Как научить ребенка писать сочинение

Сайт учителя Гаркушенко Валентины Алексеевны

Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: “Мама, помоги. Я не знаю, что писать”. Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: “Моя любимая книга”. Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный).

Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения “Мой путь в школу”. Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное.

Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д.

Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения “В деревне” в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — “бедная” лексика: повторы слов, “куцые” предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Самое удобное — заполнить таблицу:

Существительные Прилагательные (эпитеты, сравнения) Глаголы Слова, выражающие ваше отношение, эмоции

Теперь подробнейшим образом записываете все в таблицу. Например, тема сочинения “Осенний лес”.

Существительные Прилагательные (эпитеты, сравнения) Глаголы Слова, выражающие ваше отношение, эмоции
      3. Березки 1. Осенний, грустный, яркий.2. РазноцветныеПестрый коверПохожи на монетки3. Тонкие, стройные 1. Стоит, шумит2. Шуршат, трепещут на ветру.3. Стоят, покачивают головками. Мне нравится, я восхищен, мне грустно

5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить. Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам “корявым” — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.

Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными.

Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки.

Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.

Как работать с критикой, статьями из интернета?

Самый распространенный вариант среди учеников — списать с критической статьи или просто скачать готовое сочинение из интернета. Делать этого ни в коем случае нельзя. Во-первых, опытный учитель сразу распознает плагиат. Во-вторых, в критических статьях мысли излагает взрослый человек. И стилистика его речи существенно отличается от стилистики речи ребенка.

Что делать? Использовать критические статьи, особенно при написании сочинений по литературе, конечно, можно и нужно. Только не стоит переписывать слово в слово. Попросите ребенка выразить основную мысль статьи своими словами.

То же самое и с готовыми сочинениями, которыми пестрит интернет. Можно подсмотреть структуру похожего сочинения, “позаимствовать” какой-то удачный оборот, понравившееся сравнение, эпитет. Но не переписывать!

Возможно, поначалу, когда ребенок начнет приносить в школу свои сочинения, оценки будут низкими, но вы на правильном пути: постепенно, учась на своих ошибках, анализируя их, ребенок научится писать сочинения. И что лучше: своя честно заработанная «тройка» или «четверка» / «пятерка» за сочинение, написанное мамой или списанное из интернета?

Особенности разных видов сочинения. Как написать сочинение того или иного типа?

Сочинение по картине

  1. Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.

Например, “И. Грабарь — великий русский художник. В картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.

  1. В основной части должны присутствовать три пункта:
  • Что изображено на переднем плане.
  • Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
  • Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

      3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему. 

Сочинение — миниатюра

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема “Как я провел каникулы”. Тезис: “Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно” Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.

Сочинение-рассуждение

Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.

  • Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.
  • В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.
  • В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.

Сочинение по литературе

Самое главное условие — знать содержание произведения. Невозможно описать Базарова, не прочитав роман “Отцы и дети”.

Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке). Но, по сути, общая схема останется прежней.

1) Во вступлении обозначают тему сочинения.

2) В основной части — излагаются примеры, доказательства, как эта тема раскрыта в произведении, в творчестве. Например, “Любовная лирика А. Пушкина”. Можно подобрать 3-4 стихотворения, в которых поэт по-разному описывает чувство любви.

Обратить внимание на годы создания этих стихотворений и связать их с фактами из биографии. Допустим, в юности для поэта характерно восторженное отношение к женщине (пример стихотворения). В зрелые годы — период разочарования, тоски (пример стихотворения).

После женитьбы — ревность, обида (пример стихотворения).

3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению, ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.

В заключении хотелось напомнить родителям, что ваш ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над совершенствованием своей речи. На нашем сайте вы можете подобрать список литературы для ребенка, исходя из его возраста и интересов.

Источник: https://pedsovet.su/rus/6022_kak_nauchit_pisat_sochinenie_roditelyam

Источник: https://russkiy.ucoz.com/publ/kak_nauchit_rebjonka_pisat_sochinenie_sovety_roditeljam/1-1-0-63

Как научить ребенка писать сочинение: с чего начать, методика обучения

26.04.2015 Учим детей Умение писать сочинение – необходимость для школьника, даже не обладающего литературным талантом. Как развить это умение? Как научить ребенка писать сочинение, чтобы оно имело свой стиль, и было интересно для чтения? В чем заключается помощь родителей? Сегодняшний наш разговор коснется всех этих вопросов.

Основные задачи при освоении навыка писать сочинение:

  • научить ребенка фантазировать,
  • развивать его воображение,
  • научить выражать собственные мысли.

Чтобы не отбить желание ребенка к учебе, родителям не стоит отворачиваться от просьбы помочь с написанием сочинения, говоря, что задание получил ребенок, а не родители, поэтому нужно ему делать все самостоятельно. В случае затруднений с сочинением задача родителей – помочь ребенку в первый раз, рассказав и объяснив весь процесс написания сочинения, а дальше он и без вашей помощи сможет справиться с последующими заданиями, пользуясь полученными от вас знаниями и навыками.

Оценивая сочинение, педагог выясняет, хорошо ли школьник владеет литературным языком, насколько широк его кругозор, как он умеет оценивать происходящее и делать выводы.

Первое требования при написании сочинения – знание предмета. Нельзя рассказать о морском круизе, ни разу не побывав на море.

Младшим школьникам обычно дают простые темы, но писать сочинение все равно нужно соответственно требованиям, которые выдвигаются ко всем сочинениям.

Важно не просто перечислить последовательность происходящего или перечислить качества предмета, но и добавить красочные определения и эпитеты.

К примеру, ребенку было задано описать свой путь от школы домой. Казалось бы, предмет сочинения ясен и близок. Однако если ребенок не имеет склонности к созерцанию, наблюдению за окружающим миром, то при написании сочинения возникнут сложности.

Часто мы день за днем проходим мимо одного и того же дерева, соседской собаки и т. д. не замечая их и присмотревшись, удивляемся и всматриваемся с интересом – оказывается, и дерево-то не совсем обычное, с необычной кроной, и собака странной породы. Учите малыша подмечать мелочи вокруг себя.

Идя вместе с ним путь до школы, обращайте его внимание на интересный проехавший автомобиль, клумбу с пестрыми цветами и т. д. Сами составьте рассказ о пройденном пути, а затем попросите ребенка сделать то же самое, исправив оплошности, которые он распознал в вашем рассказе.

Можно попросить его сделать запись в своем дневнике или просто в блокноте.

Все эти действия помогают развить наблюдательность, расширяют словарный запас.

Хорошенько изучив тему сочинения, нужно составить план сочинения. Обычно он содержит вступление, основную часть и заключение.

Ваша задача – объяснить маленькому ученику, что сочинение – это вид художественного произведения, требующее последовательности и стройности в изложении мыслей. Читатель не поймет основной мысли произведения, если автор перескакивает с одного повествования на другое.

Вступление – вводная часть сочинения – должно давать объяснение, о чем пойдет речь в сочинении, а основная часть раскрывает суть описываемого события или предмета. Обязательно нужно сделать вывод, высказать свое отношение к описанному событию. Это делается в заключительной части.

Перед написанием оговорите с ребенком, какие мысли нужно особо выделить, а какие можно опустить или обойтись без подробностей.

Важно родителям не поддаться импульсу и не написать сочинение за ребенка самому. Конечно, результат будет успешным, но совсем не тот, который вы преследовали изначально – научить ребенка писать сочинения самостоятельно. Поэтому нужно запастись терпением и подвести ребенка к самостоятельному написанию, подсказав и направив.

Помочь выписать характер героя в сочинении или описываемого предмета может собранное «досье» – глаголы, определения и эпитеты, характеризующие персонаж, которые ребенок сможет вставить в текст сочинения. Пусть ребенок учится работать с черновиком, меняя местами фразы или добавляя необходимые описания, исправляя ошибки. Научите его пользоваться орфографическим словарем.

Когда общий план составлен, написание орфографических слов отредактировано, описания подобраны, можно приступать к написанию сочинения сначала на черновике, а затем в тетради.

Означает ли такое вмешательство родителей, что написанное таким образом сочинение – не самостоятельное? Конечно, нет. Родители помогли, направили и объяснили, как писать сочинение, а основную работу ребенок выполнил сам.

Если одним детям написание сочинений дается с легкостью, то другие испытывают в этом большие затруднения. Именно тому, что вызывает затруднения и нужно уделить как можно больше внимания и времени.

Выражать связно свои мысли стоит начинать учить малыша задолго до школы. Задача родителей – научить ребенка красиво говорить, грамотно писать. Если это делать в игровой форме, то вы найдете более горячий отклик со стороны ученика.

Можно попробовать такую игру: писать сочинение всем вместе, когда каждый добавляет свою строчку в общее творение.

Начинает, конечно, родитель, задавая сюжету тон и смысловую направленность, а ребенок помогает описывать и продолжать ваши мысли.

Попробовав несколько раз, вы увидите, что ребенок постепенно увереннее работает самостоятельно, а главное – он понял, что в написании сочинения нет ничего сложного.

Совместная работа родителей и ребенка очень сближает, и даже поначалу такой сложный процесс, как написание сочинения, может вылиться в увлекательную игру, вызовет вдохновение и Возможно, с вашей помощью мир получит нового беллетриста и писателя.

https://empiremam.com/deti/uchim-detey/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie.html

Источник: https://razvitielife.ru/vospitanie/khozyajke-na-zametku/20842-kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie-s-chego-nachat-metodika-obucheniya

Как научить ребенка правильно и быстро писать сочинение

Далеко не каждый ребенок врожденный литератор. Но, при правильном подходе, даже ученика, который не любит уроки русского языка, можно научить писать сочинения.

Такие умения пригодятся ему в школе и помогут развить фантазию, творческий подход. Все, что требуется от родителей, – это показать юному литератору, как выражать свои мысли самостоятельно. О том, как научить ребенка писать сочинение и на что именно нужно обратить внимание родителей, расскажем в этой статье.

Почему это важно

Придя в школу в первый класс, малыши только учатся писать, но уже здесь учителя работают над умением маленьких учеников выразить свои мысли по тому или иному поводу.

Умение писать сочинения – это одна из форм проверки знаний учеников, которое используется в общеобразовательных школах, начиная с четвертых классов и заканчивая выпускными экзаменами.

Кроме того, формирование навыка писания сочинения помогает детям развить такие умения:

  • фантазирования;
  • владения красивым литературным языком;
  • правильно и грамотно выражать свои мысли;
  • расширения кругозора;
  • развития воображения;
  • владения навыками грамотного написания.

Чтобы не потерять желание у ребенка на весь период учебы писать сочинения, следует правильно подойти к этому, и вам, как родителям, не нужно упустить момент, когда ребенок попросит вас о помощи, и все правильно ему объяснить. Наберитесь терпение и доходчиво разъясните процесс написания сочинения, и совсем скоро ученик будет писать самостоятельно.

С чего следует начать

Первое, что очень важно при написании изложения, – это знание предмета. Тяжело писать о том, чего совсем не понимаешь или просто незнаком. Поэтому темы сочинений в школе подбираются соответственно тому, что дети проходят.

Это же касается и требованиям к сочинению. Начальный класс – это простое описание предметов, события или окружающей природы. При этом задание не состоит в простом перечислении предметов, но и украшении их красочными эпитетами.

Постепенно, по мере взросления, расширяется и словарный запас, поэтому сочинение в старших классах уже будет более сложным, и требования к нему будут значительно выше.

Так, ученик, должен уметь формировать сложные предложения, описывать предметы более красочно, сравнивая и оценивая, уметь выражать свое мнение и аргументировать его по тому или иному вопросу. Очень важно учитывать эти критерии, и в зависимости, в какой класс ходит ребенок, формировать и следить за его развитием.

  • План сочинения – это первое, на что должен быть сориентирован ученик. Начните с того, что сформируйте на листе бумаги или в голове краткий план того, о чем вы будете писать в своей работе. Он поможет правильно собрать мысли и в логической цепочке по нему выстроить текст.

Если малыш ходит в начальный класс, и это его первое изложение, то обычно учителя дают примерный план написания. И вам нужно просто его придерживаться. В дальнейшем ученик должен составлять его самостоятельно. Структура любого текста состоит из трех основных частей (вступление, основная часть, заключение).

При этом средина текста может быть разделена на несколько подпунктов. Во вступлении обычно указывается, почему взята эта тема для написания сочинения, а в заключении делается краткий вывод.

Эти основные правила написания сочинения разъясняются детям довольно рано и становятся им понятными на примерах, поэтому постарайтесь на любом тексте объяснить ученику, где именно находится тот или иной раздел.

  • Дайте возможность ребенку самому написать и развиваться самостоятельно. Никогда не пишите сочинение сами. Ваша задача состоит в подсказках и направлении мыслей в нужное русло. После написания можно подправить текст, но и здесь лучше, чтобы ребенок сам понимал и исправлял свои ошибки.
  • Используйте черновик. Сочинение – это творческий подход малыша, и написать его чисто сразу не получится. Кроме того, психологами доказано, что при написании в чистовик ученик концентрируется на желании не допустить ошибок и помарок, совсем забывая о структуре и теме самого текста.

Только после вычитки и исправления всех возможных ошибок, можно переписать с черновика в чистую тетрадь. Приучайте к этому ребенка еще с начальных классов.

Основные ошибки, которые допускают родители

Уже говорилось, что умение грамотно написать сочинение – это важные навыки в развитии ребенка, поэтому не стоит относиться к этому процессу без особого внимания.

Не позволяйте ребенку при написании пользоваться интернетом или дополнительной литературой. Если ребенку тяжело дается изложение, то лучше помогите ему, направьте его мысли в нужное русло.

Перед написанием поговорите о теме заданного изложения. Подчеркните и укажите на важные моменты и о тех, которые нужно и можно упустить. Удержитесь от желания взять ручку и сделать все самому. Этим вы не поможете, а сделаете только хуже.

Только так у ребенка смогут развиться необходимые навыки. И уже перейдя в старший класс, он сможет самостоятельно писать грамотные и интересные сочинения без помощи взрослого, качественно и понятно излагать свои мысли и отстаивать свое мнение.

Умение писать сочинение – это такой же навык, как и разговаривать или читать. Чтобы оно развилось и формировалось, важно практиковаться и упражняться, работать над своими ошибками.

Стоит подбирать темы исходя из того, в какой класс ходит ребенок. Не опускайте руки и не отказывайте в помощи, даже если у ребенка не получается сформировать правильные предложения долгое время. Просто помогайте ему, и очень скоро у него все получится.

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/pisat_sochinenie.html

Как научить ребенка писать сочинение

Мир литературы знакомит детей с яркими героями, учит представлениям о добре и зле, развивает воображение. Каждая книга – новые впечатления и опыт. Но дети не только благодарные читатели, они и писатели. Правильно излагать мысли на бумаге непросто. Поэтому писательскому мастерству нужно учиться со школьной скамьи. Для этого в программе предусмотрены сочинения, изложения, миниатюры.

Способность красиво писать есть не у каждого. Но этому можно научиться. Чтобы школьные сочинения хорошо получались без помощи интернета и взрослых, ребенку придется потрудиться. Задача внимательных родителей – быть рядом на первых порах, помочь преодолеть возможные трудности и разбудить интерес к литературному творчеству.

Почему детям трудно писать сочинения?

Первые сочинения дети пишут во 2-3 классе. Выдавая задание, не каждый педагог способен объяснить, какими приемами и правилами нужно руководствоваться при его выполнении. Отсюда – первые стрессы и нежелание ребенка приступать к работе. Обычно за неумением писать сочинение кроются:

  • проблемы с фантазией;
  • слабое образное мышление;
  • незнание темы;
  • отсутствие представлений о четкой структуре текста.

Родителям не следует отворачиваться от просьб ребенка о помощи или писать работу за него. Важно быть рядом и разъяснить, как пишется сочинение. Освоив базовые навыки, в дальнейшем ребенок научится писать хорошие тексты. Чтобы они были грамотными, следует развивать фантазию, воображение, речь. В этом помогут хорошие книги, путешествия, новые впечатления.

Первое сочинение – вместе!

Признак хорошей работы и умственной зрелости автора – четкая структура, правильный литературный язык, глубина содержания. Добиться этого на первых порах непросто. Именно поэтому младшие школьники нуждаются в помощи родителей.

Выбор темы и структуры повествования – первое, что следует обсудить с ребенком. Можно составить план-шпаргалку, где будут прописаны основные этапы работы над текстом:

  1. Заголовок – слова, которые отражают содержание работы в целом.
  2. Введение – знакомит с темой сочинения, подводит читателя к основной части. Можно начать текст со слов повествования «я хочу рассказать вам…», вопроса «знакомо ли вам…», определения «счастье – это…».
  3. Основная часть – раскрывает главную мысль произведения и состоит из нескольких тезисов. Все абзацы и предложения в тексте следует связать между собой с помощью слов «если бы», «поэтому» и других.
  4. Заключение – подведение итогов и выводы.

Работа с черновиком и бедным словарным запасом

Вначале необходимо набросать опорные ключевые фразы и выстроить их логически – это будет первоначальным планом. Затем придерживаясь этого плана и структуры сочинения, ребенок сможет написать текст в черновом варианте.

Теперь осталось проверить грамотность и переписать работу в чистовик. Во время проверки может возникнуть еще одна проблема – бедный словарный запас школьника.

Если это так, на этапе подготовки к работе нужно составлять красочные портреты героев или описания предметов, которые фигурируют в тексте.

Ребенка следует научить работать с черновиком, где он может играть с образами, выражениями, фразами. Обязательно использование орфографического словаря, который позволит найти синонимы, исправить ошибки.

Советы профессиональных педагогов

Оценивая сочинения школьника, педагог определяет уровень владения литературным языком, широту кругозора, умение дать объективную оценку событиям, сделать собственные выводы. Техника обучения этому зависит от возраста:

  • Воспитанников младших классов следует учить в игровой форме. Можно договориться писать предложения по очереди, вместе обсуждать каждое из них. Со временем ребенку будет легче проявлять свои мысли, фантазировать. Он сможет писать интересные, легкие и структурированные тексты.
  • Помощь старшеклассникам заключается в обсуждении деталей работы со взрослыми. Можно проговорить, каким будет вступление, основной текст и заключение, выслушать идеи друг друга, найти компромисс. Старшие школьники могут самостоятельно анализировать свои работы, оценивать их стиль, вносить коррективы.

Грамотная помощь родителей

Навыки работы над сочинением остаются с ребенком на всю жизнь. Развивая его литературные способности, родители должны помнить о следующем:

  • нельзя писать сочинения за школьника;
  • важно помогать ребенку в творческих поисках, если он об этом просит;
  • не следует разрешать переписывать чьи-то тексты;
  • необходимо стимулировать ученика больше читать, размышлять над книгами.

Не маловажным аспектом в формировании красивой литературной речи является умение ребенка рассказывать об увиденном, услышанном, прочувствованном.

Поэтому просите ребенка рассказать о прочитанном произведении, о просмотренном фильме (мультфильме), об экскурсии, о путешествии.

Во время рассказа поправляйте, корректируйте ребенка, задавайте вопросы, уточняйте и со временем его речь будет более гладкой и правильной, а следовательно написание сочинений станет обычным, а потом и легким делом.

Воспитание грамотности и способности правильно излагать свое мнение – шаг к успешному будущему ребенка. Умение писать сочинения пригодится в школе, ВУЗе, поможет в карьере. Доверяя бумаге мысли и чувства, ребенок сможет развить уникальные личностные качества. Кто знает, возможно именно в его лице мир получит удачливого адвоката, хорошего беллетриста или талантливого писателя.

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie

Как научить ребёнка писать сочинение

Навыки письма – очень важны для образовательного и эмоционального развития ребёнка.

И каждому человеку этот вид деятельности даётся по-разному: одни знают, как писать сочинение за сочинением без трудностей, с удовольствием сочиняют стихи, а у других могут возникнуть существенные проблемы даже с написанием пары строчек.

Именно поэтому родителям стоит задуматься, как научить писать сочинения и следует начать подготовку ещё в начальных классах. Если планируете самостоятельно делать шаги на этом нелёгком пути, то для этого следует самим работать над навыком написания сочинений или эссе.

Во-первых, для того, чтобы успешно написать сочинение, ребёнок должен владеть базовыми знаниями орфографии и грамматики изучаемого языка в соответствии со своим возрастом. Если ребёнку не хватает этого, то вы будете ещё больше смущать его, обучая одновременно нескольким навыкам.

Но, к сожалению, реалии современной жизни не всегда позволяют нам соблюдать эту последовательность обучения. Также необходимо учитывать, что детям младшего и среднего школьного возраста несколько труднее выражать свои мысли согласно каким-либо правилам, структуре или плану.

Письменная сторона речи не имеет качество спонтанности, как, например, устная речь, поэтому у детей есть возможность задуматься над тем, что будет «сказано» и это помогает ребёнку развиваться.

Особенно важно, чтобы учитель или родитель, который ставит целью научить писать сочинения, знали о чём будет сочинение, а не только как надо его писать.

Самой лучшей подготовкой к написанию сочинения для ребёнка будет организация поездки, экскурсии или похода для большей наглядности и формирования реальных впечатлений, а также сбора материала.

В противном случае, дети не смогут высказывать своё мнение, а будут пользоваться заученными фразами, избитыми штампами речи, только описывая картину перед собой.

  • В зависимости от темы следует подобрать возможный список слов, которыми дети смогут пользоваться при написании текста, а также с целью обогащения речи новыми лексическими единицами. Также хорошей идеей будет дополнительное чтение по заданной теме в качестве подготовки (стихи или рассказы) или прослушивание музыки, они предоставят больше возможностей для реализации себя и вдохновят. Ведь мы знаем, что все дети разные и они имеют особенности того, как лучше воспринимают информацию (визуально, на слух или на ощупь) и особое значение имеет развитие воображения;
  • Обратить внимание детей на те предметы или людей, о которых будет идти речь во время экскурсии. Задавать вопросы детям, попросить описать то, что они видят;
  • По возвращении домой или в класс предложить высказать своё мнение и поделиться впечатлениями. Одновременно необходимо писать план сочинения, рассмотреть возможные трудности с пониманием новых слов;
  • Также следует обратить внимание учащихся, что письменная речь отличается от устной стилистически. При работе над написанием будет не лишним научить различиям в стилистике русского языка. Выслушайте устные ответы детей и исправьте возможные стилистические недочёты;
  • Послушать детей и помочь каждому найти самые точные и запоминающиеся слова для описания своих эмоций;
  • Поговорить о синтаксическом оформлении. Если ребёнок учится в начальной школе, то все предложения будут короткими и простыми. С возрастом и развитием речи, следует научить как усложнять конструкции и вводить сложноподчинённые предложения;
  • Избегать повторения слов. Для этого необходимо предварительно поговорить о синонимах для того или иного слова или других способах, как ещё можно передать эту мысль;
  • Чтобы предупредить повторы на первых этапах обучения, рекомендуется начинать с коллективного написания одного общего сочинения, затем писать по два индивидуальных с дальнейшим разбором. Если научить ребёнка тому, что может испортить его сочинение и работать с самых первых текстов над типичными ошибками, то успешные результаты труда не заставят себя ждать;
  • В некоторых случаях важно проработать целые предложения. Для этого можно использовать групповую работу, когда весь класс думает о том, как исправить и улучшить это конкретное сочинение. Коллективная работа над текстом помогает избежать типичных ошибок в дальнейшем и сможет научить критическому отношению к написанному;
  • Для детей старшего возраста будет далеко не лишним объяснить, что огромное количество эпитетов, метафор и цитат, взятых из других источников напрямую (книги, Интернет), в особенности дословное копирование чужих мыслей, не будет расцениваться как успешное выполнение этого творческого задания.

Ведь написание сочинений – это процесс обогащения не столько речи, сколько души и мыслей человека. Это – ключ к красивой и богатой речи в будущем.

Педагог – преподаватель
Лебедь Евгения

Мастер-класс по написанию сочинения от преподавателя МПГУ:

Источник: https://MaryPop.ru/shkola/chtenie-pismo/nauchit-rebenka-pisat-sochinenie.html

Как научить ребенка писать сочинение | Как научить ребенка писать изложение

Рано или поздно в обязанности школьника начинает входить выполнение домашних заданий, среди которых самым сложным и ответственным можно считать написание сочинения.

Как правило, на начальном этапе ребенок без помощи взрослых воспроизвести сочинение не может, поэтому родителям очень важно знать, как научить школьника красиво излагать сочинение, ведь оно помогает ребенку широко мыслить и правильно излагать свои анализы по тексту.

https://www.youtube.com/watch?v=kKvhzCFuQJo

Из этой статьи вы узнаете, как научить ребенка писать сочинение, а также о том, как научить ребенка писать изложение.

Как научить ребенка писать сочинение?

Рекомендации, по написанию сочинения:

Помочь ребенку написать сочинение совсем непросто, а научить его это делать самостоятельно – еще сложнее. Для начала следует сделать четкую установку на то, что ребенок должен будет писать сочинение самостоятельно, то есть вы ему будете только помогать, а не писать за него.

Этот важный момент сразу расставит все точки над “i” и напомнит ребенку, что в сочинении должны использоваться исключительно его мысли и знания. Кроме того, педагог даже с небольшим опытом сможет отличить сочинение, написанное ребенком и взрослым.

В помощь ребенка можно дать примерные сочинения по русскому языку, однако, следует четко отличать чужие мысли от мыслей ребенка. Многочисленные примеры сочинений должны дать ребенку направление, но не основой.

Также не позволяйте ребенку списывать сочинения с ресурсов Интернета и даже не думайте облегчить его задания, каким бы занятым он ни был. Раз сочинение есть в школьной программе, значит, ребенок может с ним справится.

Рекомендаций по тому, как научить ребенка писать сочинение, может быть много. В частности, вам необходимо проследить за тем, чтобы ребенок прочитал текст-оригинал, о котором в сочинении необходимо писать. Далее помогите ребенку выбрать тему для сочинения, которых обычно дается несколько на одно произведение.

Если тема уже выбрана, поработайте с ребенком над планом и основными акцентами. То есть, например, если вы пишете сочинение о каком-либо персонаже произведения, то в плане укажите, какие именно его черты вы хотели бы выделить в хронологическом порядке, как они проявляются в тексте.

Если же вы пишите о времени, затронутом в произведении, то целесообразно будет дать собственную оценку обстановки и сюжета. Также не забывайте, что сочинение является оригинальной работой школьника, поэтому в изложении материала постарайтесь не вносить своих корректировок, а только указать ребенку, где, по вашему мнению, есть слабые места.

После составления плана и определения хронологической последовательности изложения останется только написать сочинение.

Как дети пишут сочинение в школе?

Необходимые организационные навыки: начало работы, устойчивое внимание, планирование, организация, управление временем, метапознание.

Возраст: 8-14 лет; обычно дети не пишут сочинений и докладов до третьего класса, и для малышей они не длиннее пяти абзацев. Если вашему ребенку всего 8 лет, возможно, придется сократить форму чтобы научить ребенка писать сочинение.

Методы обучения написанию сочинения

1

Шаг. Работа над темой.

Если ребенку нужно придумать тему сочинения, убедитесь, что вы понимаете требования к заданию. Возможно, придется позвонить учителю или другу ребенка, чтобы уточнить детали. По правилам мозгового штурма на первом этапе принимаются и записываются все идеи.

Чем более безумными они будут, тем лучше: безумные идеи часто ведут к хорошим и пригодным для использования. На этом этапе не допускается критика ни со стороны ребенка, ни со стороны родителя.

Если ребенку сложно предложить идеи самостоятельно, подбросьте ему пару своих чтобы написать сочинение. Как только у вас закончатся идеи, изучите весь список и обведите самые стоящие. Возможно, уже сейчас ребенок решит, на какую именно тему будет писать работу.

Если нет, обсудите с ним, что ему нравится и не нравится в каждой идее. Так будет проще сделать правильный выбор.

2

Шаг. Работа над содержанием.

После выбора темы опять начинается мозговой штурм. Попросите ребенка: «Расскажи мне все, что ты знаешь или хотел бы знать об этой теме». Снова запишите все идеи и вопросы, какими бы безумными они ни казались.

3

Шаг. Организация содержания.

Теперь посмотрите на все идеи и вопросы. Подумайте вместе с ребенком, можно ли организовать этот материал чтобы написать сочинение. Если задание – сделать доклад, вероятно, вы организуете информацию в такие группы: как они выглядят, где живут, что едят, кто их враги, как они себя защищают.

Придумайте заголовки к каждой теме и запишите под ними все детали. Некоторым родителям на этом этапе удобно пользоваться стакерами. Во время мозгового штурма каждая идея или вопрос записываются на отдельном стикере. Затем бумажки организуются на столе под заголовками, и таким образом формируется структура работы.

В соответствии с этой структурой можно уже писать (или диктовать) текст.

4

Шаг. Первый абзац.

Часто это самая сложная задача. В первом абзаце должно быть лаконично описано, о чем будет работа. Например, в докладе об аардварках вступительный абзац мог бы быть таким:

Этот доклад посвящен странному животному, которое называется аардварк. Прочитав его, вы узнаете, как они выглядят, где живут, что едят, кто их враги и как они себя защищают.

Еще одна функция вступительного абзаца – привлечь внимание читателя, дать ему интересную информацию, чтобы раззадорить его любопытство. Например, к абзацу, приведенному выше, можно было бы добавить два таких предложения:

Читатель также узнает о значении слова «аардварк» и о том, из какого языка оно пришло. А если и это не подогрело ваш интерес, я расскажу о том, почему у них липкий язык – хотя, возможно, вы совсем не хотите это узнать!

Для детей, которым нелегко даются письменные задания, создание первого абзаца сочинения может быть очень трудной задачей. Им, скорее всего, понадобится ваша помощь.

Вы можете задавать общие вопросы вроде «Что читатель узнает из твоего сочинения?» или «Как ты думаешь, почему читателю будет интересно ознакомиться с твоей работой?» Если этого недостаточно, можно дать ребенку готовую модель.

Вы можете написать вступительный абзац на тему, схожую с той, над которой работает ребенок, или использовать в качестве примера абзац, приведенный здесь. Если ребенку нужна более конкретная помощь, обеспечьте ее. Затем посмотрите, нужна ли ему такая поддержка в дальнейшей работе над сочинением. Помните, часто первый абзац – самый сложный.

5

Шаг. Оставшаяся часть работы.

Чтобы направить ребенка, предложите остаток работы разбить на части, каждая из которых будет иметь заголовок (примерно так же структурировано наше руководство). Помогите составить список заголовков и посмотрите, сможет ли ребенок дальше работать самостоятельно.

Каждый абзац должен начинаться с главного предложения, которое отражает основную мысль. За ним следуют 3-5 предложений, раскрывающих или поясняющих основную мысль. Для связи предложений или абзацев полезно использовать слова-связки. Простые примеры таких слов: и, поскольку, также, вместо этого, однако, итак.

Примеры более сложных слов-связок: хотя, более того, с другой стороны, таким образом, в результате, наконец, в заключение.

На ранних этапах обучения детям необходима существенная помощь. Может показаться, что фактически половину работы делаете вы.

Со временем ситуация должна улучшиться, особенно если в конце каждого занятия вы хвалите ребенка за то, что у него хорошо получилось. Особо отмечайте то, что стало получаться именно в этот раз.

Можно сказать: «Мне очень понравилось, как сейчас ты сам справился с заголовками: все придумал сам, и моя помощь не понадобилась».

Если вы не видите никаких улучшений – или понимаете, что вам не хватает времени или навыков, чтобы научить ребенка писать сочинения и доклады, – поговорите с учителем о том, можно ли организовать дополнительную поддержку в школе. Даже если вы можете помогать ребенку, обратиться за помощью стоит, если вы видите, что ребенок сильно отстает по сравнению со сверстниками.

Как научить ребенка писать изложение?

Изложение является одним из видов письменной работы, которая отражает восприятие и осмысление текста ребенком и последующего его изложение. Как правило, изложение бывает повествовательно, описательного и рассудительного характера.

В текстах обычно наблюдается сочетание нескольких типов, поэтому ребенка следует учить всему сразу. В школьной программе изложение занимает промежуточное состояние между диктантом и сочинением, и нередко школьникам оно дается с трудом.

Причин тому может быть несколько, начиная от скромного словарного запаса ребенка и его невнимательность, заканчивая плохой памятью и непоседливостью.

Советы о том, как ребенку научиться писать хорошие изложения:

Для того чтобы ребенок научился писать хорошее изложение необходимо подготавливать его по нескольким дисциплинам.

1.

В частности, необходимо развить его память, научить его кратко фиксировать содержание и расширить его словарный запас.

Чтобы улучшить память ребенка, вам следует начать с ним учить небольшие стихотворения и чаще просить его пересказывать тексты.

При этом пересказ текста базируется в основном на хорошем знании материала и частом чтении. То есть вам следует научить ребенка читать осмысленно и пересказывать суть.

2.

Чтобы научить ребенка писать изложение и кратко фиксировать содержание произведения, вам необходимо показать ему, что любой текст можно разбить на смысловые блоки, суть которых кратко записывается в нескольких словах. Так, хорошо помогает упражнение на кратковременную память.

Вам необходимо прочитать ему отрывок, который вы далее вместе с ним разобьете на несколько смысловых блоков.

Потом вы должны будете по одному разу зачитать эти блоки, при этом после каждого из них дайте ему несколько минут, чтобы он смог в нескольких словах зафиксировать смысл, то есть выделить суть блоков.

3.

В результате проделанной работы ближе подойдете к решению вопроса о том, как научить ребенка писать изложение, если попросите с помощью его записей воспроизвести текст.

Такая тренировка позволит ему выделять в тексте самое существенное и научиться пересказывать, что для письменного изложения является половиной успеха.

Также не забывайте работать над его словарным запасом, а именно стимулировать частое чтение книг, соответствующих его уровню развития, на различные темы.

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/kak_nauchit_rebenka_pisat_sochinenie.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мамин советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: