Как научить ребенка красиво писать

Содержание
  1. Как научить ребенка красиво писать: 3 принципа и 5 способов
  2. Основные составляющие каллиграфического успеха
  3. Развитая мелкая моторика
  4. Крепкая спинка
  5. Правильная ручка
  6. Правильный захват ручки
  7. Способ «Пинцет»
  8. Тренировки
  9. Как научить ребенка писать
  10. Развиваем моторику рук, прежде чем учимся писать
  11. Основные методы обучения письму детей
  12. Пропись — учим ребенка писать красиво
  13. Что еще нужно знать, когда учите ребенка писать?
  14. Основные способы обучения ребенка красивому письму
  15. Становление детского почерка
  16. Работа с геометрическими фигурами
  17. Стандартные прописи
  18. Работа с большими текстами
  19. Уроки каллиграфии
  20. Основные правила обучения письму
  21. Как научить первоклассника правописанию — эффективные советы
  22. Мотивация и поощрение
  23. Советы родителям:
  24. Подготовка к письму
  25. Постановка красивого почерка
  26. Будьте внимательны:
  27. Рекомендации родителям:
  28. Пишем грамотно
  29. Как научить ребёнка красиво и грамотно писать
  30. Поощряем интерес с младенчества
  31. Развиваем пальчики
  32. Приступаем к обучению
  33. Учим начертание печатных букв
  34. Нужно ли обучать до школы прописным буквам?
  35. Быстрее – не значит качественнее
  36. 7 ошибок на пути к освоению письма дошкольником

Как научить ребенка красиво писать: 3 принципа и 5 способов

Евгения Климкович

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо?  И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

А есть еще и специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики. Я подробно рассказывала о них в отдельной статье.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена отдельная статья, обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на указательном пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать в этой статье.

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/kak-nauchit-rebenka-krasivo-pisat/

Как научить ребенка писать

Если вы приняли на себя роль учителя своего ребенка и собираетесь обучить его правильно, грамотно и без ошибок писать в тетради дома, тогда вам стоит как следует подготовиться.

Наша статья поможет вам ознакомиться с общими принципами и методами, благодаря которым вы сможете быстро и качественно обучить своего малыша, а также узнаете, как научить ребенка красиво писать прописью.

Еще вам стоит ознакомиться с видео в интернете, где на реальном примере показывают все этапы процесса.

В связи с новыми школьными тенденциями, когда от детей требуется базовые знания алфавита и письма, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок владел этими знаниями в совершенстве и без труда прошел экзамены по приему в учебное заведение. Здесь очень важно не переусердствовать и подойти к делу с терпением.

Для начала напомним, что важно учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. От этого может зависеть то, когда лучше всего начать сам процесс обучения, с чего его начать и как легко он будет протекать.

Допустим, ваш малыш левша, тогда обучение будет несколько отличаться от классического, также большие трудности могут возникнуть, если вы правша, а ребенок пишет левой рукой.

Сложности в обучении касаются так же деток аутистов, малышейс дцп и с дизартрией.

Самым главным моментом, который необходимо учитывать при начале обучения ребенка письму — это психофизические особенности малыша. Известно, что некоторым начинать обучение стоит в 5 лет, а некоторым только с 7. Речь идет об осознанном приобретении навыка, в принципе, с детками можно и нужно заниматься куда раньше, просто преподносить это как игровую форму.

Развиваем моторику рук, прежде чем учимся писать

Основа умения писать — развитая моторика рук. Хорошая моторика позволит дошкольнику быстро и ловко освоить письменность, а также без особых трудностей красиво выводить буквы в тетради. Развить эту особенность у ребенка достаточно просто, нужно немного позаниматься с малышом следующими вещами:

  • рисованием и раскрашиванием картинок;
  • лепкой фигурок из пластилина или глины;
  • игрой с резиновыми игрушками, которые можно сжать;
  • сборкой конструкторов с мелкими деталями;
  • выполнением физических упражнений.

Выполняя все эти рекомендации, вы не только улучшите моторику рук своего малыша, но также разовьете у него мышление, творческий склад ума, креативность, внимательность и физическую силу.

Основные методы обучения письму детей

Любое обучение всегда начинается с ознакомления и создания мотивации.

Ребенок не в полной мере может понимать, зачем ему это нужно, поэтому от родителей требуется привить своим детям желание научиться писать аккуратно, внимательно, без ошибок, да еще и красивым каллиграфическим почерком.

 Что для этого требуется? Вам, как родителю, необходимо подать пример, продемонстрировать малышу, как вы пишите в тетради. Ознакомьте его со всем процессом подробно и желательно в игровой форме. Дети очень любознательные и обязательно обратят внимание на то, чем вы заняты.

Подробно расскажите о том, что вы используете для письма, как ориентируетесь в тетради, а также покажите пример своей прописи. Например, напишите слово мама и продублируйте его по-английски.

Затем дайте ребенку ручки и предложите самому записать пару строк с буквами. Оцените его работу, похвалите за старания и затем предложите улучшить свои навыки, мотивируя тем, что в школе это должны уметь все.

Затем можно переходить к регулярным занятиям и даже к освоению навыка в совершенстве.

Сегодня родителям намного проще организовать занятия для своих деток самостоятельно, поскольку существует множество пособий и руководств с упражнениями, где детально описаны все этапы, примеры, а также представлены задания для детей, где нужно прописать буквы.

Стоит также уточнить для малыша важную деталь, а именно его расположение за письменным столом, расположение тетради, а также специфику удерживания ручки в руке. Все это стоит отработать заранее.

Далее можно переходить к выбору конкретной методики. Сегодня существует много разных вариантов, которые по-своему хороши, однако есть основные, так сказать классические методы. Это:

  • линейный;
  • копировальный;
  • генетический;
  • ритмичный или тактический;
  • методика Карстера.

Первый метод подразумевает умение соблюдать определенные пропорции и стандарты букв, то есть их высоту, ширину, расстояние между элементами символа.

Сегодня благодаря тетрадям в косую линию или по клеточкам, эта методика стала намного проще, поскольку существуют определенные рамки размеров каждой буквы, которые необходимо соблюдать.

Кстати, используя этот метод можно легко научить ребенка писать цифры.

Копировальный способ предлагает детям освоить письмо, а точнее исправить почерк и освоить определенный стиль, путем наведения букв обозначенными в специальных пособиях точками или пунктиром. Это механическое упражнение, и оно больше подходит для отработки техники. Еще с его помощью можно научить детей писать сложные цифры, такие как 1, 2, 3 и 4.

Очень часто сегодня применяется метод генетический. Он подразумевает поэтапное освоение букв от графически легких доболее сложных. Например, куда проще написать букву «о», чем «щ». Так ребенок поэтапно двигаетсяот простого к трудному. Такой способ очень приветствуется многими педагогами,практикующими в специализированых школах, где учатся детки с дцп или страдающие аутизмом.

Ритмический или тактический способ направлен на повышение темпа написания. Создается определенный ритм, под который нужно успевать писать символы. Это очень хороший и эффективный метод, позволяющий быстро и качественно закрепить и отработать уже полученные знания.

Также он повышает интерес, создавая определенную сложность, и это расценивается ребенком больше как игра, что также является большим плюсом в любом обучении. Освоив определенные буквы, стоит закрепить их, создав определенный темп их написания и постоянно наращивая его.

Так детки научатся быстро, а главное уверено, писать печатные и письменные буквы.

Метод Карстера рассчитан для более глубокого изучения письма. Он подходит деткам, которые уже достигли определенных результатов, а также тем, кто уже умеет писать слова без пропуска букв и предложения.

Такой способ подразумевает выполнения упражнений, рассчитанных на развитие плавности движения руки, кисти, а также пальцев. При этом почерк получается намного красивее и аккуратнее.

Если вы хотите добиться совершенства, и развить у своего ребенка красивый каллиграфический почерк, используйте именно этот метод.

Пропись — учим ребенка писать красиво

Пропись — это один из этапов освоения письменности у ребенка. Как правило, сначала он вызывает у малыша ступор, но используя простейшую технику освоения прописных букв, можно добиться быстрых результатов.

Обучение письменным символам необходимо начинать не с написания целых букв, а с отдельных их элементов, например, крючков и хвостиков. Отработав каждый элемент буквы, просто соединяем их в одно целое.

Простой пример с буквой «а»: в прописи она пишется как «о», после чего справа добавляется крючок. Таким же образом можно учиться писать в прописи и английские слова.

Есть много разных пособий с упражнениями, где качественно прописаны все эти этапы. Достаточно приобрести хотя бы один и немного позаниматься с малышом, отработав с ним каждую букву.

Что еще нужно знать, когда учите ребенка писать?

Каждый родитель совершает ошибки, которые могут повлиять не только на развитие навыка письма у ребенка, но и на психику малыша. Чтобы избежать их, стоит помнить несколько основных принципов работы с детьми:

  • заниматься нужно не более 15-20 минут в день (зависит от ребенка);
  • нельзя ругать или кричать на детей если у них что-то не получается;
  • относитесь к обучению проще;
  • не нужно спешить! Разбейте обучение так, чтобы в день или через день выучивать и отрабатывать по одной букве;
  • не заставляйте детей писать, если у них нет настроения или если они плохо себя чувствуют;
  • будьте терпеливы и подавайте обучение в игровой форме.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_kak-nauchit-rebenka-pisat

Основные способы обучения ребенка красивому письму

Многие родители младших школьников сталкиваются с тем, что ребенку трудно быстро и красиво выводить буквы, цифры. Это приводит к тому, что почерк ребенка становится неаккуратным и трудно читаемым даже для самого малыша. А это ведет к регулярным ошибкам.

И перед родителями встает вполне резонный вопрос, как научить ребенка красиво писать. Детский несформировавшийся почерк, дрожащий и неровный, который у взрослого назвали бы “корявым”, требует постоянной тренировки.

Научиться ровно и аккуратной писать – достаточно сложная задача даже для младших школьников, уже работающих с текстами, не говоря уже о ребятах помладше.

Обучение для них, конечно же, должно вестись в игровой формы – и хотя буквы требуют определенной усидчивости, лучше превратить все уроки каллиграфии в своеобразную игру, к которой подключатся и родители.

Становление детского почерка

В детстве малыши еще не умеют обращаться с ручкой или карандашом, держат их неуверенно и зачастую неправильно, из-за чего линии выходят кривыми, а буквы – неровными. Страдают так же и пропорции – зачастую у младших школьников в тетрадях слова оказываются разного размера, нарушают установленные границы строчек и полей и выглядят весьма неопрятно.

Началом занятий по “воспитанию” почерка являются два основных момента, которые прежде всего нужно объяснить ребенку:

  1. малыш должен научиться правильно держать ручку и карандаш: при этом важно помнить, что идеальный и действительно правильный вариант для ребенка должен быть удобным – нельзя разрешать писать, зажав ручку в кулаке, располагать пальцы произвольным способом, а нужно требовать привильное положения пальцев на ней (как на первом фото) – это положение позволит в дальнейшем увеличить скорость письма;
  2. пропорции и размеры, которыми должны отличаться буквы, также стоит объяснить заранее: обучение этому можно проводить на основе рисования, разбираясь с тем, что любые фигуры могут быть разных и одинаковых размеров.

Работа с геометрическими фигурами

Избавиться от неровности линий и неуверенности движений можно с помощью простого рисования. Для этого даже не обязательно требовать от малыша каких-то сложных картин, достаточно лишь простой работы с геометрическими фигурами.

Так, например, ребенок может сначала обводить, а потом и пытаться рисовать самостоятельно круги, квадраты и разные треугольники.

Чтобы подобные занятия не казались скучными, можно складывать из геометрических фигур разные рисунки или же просить ребенка придумать какие-то композиции из них – снеговика из кругов, домик из квадрата и треугольника, новогоднюю елку из треугольников с круглыми шарами-украшениями.

Именно при работе с правильными геометрическими фигурами ребенок научится держать ровную линию и даже соблюдать установленные пропорции (например, рисовать одинакового размера треугольники). Подобное упражнение будет полезно как для еще совсем маленьких ребят, так и уже для младших школьников, для которых важна постоянная тренировка почерка.

Стандартные прописи

Обычно обучение письму начинается со стандартных детских прописей, которые нельзя игнорировать. Именно они являются основой детской каллиграфии, позволяют познакомиться с буквами и возможностями их написания, а также объясняют особенности написания разных букв и целых слов.

Обычно прописи покупают только для младших школьников, но существует достаточное количество простых специализированных тетрадей, которые можно приобрести еще до первого класса.

Зачастую в них содержится не только повторяющиеся строки, где нужно обводить и писать буквы самостоятельно, но и интересные задания, иллюстрации и интересная для ребенка информация, позволяющая лучше запомнить алфавит или интересные факты из разных сфер: мира животных, детских сказок и прочего.

Подбирать прописи лучше вместе с ребенком, чтобы он сам выбрал привлекательную для него тетрадь и в последующем обучение по ней приносило удовольствие.

Работа с большими текстами

После того, как малыш научится аккуратно писать буквы и выучит правила их соединения в словах, можно переходить к работе над целыми текстами, которые и являются показателем почерка. Все-таки, умение вывести красивую букву еще не гарантирует красивый почерк при написании длинных предложений.

У младших школьников обычно бывают задания по переписывания текстов, очень быстро появляются первые изложения и диктанты, но дома же подобную работу можно превратить всю в ту же игру.

Например, можно вместе с ребенком писать письма. Так, сообщения получат и Дед Мороз, и Снегурочка, и дедушка с бабушкой, и еще очень много людей, которым ребенок захочет написать самое настоящее бумажное письмо, запакованное в конверт с нарисованными или же наклеенными марками.

Еще одной хитростью является просьба переписать какой-нибудь текст. Желательно, чтобы это был рукописный текст, написанный понятными печатными буквами кем-нибудь их родителей.

Ребенку наверняка польстит просьба переписать существующий текст красиво, и он будет стараться изо всех сил, чтобы добиться действительно привлекательного результата.

Подобная хитрость подойдет для детей всех возрастов – малышей и младших школьников до ребят постарше, учащихся в четвертых-пятых классах.

Уроки каллиграфии

Конечно, стандартное обучение каллиграфии, свойственное для взрослых, детям не под силу – работа с перьями или перьевыми ручками, чернилами и гуашью окажется лишь пустой тратой времени, и никак не повлияет на красоту детского почерка. К тому же, после долгой работы с прописями (являющимися заменой настоящей каллиграфии) ребенку уже вряд ли будет интересно аккуратно выводить одни и те же буквы.

Но можно преобразовать обучение, привлекая, например, все тех же младших школьников к созданию интересных и необычных букв.

Так, буквы могут быть самых разных форм и размеров, раскрашенные в разные цвета, с рисунками и узорами.

Можно рисовать большие буквы на бумаге, вырезать их и делать гирлянды, можно создавать необычные плакаты, а можно интересным образом подписывать открытки родственникам и друзьям.

Подобное обучение дает возможность не только регулярно выводить одни и те же буквы и тренировать их написание, но и включать фантазию, чтобы красочно их оформить, а после еще вырезать и закрепить необходимым образом.

Основные правила обучения письму

Как в обучение младших школьников, так и в воспитании еще совсем малышей важно придерживаться нескольких основных правил, которые позволят стимулировать интерес детей к тренировке красивого почерка:

  • все занятия должны происходить в игровом формате, даже одинаковые буквы и тренировку их написания можно превратить во что-то необычное и интересное, попросив малыша их оформить и разрисовать;
  • стимулировать интерес ребенка к тренировке красивого почерка можно на основе примера красивого взрослого почерка – обычно дети ориентируются именно на почерк родителей, который им кажется красивым и сложным для повторения;
  • важна регулярность занятий, которая позволит “набить” руку и даст возможность детским рукам запомнить написание всех букв;
  • ни в коем случае нельзя ругать ребенка в случае, если какие-то элементы букв или слов не поддаются написанию и выглядят по-детски неаккуратными, со временем почерк обязательно стабилизируется;
  • несмотря на предыдущую рекомендацию, важно и не позволять “отлынивать” от занятий каллиграфией, поскольку именно их постоянство гарантирует развитие действительно аккуратного почерка, кроме того, подобная работа положительно сказывается на детской усидчивости.

Вообще, научить ребенка красиво писать не так уж сложно, важно стимулировать его интерес к этому процессу и не забывать о регулярных занятий. С возрастом детская неровность и неаккуратность пройдет, и написанные тексты будут казаться более аккуратными.

Источник: https://myintelligentkids.com/osnovnye-sposoby-obucheniya-rebenka-krasivomu-pismu

Как научить первоклассника правописанию — эффективные советы

Неаккуратный почерк и безграмотное письмо – распространенная проблема среди школьников. Связана она с уплотнением учебной программы и уменьшением количества часов на обучение каллиграфии и грамматике. Учитель должен поставить почерк 25-30 первоклассникам всего за полгода и дети просто не успевают выработать навык красивого и грамотного письма.

Родителям нужно помочь ребенку освоить эту нелегкую науку, не отбив интереса к обучению. Это возможно, главное – регулярность занятий.

Мотивация и поощрение

Прежде всего первоклассника нужно убедить в необходимости упражнений. Аргументы для вас и ваших детей:

  • человека с красивым почерком воспринимают аккуратным, внимательным, собранным, ответственным;
  • занятия каллиграфией развивают мелкую моторику, учат ребенка делать выводы и мыслить логически;
  • разборчивые записи легко и приятно читать, что добавляет ученикам баллов в учительских глазах. А вот за небрежность и грязь в тетрадях оценки снижают;
  • ошибки часто возникают не от незнания правил, а из-за торопливости и невнимательности. В этом случае низкая отметка обидна вдвойне, но винить приходится только себя.

Улучшить почерк можно, и начинать занятия нужно при первых признаках ухудшений. Возможны и профилактические домашние упражнения, ведь школьных уроков каллиграфии сейчас явно недостаточно.

Советы родителям:

  1. Не заставляйте ребенка заниматься, а простимулируйте плюсами такой работы – аккуратные тетради, высокие оценки, хорошее отношений учителей.
  2. Будьте терпеливы – мгновенного результата не будет.

    Не ругайте и тем более не наказывайте своего первоклассника, не сравнивайте его достижения с успехами других ребят – так можно полностью лишить интереса к обучению.

  3. Не подгоняйте ребенка – спешка ухудшает почерк и приводит к опискам. У каждого свой темп обучения.

  4. Не заставляйте переделывать и переписывать задания – от усталости с каждым разом это будет получаться все хуже.
  5. Хвалите за старательность и достигнутые успехи, сравнивая результаты с предыдущими работами – это даст ребенку стимул к развитию.
  6. Давайте возможность активно отдохнуть после уроков, перед выполнением домашних заданий и тренировками в рукописном письме: поиграть в подвижные игры, погулять на свежем воздухе – это насытит мозг кислородом, даст прилив сил.

Подготовка к письму

Педагоги начальной школы не рекомендуют учить писать дошкольников. Мышцы руки малыша еще не «дозрели» до таких движений, к тому же родители не знакомы с правильной техникой письма и первокласснику потом приходится переучиваться, а исправление плохого почерка сложнее, чем изначальное обучение каллиграфии.

Задача для дошкольного периода – не научить писать, а подготовить руку. Нужно постоянно тренировать пальчики – это послужит основой для умения красиво и правильно писать. Укрепить мышцы кистей помогут:

  • пальчиковая гимнастика;
  • работа с бумагой – вырезание, аппликация, оригами;
  • лепка;
  • рисование – пальцами, карандашами, мелками, кисточками;
  • раскрашивание и штриховка готовых картинок;
  • вышивание, вязание, изготовление поделок из природных материалов, бисера, лент;
  • собирание мозаики, пазлов, конструкторов.

Такие занятия полезны и в начальной школе – для совершенствования мелкой моторики.

Постановка красивого почерка

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию.

Будьте внимательны:

  1. Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
  2. Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.
  3. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.

Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.

Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.

На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно.  Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

Рекомендации родителям:

  1. На первых порах широко используйте кальку. Пусть школьник положит ее над прописью с образцовой буквой и обводит ее. Отрабатывайте навык правильного написания, пока он не станет автоматическим.
  2. Важно, чтобы ребенок при написании проговаривал буквы и каждый их элемент. Это позволяет контролировать правильность и грамотность письма, концентрировать внимание на своих действиях, благотворно сказывается на речи.
  3. Для профилактики и снижения усталости после школы и домашних занятий массируйте ребенку затылок и шею, кисти и предплечья.

Пишем грамотно

После переписывания предложений из книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью. Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам родители могут помочь.

Систематически проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с ребенком.

Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и рассказать необходимое правило.

Проследите, не делает ли ребенок ошибок от спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.

Тренируйтесь в домашнем написании диктантов, проводите их в разных формах: переписывание текста с его проговариванием по слогам, переписывание с комментированием орфограмм – правил написания слов, написание текста на слух. Так будут работать разные виды памяти – зрительная, слуховая, моторная, слова лучше запомнятся.

Развивайте словарный запас, устную речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.

Грамотное и красивое письмо – очень сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и повысить грамотность письменной речи вполне реально.

Источник: https://childguide.ru/kak-nauchit-rebjonka-pisat-krasivo-i-gramotno/

Как научить ребёнка красиво и грамотно писать

Сегодня существует множество взглядов на развитие ребёнка.

Одни родители задумываются о том, чтобы их чадо уже с трёх лет училось аккуратно писать по прописям… Другие, являясь противниками раннего развития, не стремятся обучать чему-либо малыша до 6-7 лет.

Однако факт остаётся фактом: современная школа требует подготовки, и когда кроха пойдёт в 1 класс, он должен быть не понаслышке знаком с буквами.

Как научить ребёнка красиво писать, не тратя лишних нервов и не прибегая к давлению и крику? Об этом наша статья.

Поощряем интерес с младенчества

Большинство современных педагогов утверждает, что нельзя настаивать и давить, особенно если сын или дочка не интересуется, например, рисованием, но отвечать на его запросы обязательно нужно.

Положите перед годовалым малышом бумагу и ручку, покажите, как можно рисовать и писать. Если он заинтересуется, старайтесь ненавязчиво поправлять положение орудия письма.

Конечно, сразу он не сможет взять ручку правильно, но со временем научится.

Показывайте пример: дети легче осваивают новые навыки, если видят родителя, который выполняет то или иное действие. Говорите, что вы делаете, зачем и почему. Подрастающему ребёнку важно повторять за вами, копировать вас.

Примерно до 3 лет целенаправленные занятия проводить не имеет смысла. Родителям важно помнить, что ведущая деятельность дошкольника – это игра. Главное, что можно сделать, чтобы впоследствии научить чадо красиво и аккуратно писать, не давить на него, не заставлять и идти за его интересами.

Развиваем пальчики

Важность мелкой моторики для ребёнка сложно переоценить. Умение и желание работать с маленькими деталями – основа и умственной деятельности, и внимания, и письма. Прежде чем думать о том, как научить ребёнка писать буквы, уделите внимание следующим занятиям:

  • любой вид рисования;
  • вырезание из бумаги или ткани;
  • оригами;
  • лепка;
  • завязывание узелков, бантиков, застёгивание пуговиц;
  • игра с мелкими деталями, собирание паззлов.

Всё это лучшая подготовка к тому, чтобы начать учиться писать аккуратно и вдумчиво.

Приступаем к обучению

Возраст, в котором родители начинают обучать чадо письму, индивидуален. Он зависит от развития, характера, степени подвижности, интереса малыша. Большинство педагогов и психологов рекомендуют начинать процесс не раньше 5 лет.

Существует ряд условий, без которых вопрос, как научить ребёнка писать красиво, неразрешим.

  • Рабочее место. Оно должно быть светлым, удобным, соответствовать росту ребёнка.
  • Наличие специальных дошкольных прописей или тетрадей с широкими строчками.
  • Наличие хорошей ручки: шариковой, гелевой. Иногда родители приобретают специальную, с углублениями для пальцев.
  • Контроль за правильным положением орудия письма (на верхней фаланге среднего пальца).
  • Контроль правильного положения ребёнка (локти на столе, ровная спина).

Важнейшим условием успешных занятий является правильно организованное время. Выбирайте момент, когда малыш не устал, не переключился на другие интересы.

Время занятия, которое определено специалистами исходя из возрастных норм, – от 15 до 30 минут. Разумеется, ребёнок должен хорошо себя чувствовать.

Период пребывания на больничном, время, когда малыш вернулся со спортивных или иных занятий, категорически для данной деятельности не подойдёт.

Учим начертание печатных букв

Приступать к этим занятиям можно только в том случае, если вы убеждены, что маленький человек знает алфавит, может показать ту или иную букву и произнести вслух звук, который она обозначает. В среднем, это происходит примерно в 5 – 5,5 лет.

Начните с освоения начертаний элементов букв. Для этого можно купить специальные прописи или же давать ребёнку задание самостоятельно в тетради: пишите образцы и внимательно следите за тем, как он их повторяет. Исправляйте неправильные начертания тут же, вместе с малышом, объясняйте, почему нужно делать именно так.

После освоения элементов – кружков, палочек – приступайте к работе над самыми простыми буквами. Как правило, это «о», «л», «п». К сложным переходите постепенно, когда убедитесь, что ребёнок написал пройденный материал верно. Не торопитесь, следуйте за возможностями чада.

Как научить ребёнка грамотно писать? Для этого важно не формально выучивать начертание, а знать, что за ним стоит. Показывайте картинки с изображениями, начинающимися с той или иной буквы, ищите ассоциации для запоминания её внешнего облика. Один из самых распространённых примеров: буква «д» напоминает собой дом, а «ж» – жука.

Как научить ребёнка писать цифры? Принцип здесь примерно тот же, что и в усвоении навыков печатного письма. Сначала родитель учит счёту, потом показывает обозначения. После их усвоения и осознания (малыш должен понимать, как соотносится, например, цифра 3 на бумаге и три конфеты в его руке) приступают к обучению.

Прописывать цифры начинают с отдельных элементов, постепенно переходят к символам по принципу «от простых к сложным».

Нужно ли обучать до школы прописным буквам?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Дети развиваются по-разному и имеют разные способности. Педагогическая наука подтверждает, что обучение письму вообще должно начинаться с печатных символов. Однако, если родитель стремится быстрее научить ребёнка писать прописные буквы, стоит подумать о целесообразности этого шага.

Во-первых, не зная методики и основных правил, вы можете испортить своему чаду почерк. Во-вторых, детей, готовых в дошкольный период к такому шагу, единицы. Лучше всего посоветоваться со специалистами и не торопить время – учитель привьёт первокласснику навыки писать прописью красиво и правильно.

Быстрее – не значит качественнее

Когда буквы более-менее освоены, самое главное, что нужно делать – совершенствовать технику и качество. Многие мамы и папы на этом этапе задаются следующим вопросом: как научить ребёнка быстро писать буквы, слова, предложения? Такой подход к делу – ошибка.

Во-первых, дошкольник, даже самый способный, ещё не готов к тому, чтобы сливать те символы, которые пишутся его рукой на бумаге, в смысловые фразы. Он будет проговаривать их по букве. Торопя его, вы не добьётесь понимания и осознанности. Гораздо эффективнее работать над качеством написанного, над техникой, внешним обликом заглавных и строчных букв.

7 ошибок на пути к освоению письма дошкольником

  • Торопиться с началом занятий

Если малыш не понимает ваших объяснений, ему скучно, он не интересуется тем, как правильно сделать какое-то начертание – оставьте его в покое. Заниматься ему ещё просто рано, стоит попробовать через полгода.

Сегодня и на специализированных сайтах, и в книжных магазинах можно найти огромное количество рабочих тетрадей для дошкольников. Они разработаны в соответствии с возрастными нормами, примеры даны верные, в нужной последовательности. Если родитель – не педагог младших классов и не вполне уверен в том, как научить ребёнка правильно писать, лучше всего обратиться к подобному материалу.

  • Желание успеть как можно больше

Особенно это губительно для тех детей, которые усваивают материал в медленном темпе. Чтобы научиться писать без ошибок, лучше лишний раз повторить пройденное, чем дать сразу всё, а потом наблюдать, как чадо путается в буквах.

  • Заставлять заниматься против воли ребёнка

Учение из-под палки даст только один результат: стойкую нелюбовь к буквам, прописям и умственному труду.

Если у малыша что-то не получается, это, как правило, или вина педагога, или особенности развития человека. Конструктивной роли стояние в углу не сыграет, зато заставит малыша бояться вас и не любить письмо.

Родители, переживающие, как же научить ребёнка писать, часто не понимают, что его успехи должны поощряться близкими людьми. Похвала даёт стимул двигаться дальше.

  • Относиться к занятиям слишком серьёзно

Пятилетний малыш – не школьник, поэтому говорить о необходимости конкретных результатов неразумно. Главное, чтобы начало было положено.

Основной фактор успеха родителей – разумный и взвешенный подход. Не задавайтесь вопросом, как можно научить ребёнка писать прописными буквами в 4 года. Главное, чтобы занятия вызывали у него интерес и удовольствие – тогда всё сложится.

Источник: https://legkopolezno.ru/zozh/deti/kak-nauchit-rebyonka-pisat/

Мамин советник
Добавить комментарий