Ребенок не запоминает буквы

Ребенок не запоминает буквы

Даже в случае слабой подготовки к школе ребенок, не знающий буквы и не умеющий читать, при нормальном интеллектуальном развитии постепенно догонит своих сверстников.

Но когда при регулярных занятиях малыш не способен запомнить и назвать уже знакомые ему буквы, путая их между собой, это может быть следствием серьезных отклонений.

Для определения дальнейшей тактики действий родителям необходимо выяснить, какие именно особенности развития мешают их чаду справиться с обучением.

Причины, связанные с нарушениями развития

Трудности с изучением букв могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития, вызванной нарушением кровоснабжения шейного отдела позвоночника. Это характерно для родовых травм и может проявиться при начале обучения первоклассника. Родителям и учителям следует обратить внимание на следующие характерные симптомы:

  • повышенная подвижность;
  • быстрая утомляемость;
  • жалобы ребенка на головную боль и тошноту;
  • плаксивость.

Функциональные расстройства организма, вызванные другими факторами, могут быть выявлены только с помощью специальных обследований. К таким нарушениям, многие из которых связаны с отклонениями в развитии центральной нервной системы, относятся:

  • низкая степень зрительного восприятия и плохая зрительная память;
  • затруднения с ориентацией в пространстве, когда ребенок путает направления «справа» – «слева», правую и левую руку/ногу;
  • позднее перераспределение психических функций между полушариями головного мозга;
  • последствия переучивания левши;
  • недоразвитое слуховое восприятие, затрудняющее установление связи между произнесенным звуком и буквой;
  • нарушения в поведении (не может сконцентрироваться, быстро устает) и мотивации (постоянно предпочитает игры занятиям).

В случае возникновения серьезных проблем не обойтись без консультации невролога. После проведенного обследования и установления диагноза врач даст рекомендации родителям и при необходимости назначит соответствующее лечение, в том числе с использованием медикаментозных средств.

Читать ещё  Как отучить ребенка от рук

Упражнения для коррекции нарушений

Благодаря регулярным упражнениям с проблемным ребенком, которые дополнят назначения невролога, можно устранить большинство речевых патологий, препятствующих формированию навыков чтения и письма.

Занятия помогут скорректировать зрительные представления, внимание и учебную мотивацию, а также отработать навык ориентирования «справа» – «слева», который должен быть сформирован у ребенка еще до поступления в школу.

Для этого подойдут следующие упражнения:

  • Постоянная отработка слов: справа, слева, влево, вправо. Напоминать при любых ситуациях, например, когда ребенок берет в руку какой-либо предмет (ложку, карандаш, ножницы).
  • Читая сказки, задавать вопросы по иллюстрациям, картинкам в книгах: «Что (кто) справа вверху, слева внизу?» и т. д.
  • Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Графические диктанты (изображение фигуры на листе в клетку, следуя устным пояснениям). Например, попросить провести отрезки наискосок вправо вниз на 5 клеток, влево вверх на 2 клетки.
  • Изготовление буквенных табличек, на которые ребенок может смотреть при необходимости. На одной из них должны быть буквы, смотрящие влево (Л Я З У Э Ч), на другой – вправо (Б В Г К Р С Ц Щ Ы Ь Ъ Ю Е).
  • Проведение сравнения двух похожих букв, таких как «Н» и «П», или «Н» и «И».
  • Использование для обучения азбуки в стихах (например, со стихами С. Маршака: «Мёд в лесу медведь нашёл/Мало мёду, много пчёл») дает эффективный результат, ассоциации ускоряют запоминание.

Развитие памяти

Если неврологических отклонений у ребенка нет, наиболее частыми причинами плохого запоминания букв являются недостаточно сформированные и плохо развитые память, логика и внимание. В этом случае помогут занятия, улучшающие указанные психические функции.

Для тренировки памяти и наблюдательности хорошо вовлекать ребенка в полезные игры:

Читать ещё  Как ребенка приучить к горшку

«Чего не стало?»

Разложить в ряд несколько игрушек, называя их вслух. Накрыть их платком на несколько секунд, убрать платок вместе с одной из игрушек и попросить ребенка назвать исчезнувшую. Повторить 4-5 раз. В дальнейшем игрушки можно заменить буквами.

Нужно определить, что изменилось в облике человека (например, исчез/появился предмет одежды, очки, шляпа). Еще один вариант – периодически спрашивать малыша, во что был одет его друг/подруга, учитель и т. д.

Делать это нужно ежедневно, а для лучшего запоминания сопровождать стихи образными картинками, вместе рисуя их от руки.

Зрительные образы букв

Существуют различные способы запоминания зрительного образа букв. Последовательность действий может быть такой:

  • В течение трех дней нужно изучать с ребенком одну из букв. Она должна быть везде, поэтому помимо настойчивости придется проявить креативное мышление.
  • В квартире развесить листки с изучаемой буквой, чтобы они были перед глазами в каждом помещении.
  • Вылепить букву из различных материалов (пластилина, теста, проволоки), вырезать из цветной бумаги, изготавливать из цветных веревочек, веток, рисовать на асфальте или песке.
  • Написать букву на бумаге. Попросить ребенка обвести ее по контуру клеем-карандашом. Затем приклеить любую мелкую крупу (например, гречневую). Пусть малыш ощупывает получившийся объемный силуэт, подкрепляя зрительный образ тактильными ощущениями.
  • Рисовать букву на ладони малыша. Делать это следует на ведущей руке для стимуляции ведущего полушария.
  • Использовать мягкие паззлы с буквами. Ребенок ощупывает их, закрыв глаза, при этом включаются другие каналы восприятия.
  • Попросить малыша найти и обвести (зачеркнуть) изучаемую букву среди множества других на странице в газете или журнале.
  • Давать задание, во время которого ребёнку предлагается сгруппировать одинаковые буквы, представленные в различных стилях шрифтов.
  • Попросить найти букву в окружающих предметах на улице: на вывесках, рекламе, в магазине.
  • Вместе с ребенком изобразить букву при помощи рук и ног, можно использовать дополнительные предметы.

Читать ещё  Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев

Полезно написание букв в воздухе указательным пальцем ведущей руки. Хорошей идеей будет меняться ролями: ребенок пишет – взрослый отгадывает, и наоборот.

Можно предложить дописать букву по проведенному пунктиру или переделать одну в другую, переложив счетные палочки, например из «Щ» сделать «Ц».

Многие логопеды используют на занятиях игру под названием «Волшебный мешочек». В мешочек кладут буквы (пластмассовые или металлические), а ребенок на ощупь должен определить, какую он достает.

Если он угадывает, ему начисляются очки. Если нет, буква кладется обратно.
Хороший результат дает выкладывание небольших слов.

Затем буквы можно переставлять местами, «терять» их из слов и просить ребенка восстановить.

Для видимого положительного результата необходимо проводить постоянную работу с ребенком. Нужно хвалить малыша за старание и ни в коем случае не сравнивать его с другими более способными детьми. Главное – не забывать, что все совместные занятия должны проходить в игровой форме и только на положительных эмоциях, доставляя удовольствие и взрослому, и ребенку.

pixabay.com

Источник: http://OnWomen.ru/rebenok-ne-zapominaet-bukvy.html

» Почему ребёнок плохо запоминает?

За пару лет до поступления в школу родители, как правило, начинают оценивать готовность своего чада к первому классу.

И тогда выясняется, что ребёнок, который до этого был «как все дети», оказывается неусидчивым, невнимателеным и плохо запоминает новую информацию.

Многие родители совершают грубую ошибку и начинают заставлять детей зубрить стихи, писать буквы и решать арифметические задачки. Такой подход не даёт результатов, а в ребёнке формирует  неприязнь к новой учебной информации.

Причины

Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает

Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает. Детские психологи выделяют следующие причины:

  • Малыш не привык доводить начатое дело до конца. Как правило, так случается, если ребёнок не приучен к самостоятельности и всегда и во всём надеется на помощь взрослых. Если, собирая конструктор, подходящую деталь находит бабушка, то абсолютно естественно, что ребёнок надеется, что и стихотворение она выучит за него.
  • Скука. Не зря скука считается смертным грехом. Для детей нет ничего более страшного, чем монотонные, однообразные занятия любого характера. Когда выученную в детском саду песенку нужно просто повторить, у малыша не будет желания вспоминать слова. А вот если ему предложить её спеть и подыграть себе подручными средствами: ложками, шуршащими игрушками, или станцевать под неё – ребёнок с удовольствием включится в забавную игру.
  • Стремление сделать «на зло». Бывает и так, что у детей не складываются отношения в семье или коллективе. Тогда они просто не видят причин, зачем нужно показывать свои знания или умения. Ведь известно, что ребятам важна положительная оценка окружающих, но её важность определяется тем, что она даётся любимыми людьми. А если малыш не чувствует, что его принимают, то и стараться он не будет. Однако этот мотив чаще всего возникает у детей подросткового возраста.

. Учёные доказали, что ребёнок способен запоминать в десять раз больше информации, чем взрослый человек.

  • Низкая самооценка. Если ребёнок чересчур стеснителен, то он может бояться повторять что-то, чтобы не получить упрёк в неточности или ошибке. В коллективе сверстников он боится быть осмеянным. Поэтому такая маска: «я не помню» — это защита от возможной негативной реакции окружающих. Также подобная ситуация возникает, если родители постоянно повторяют ребёнку, что он всё делает неумело, неправильно или неаккуратно. Кстати, психологи установили, что подобная оценка не играет столь ключевой роли, в отличие от интонации, с которой она была произнесена.
  • Боязнь сравнения. Когда детей начинают сравнивать друг с другом – это верный способ воспитать завистливого эгоиста. Ребёнок ценен самим собой, а не тем, что он в чём-то превосходит сверстника.

Как помочь малышу развить память?

Самое главное – это установление доверительных отношений

Разобравшись в причинах, по которым ребёнок плохо запоминает новую информацию, нужно грамотно построить стратегию помощи. Конечно, самое главное – это установление доверительных отношений. Если малыш чувствует поддержку родителей и близких, то к вашим усилиям прибавится его желание, и тогда по плечу любая задача. Итак, есть ряд методик, облегчающих запоминание материала:

Подключение образного мышления ребёнка

  • Подключение образного мышления ребёнка. Нужно дать возможность малышу графически отобразить то, что нужно запомнить. Например, зарисовать рассказанную взрослым историю. При этом, сразу оговорите, что рисунок не должен быть красивым, это такая карточка-запоминалка которая поможет потом вспомнить сюжет. Начинайте с отдельных пяти-шести коротких предложений, постепенно переходя к длинным историям. Каждое последующее занятие нужно начинать с пересказа по рисункам того, что было услышано на прошлом. Первое время ребёнок будет увлекаться самим процессом рисования, поэтому корректируйте время, уделённое рисунку. Объясняйте, что это задание ещё и на скорость: зарисовку нужно сделать как можно быстрее.
  • Подбор материала. Не стоит браться за большие объемы информации, лучше обратить внимание на качественное запоминание. Поэтому заучивая стихотворения, лучше ограничить количество строк в день, а не пытаться зубрить его целиком. В начале работы над стихотворением следует разобрать развитие сюжета, чтобы впоследствии ребёнок не менял строки местами.
  • Планирование. Очень важно приучить ребёнка составлять план своих действий. Это правило касается любых действий малыша: конструирование из кубиков, например, может состоять из осмысления идеи строительства, подбора строительных материалов, уборки игрушек после игры. Родители должны следить, чтобы озвученный план был реализован в нужной последовательности. Хорошо, если результаты работы ребёнка будут оценены близкими людьми. Например, родные и друзья увидят выстроенное из кубиков сооружение.
  • Автоматизация действий. Чтобы развить в ребёнке внимательность и организованность, приучите его составлять график своего дня. Так времени хватит и на занятия, и на игры. Сделайте это расписание в виде красочного плаката, и первое время как можно чаще обращайтесь к нему. Постепенно малыш будет автоматически следовать определённому режиму дня.
  • Обучение анализу. Конечно, любому человеку для запоминания необходимо анализировать информацию. Чтобы научить малыша анализу, можно поиграть с ним следующим образом: предложите найти ошибки в работе Буратино, которую ему поручила сделать Мальвина. Пусть это будет узор, нарисованный на листе, в котором Буратино допустил неточности. Так ребёнок научится сравнивать с образцом и находить ошибки сначала в чужих действиях, а потом и в своих.

Форма этой методики запоминания подходит детям в любом возрасте. Меняться будет лишь содержательная часть. Главное – показать ребёнку, что вы искренне хотите ему помочь. И его успехи важны для вас гораздо больше, чем отличные оценки в школе.

  • Лариса
  • Распечатать

Источник: http://paidagogos.com/?p=8536

Когда ребёнок не запоминает буквы, поможет Азбука маленьких поэтов. Введение

Что делать, если ребёнок не запоминает буквы?

И, главное, — почему так происходит?

Всё остальное, ведь, запоминает замечательно!

Стихи? — Пожалуйста!

Что где лежит?  — Лучше всех!

Считать уже умеет!

А буквы всё никак!

Не отчаивайтесь! Скорее всего, с вашим ребёнком всё в порядке.

Просто он не способен пока различать символы. То есть, все эти буквы (равно, как и цифры), для него по большому счету на одно лицо – закорючки!

Попросите вот, своё чадо написать много закорючек и назвать их как-то.

Ну как. Всё запомнили? Вот и ему так.

«Что же делать?!»  — спросите вы.

Можно подождать. И со временем всё наладится. Вот, — уверена. Много знаете взрослых людей, которые не знают буквы?

То-то и оно!

Если же невтерпёж, то вам поможет наша

Азбука маленьких поэтов,

или что делать ребёнку, который не может запомнить буквы

Эта статья у нас обобщающая.

Здесь собраны все советы, пояснения и ссылки на буквы в алфавитном порядке.

Для кого эта азбука?

Азбука маленьких поэтов – азбука непростая.

Она рассказывает ребёнку о форме буквы. И помогает  их запомнить вместе – букву и форму.

Именно поэтому, такая азбука в первую очередь нужна тому, кто ну никак не может отличить одну букву от другой.

Ребёнку, который без труда запоминает буквы итак, думаю,  это всё ни к чему.

Если же вам и вашему малышу просто не терпится выучить буквы, но вот уже вторую неделю вы безрезультатно учите букву «А» …

Вот тогда-то вам и пригодится наша азбука!

Знаю,  бывает такое, когда с одной стороны наседают бабушки со словами «в наше время дети в четыре уже читали!». С другой стороны –  соседская девочка младше вас «аж на полгода!»(с), а уже прочла «Войну и Мир»(шутка)… Ну а с третьей – сам ребёнок ХОЧЕТ, но никак не может запомнить…

Тут стоит взвесить все «за» и «против». Призадуматься самостоятельно, без участия бабушек и соседки – может, будет лучше подождать всё-таки?

Когда же, даже после этих раздумий, вами принято совместное решение вопроса «учить или не учить» в пользу «учить», тогда можно браться за Азбуку Маленьких Поэтов!

Источник: http://IrinaRoslova.ru/kogda-rebyonok-ne-zapominaet-bukvy-pomozhet-azbuka-malenkix-poetov

Первые шаги малыша: буквы и алфавит

Азбука с пеленок, методики чтения по кубикам Зайцева — современные родители стараются вырастить маленьких гениев, пока малыши еще лежат в кроватках и даже говорить-то толком не умеют. Стремление обучить с младенчества азбуке не знает границ. Рассмотрим же рекомендации, как помочь ребенку запоминать буквы, чтобы это было и интересно, и полезно.

В возрасте до 3 лет

Желание научить ребенка литерам идет оттого, что у малышей отлично функционирует память. Поэтому по отношению к ним применяется простое заучивание. Естественно, ребенок в столь нежном возрасте еще не понимает, что это и зачем нужно, но запомнить буквы вполне может.

Например, подготовьте специальные карточки. Лучше использовать листы формата А4 и цветные мелки или фломастеры. Буквы для запоминания должны быть обязательно яркими, чтобы привлекать внимание младенца.

Ведь он в первые годы жизни активно реагирует именно на яркие пятна. Один лист — одна буква. Вешайте такую карточку над кроваткой ребенка, чтобы он видел букву и запоминал, как она выглядит.

Также процесс пойдет быстрее, если будете проговаривать ту из них, которую младенец видит перед собой. Не забывайте карточки регулярно менять.

Как вариант, чтобы быстрее научить ребенка, используйте специальные игрушки. Игры — отличный метод, когда малыш даже не понимает, что он не развлекается, а учится.

Доказано, что ребенок запоминает в разы больше информации, если используются тематические игры. Для малышей в возрасте 3 лет отличным решением станут специальные пазлы-коврики.

Помните, что в процессе ребенка надо учить звукам, а не собственно буквам. Ведь ему еще трудно понять, почему буква ЭМ, а читается «Масло».

Помочь малышам запоминать алфавит может и кулинария. Для этого достаточно выложить блюдо, например, картофельное пюре, на тарелку в виде той или иной литеры.

Как вариант, можно испечь печенье-алфавит или купить для ребенка макароны из букв. Отличным методом станет и следующая система, в чем-то сродни игре.

Возьмите макаронины, мармеладки, сухарики и складывайте буквенную композицию из них. Ребенок обязательно оценит такой вариант.

Научить дошкольника буквам может и рукоделие. Сделайте из слоеного теста алфавит и дайте малышу этот макет для раскрашивания. Элементы игры позволят быстрее изучить азбуку. Если мама умеет шить или вязать, можно сделать рукодельные литеры. Малыш сможет играть с такими, переставляя местами. Так, кроме основ алфавита, закладывается и изучение состава слов.

Используйте ассоциации. Игры «присвой букве имя» или «название родственника», достаточно эффективны. Например, М — мама, П — папа, В — брат Вова и так далее. Игры такого типа предполагают дополнительные варианты развития и творчества. Например, рисуйте картинки на каждую букву — ту же маму на М. Научить малыша запоминать литеры таким образом можно довольно быстро.

Как работать с детьми постарше

Если дошкольник с детства еще не овладел алфавитом (родители не считали нужными методики раннего развития, или ему это просто было неинтересно), можно приступать к изучению и после достижения малышом возраста 4 лет. И в этом опять-таки помогут игры.

С детьми постарше можно знакомиться с буквами дома на игрушках или рукодельных материалах. Гораздо интереснее осваивать алфавит по номерам стоящих на улице машин, по вывескам и витринам, по литерам домов и уличным указателям. Ведь такую методику удобно сочетать с прогулками и активными играми на свежем воздухе.

Для родителей дополнительным плюсом будет факт, что не нужно специально выделять время на это.

Малышам постарше для обучения азбуке используйте магнитные доски с алфавитом.

Передвигая и переставляя буквы по поверхности, можно быстро освоить их названия и звучания и даже приступить к составлению слогов и слов целиком.

Используйте в качестве обучающего материала специальные кубики или таблички. Плюс обучения ребенка в возрасте постарше — он уже начинает понимать, что это такое и зачем их нужно учить.

Развить фантазию у ребенка можно предложив составить собственную сказку об алфавите. Каждый день уделяйте определенной букве время и работайте с ней. Покажите ее ребенку, расскажите об особенностях и приступайте к сочинительству. Аккуратно записывайте свою сказку, чтобы потом по окончании обучения прочитать, что получилось и подвести итог.

Используйте музыку. Можно как проводить ассоциации определенной буквы и звука, так и исполнять тематические песенки. Найти такие можно в интернете — они представлены здесь довольно широко. Музыка позволит ребенку развить слух, что поможет легче обучаться и буквам со звуками параллельно.

Современные малыши любят гаджеты — смартфоны, планшеты и прочие девайсы. Применяйте их для обучения алфавиту. Тем более что есть много ярких игровых приложений, которые позволят быстрее освоить азбуку. Естественно, в этом случае необходимо четко дозировать время работы с девайсом — оно не должно превышать 15 минут.

Стараясь привить дошкольнику любовь к родному языку, не давите на него. Мягко и с интересом рассказывайте историю алфавита, подключая фантазию и проявляя немного творчества, чтобы дело пошло вперед.

И тогда ребенок быстро научиться читать. Чтобы малышу стало интересно и любопытно, стоит придумать свою авторскую методику, опирающуюся на знаниях и умениях именно вашего ученика.

Он за это позже будет только благодарен.

Лапинская Людмила (оценок нет)

Источник: https://pamyatplus.ru/zapominanie/bukvy-dlya-rebenka.html

Мамин советник
Добавить комментарий