. Исправление дефекта речи – дело длительное. Логопед проводит лечебный массаж для языка взрослому человеку и ребенку, подбирает специальные упражнения для четкости речи, преподает специальные техники целебной вибрации речевого аппарата, говорит скороговорки и тренировочные фразы.

При нарушениях в слуховом аппарате подключают ЛОРа. С помощью фармакологических средств или оперативного вмешательства он восстанавливает функциональные возможности органа.

Рот – главная часть речевого аппарата. Стоматолог при необходимости оперирует уздечку, проводит протезирование и другие манипуляции в ротовой полости. Выправление зубов, прикуса дает отличные результаты для четкости речи, твердой буквы «р». Правильный прикус, полный зубной ряд восстанавливают четкость речи.

Как избавиться от картавости: упражнения

Избавиться от картавости помогают специальные упражнения. Они укрепляют мышцы языка и связки ротовой полости, мягкая буква «р» становится твердой. Чтобы устранить дефект, необходимо:

  1. Лечебная улыбка. Открыть широко рот. Не закрывая его, языком погладить небо. Упражнения повторяют 10 раз;
  2. Поглаживание. Откройте рот максимально широко. Положите на нижнюю губу язык. Делайте им движение поглаживания вниз и вверх. Дополнительно добавляйте к движению звук «р»;
  3. Чистка зубов. Растяните губы в широкой улыбке. В таком положении проведите кончиком языка по внутренней стороне верхнего зубного ряда. Кончик двигается плавно влево и вправо;
  4. Желобок. Открыв рот, языку придайте форму желобка. В таком положении произносите букву «ф». Старайтесь при произношении выпускать узкую струю воздуха. В идеале она проходит посередине желобка языка. Вибрация, которая создается, позитивно влияет на речевой аппарат, гарантирует исправление речи.

Возраст не станет помехой для тех, кто хочет убрать картавость. Главное, в 1 день делать несколько подходов. В таком случае регулярный комплекс принесет быстрый результат.

Как исправить картавость у взрослого человека?

Исправить картавость можно самостоятельно, в домашних условиях. С задачей справится взрослый и ребенок:

  • Медленное проговаривание слогов «ТЭ», «ЛЭ» и «ДЭ». Сначала проговаривайте при картавости каждый слог отдельно, медленно и четко по 10 раз. После, говорите 3 слога слитно, одни словом;
  • Те же слоги повторяйте медленно. Убираем язык вверх, дотрагиваясь кончиком десны верхнего зубного ряда. Выполнение – медленное, произносить звуки – громко;
  • Постепенно начинайте в таком режиме проговаривать слова с одной буквой «р». Медленно обычно и дотрагиваясь десны над верхними зубами. После тренировок со слогами мышца окрепнет, нарушение речи со временем исчезнет.

Некоторые пациенты говорят, что не избавились от дефекта самостоятельно. Но при ежедневных 3- разовых подходах у картавости не останется шансов.

: как убрать картавость у подростка в 13-16 лет

Убрать картавость в 13-14-15-16 лет реально с помощью специального видео. В нем показана простая древняя техника, которая восстановит речь, быстро уберет дефект. Для этого не понадобиться специальные дорогие тренажеры или приспособления. Подручными средствами с помощью видео реально убрать картавость речи, добиться поразительных результатов у детей и взрослых.

Скороговорки для постановки речи

Скороговорки от картавости исправляют произношение, тренируют ротовой аппарат. Чаще всего логопеды советуют преодолевать ротацизм с помощью предложений:

• ” В грозу от груза арбузов развалился кузов “

• ” Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, до поры остры топоры “

• ” Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла ” .

Нарушение звукопроизношения, более твердый звук «р» появится после нескольких дней ежедневных тренировок. Главное правильно и четко повторять упражнение, и картавость отступит.

Профилактика

Чтобы предупредить развитие дефекта речи у ребенка, необходимо:

  1. Следить за правильностью произношения звуков и слогов. При проблемах немедленно обращаться за помощью к логопеду или дефектологу;
  2. Профилактическое посещение ЛОРа. Мероприятие поможет выявить на ранних стадиях воспалительные процессы слухового аппарата и избежать картавости;
  3. Неотложное лечение стоматологических заболеваний и патологий. Манипуляции и специальные системы помогают восстановить функциональные способности ротовой полости, сделать речь более чистой и правильной.

Источник: https://wjone.ru/410-kak-izbavitsya-ot-kartavosti

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мамин советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: