Как научить детей играть в шахматы

Как научить ребёнка играть в шахматы: 100% результат

Привет, друзья! Скажите, чему и как вы обучаете своих деток? Вернее, вопрос должен звучать так: какие качества и способности вы хотите развить у карапузиков, и что вы для этого делаете? Расскажу историю одной семьи. Они хотели, чтобы сын имел аналитический склад ума, принимал не спеша мудрые решения, всегда имел запасной вариант на случай, когда не все идет гладко.

А еще хотели, чтобы кроха мог понимать тех, с кем имеет дело, образно выражаясь, уметь поставить себя на их место. А потому они приняли решение – малыша в 3 года обучать … шахматам! Слышу-слышу! Не все согласны, что это все разовьется только благодаря умению и знанию, как передвигать фигуры по полю. Но сейчас я готова рассказать и о том, что дают, и как научить ребёнка играть в шахматы.

Итак, поехали?

Занятие, которое развивает

Давайте нальем себе чайку, и попробуем вместе поразмышлять над темой, в чем же на самом деле нуждаются наши маленькие, и как им это дать.

Начну с того, что, никакая секция не заменит ваше воспитание, общение и ваши жизненные уроки.

И возлагать ответственность на то, что взрастет в вашем малыше, нужно исключительно на самого себя! А потому нужно дать крохе необходимое обучение, особенно, когда оно имеет практическую пользу!

Какая польза от шахмат? Об этом я уже говорила, в предыстории. Игра шахматы имеет:

  • свои правила,
  • структуру,
  • разные фигуры, с разными возможностями,
  • свою историю.

Согласитесь, похоже на реальную жизнь! А еще она выявляет таланты карапуза и призывает его размышлять, быть в команде и нести ответственность.

Вопрос, как же тогда с нуля обучить кроху?

Поэтапное обучение

Как и в любом деле, нужны поэтапные действия и помощь, которую могут обеспечить кружки. Вот об одном таком «кружке» я немного расскажу, он стоит того. https://chessmatenok.

ru/  – онлайн курсы, не просто курсы, а школа, где можно не только поиграть, как с живым партнером, так и с компьютером, но очень живо и интересно рассказаны правила игры, есть и обучающая книга «Как стать чемпионом по шахматам за 6 месяцев», которую можно получить бесплатно на сайте или пройти полный обучающий курс.

Этот сайт сделан Александром Борисовым для своего шестилетнего сына, который активно занимается шахматами и занимает хорошие места на чемпионатах России. Кстати, Александр Борисов также основал школу Блогеров, благодаря которой я создала свой правильно технически настроенный блог.

Этапы занятий:

  • Развить интерес;
  • Познакомить с фигурами;
  • Показать, как работают правила;
  • Проводить занятия дома параллельно с посещением курсов;
  • ИГРАТЬ.

Пройдемся по каждому пункту.

Развитие интереса

Как развить интерес? Это будет зависеть от того, смотря сколько лет крохе. Если малышу всего 4-5 лет, то это должно быть похоже на сказку, где есть свои герои, и может быть сценарий развития событий.

Ну, а в 6 лет или даже 7 лет, ребята уже достаточно взрослые, чтобы вступлением послужила занимательная история шахмат. Она и сама по себе не простая.

А, если найти источник, с интригующей и любопытной подачей фактов, можно рассчитывать на то, что для карапуза эти уроки станут самыми любимыми и он с нетерпением будет ожидать время, когда они начнутся.

Будьте творческими и интересными! Ищите личный подход к душе вашей крохи. Ведь от начала очень много зависит!

Знакомство с фигурами

Вопрос к тем, кто умеет играть в шахматы: не путают вас порой разница в названиях некоторых фигур, которые бытуют в народе для начинающих, и которые официально признаны? Я к чему веду? Честно сказать? Сама порой теряюсь, когда слышу: «башня», «тура». Что это? Где они у меня на доске? Мне приходится сосредоточиться, а значит, на мгновение потерять слежение за ходом игры (а это серьезно), чтобы вспомнить, что речь идет о Ладье.

Запомните и пусть это станет правилом! Обучать маленького будущего гроссмейстера нужно так, чтобы не путать и не переобучать! Кроха подрастет, тогда можно внести в его лексикон и «королева» (Ферзь), и «офицер» (Слон) и т.д.

Как быстро помочь карапузу запомнить фигуры? Сделайте их героями истории. Покажите их цели. Например, все они служат в защите одной-единой фигуры: Королю! Или же, действуют в нападении или защите только совместными силами, используя по максимуму возможности друг друга. Они – команда! Поверьте, этот момент особенно понравится карапузу, для которого очень много значат друзья!

Поведайте и об отличиях фигур. Как они ходят. И какова значимость каждой. Знаете, есть даже «стоимость» фигур в пешках. А потому расскажите, как важно беречь всеми и не рисковать. А. если и жертвовать. То только оправдано.

Правила

Думаю, я уже немного начала говорить о правилах в предыдущем пункте. Это подтверждает, насколько шахматы гармоничны. А потому крохе не доставит большого труда все запомнить. Только нужно все делать постепенно.

Мой совет! Учите не всему и сразу, а по мере надобности. Говорите о правилах в игре или, рассматривая несложные задачи.

Есть программы, которые дают возможность наглядно демонстрировать, какие есть правила, когда и как они действуют. Воспользуйтесь этим.

Курсы

И снова я заскочила на следующий пункт. Это помощь, которая вам нужна, и которые вам предоставляют видео уроки. Что это будет? Одноразовые занятия или целый видеокурс, решать вам, ориентируясь на своего кроху.

Возможно, вы захотите пойти и другим путем, и отведете карапуза в ШШК (шахматно-шашечный клуб). Решение за вами. И это никак не отменяет, ни видео, ни домашние занятия.

Еще раз рекомендую Школу дистанционного обучения шахматам для взрослых и детей любых возрастов «Шахматы с Жориком». Это полноценная школа с домашними заданиями. Преимущество — школа дает возможность сидеть и никуда не выходить из дома  для учебы.

Игра

Это для меня кажется самым важным пунктом. Почему? Потому что, без зависимости от того, как играть онлайн или с компьютером, но именно так можно узнать возможности и красоту шахмат, полюбить их и запомнить все законы и нюансы ведения боя на доске.

Кстати, чтобы засесть за доску онлайн, в нашем, 2017 году, не нужны никакие усилия и особые условия. Даже специально подыскивать время не нужно. Всегда найдется партнер.

А по мере роста знаний у карапуза, можно заинтересовать его провести партию-другую вслепую, чтобы проверить его знания и развить память крохи.

Источник: https://daynotes.ru/kak_nauchit_rebyonka_igrat_v_shahmaty/

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях

Здравствуйте, дорогие друзья! Боитесь, что ваш ребенок попадет в плохую компанию? Постоянно следите за ним? А знаете ли вы, что именно контроль подталкивает к дурным поступкам? Запретный плод сладок! Вспомните себя в детстве.

Вредные привычки и плохое поведение возникают из-за банальной скуки. Если вы хотите, чтобы ваш малыш развивался, приобрел какие-то стремления и стал внимательным, займите его. Чем? Например, шахматами.

Думаете, это скучно? Измените подход! Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях?

Когда начинать

Готова ли кроха приступить к обучению? На этот вопрос вам придется отвечать самостоятельно. Если раньше считалось, что ученики младше 10 лет просто не смогут усвоить правила и полноценно играть, то сейчас гроссмейстерами-юниорами становятся в 6-7 лет. И это без учета тренировок!

Минимальный порог шокирует: 2 года. Некоторые родители умудрились научить «боям на доске» своих малышей именно в этом возрасте. Представляете? Карапуз может обыграть взрослого человека! Во многом успешность обучения зависит не от природных талантов малыша, а от вашей методики обучения. Вам нужно заинтересовать чадо, превратить процесс в веселую игру.

«Почему именно шахматы?» – возражают многие: «Ведь существует множество других простых и ярких настольных игр!» Шахматы обладают огромными преимуществами.

Игра развивает несколько типов мышлений, повышает усидчивость и концентрацию, улучшает реакцию и способность воспринимать новую информацию. Не забывайте о необходимости предугадывать дальнейшие ходы и последствия.

Это качество легко переносится в повседневную жизнь.

Приступаем!

Первым делом купите большую доску и фигуры. Диаметр подставки должен составлять не менее 3 см. В противном случае у малыша будут трудности с восприятием и запоминанием. Также не исключено, что маленькое чадо попытается попробовать фигурки на вкус.

Главное правило: не грузите информацией! Долгие и серьезные объяснения утомляют «учеников». Если вы начнете рассказывать о разных трюках и схемах, хобби превратится в ночной кошмар. Не требуйте слишком многого.

Помните, что любые неудачи крохи – это не его, а ваша вина. В данном случае вы педагог, поэтому несете ответственность. Будьте терпеливы. Одно занятие не должно длиться более 20-30 минут, иначе вы утомите кроху.

Сначала познакомьте чадо с фигурами. Маленьким «ученикам» сложно отличать их друг от друга. Для быстрого усвоения существует множество хитростей.

Какой фильм или мультик ваш карапуз любит больше всего? Назовите фигурки именами главных героев! Придумайте забавные ассоциации. Например, конь вполне может быть осликом Иа.

Мальчикам нравится тематика динозавров, супергероев и автомобилей, девочкам – кукол, фей, животных… Воспользуйтесь этим!

Можете сыграть в «Волшебный мешочек». Спрячьте в тканевый мешок или непрозрачный пакет несколько фигур. Попросите кроху наощупь определить, что внутри. После первого раунда поменяйтесь ролями. Вы можете нарочно ошибаться, чтобы ведущий вас поправлял. На первых занятиях хватит 1-2 фигурок, позднее увеличьте их количество.

Не нужно сразу рассказывать о том, кто и как ходит. Вы можете случайно отбить весь интерес. Попробуйте поиграть сначала только пешками, потом – только конями. Придумывайте свои правила, вам не нужно начинать с серьезной игры.

Используйте фигурки не только по назначению. Сделайте их «куклами», главными персонажами других занятий и упражнений. Например, сыграйте в «Школу»: переверните доску и расставьте фигуры. Назначьте чадо учителем и попросите назвать «учеников» по именам, немного рассказать о них. Оживите образы! Придумайте смешные детали.

Существует еще один способ помочь малышу запомнить, кто как ходит. Соберите вместе друзей или членов семьи. Выйдите во двор, мелом нарисуйте большую доску. Карапуза и еще кого-нибудь назначьте ведущими: пусть они распределят роли и объяснят каждой «фигуре», как она должна ходить, каковы ее задачи и значение.

И, конечно, почаще играйте с другими членами семьи! Маленький человечек будет брать пример именно с вас. Крохам интересно все «взрослое», поэтому это лучший способ заинтересовать.

Продвинутый курс

«Ученик» усвоил правила, но что дальше? Поддерживайте любопытство и поощряйте. Обязательно установите игру на смартфон или планшет, если чадо пользуется ими. Дайте возможность играть в любое удобное время, но не заставляйте. Рассказывайте о знаменитых шахматистах и их достижениях. Разумеется, подавать информацию нужно в интересном ключе.

Сделайте упор на любопытные детали, не превращайте биографию в скучный пересказ. Можете даже немного приукрасить действительность. Правила те же: закрепляйте ассоциации, делайте образы живыми, яркими.

На сайте Чессматенок (https://chessmatenok.ru) интересные факты из жизни гроссмейстеров уже выделены в отдельный блок. Там же есть разные игры, упражнения и головоломки, связанные с шахматами. В них даже можно выиграть реальные денежные призы! И, разумеется, присутствует возможность сыграть с компьютером или живым противником.

Дети всегда повторяют за родителями, поэтому вы тоже должны совершенствовать свои навыки. Для этого на сайте есть раздел с уроками, причем обучают там даже с нуля. Не стесняйтесь, если вы никогда не пробовали.

Вы можете оттачивать мастерство вместе с крохой! Превратите это в соревнование. Вдобавок скоро там появится курс по обучению детей.

Автор сам научил своего ребенка играть, и в 4 годика малыш уже отправился на первые соревнования и занял 2 место! Материалы сопровождаются фотографиями, так что вы можете убедиться в правдивости слов отца гроссмейстера.

Шахматы – один из способов не просто уберечь чадо, но и помочь ему стать лучше. В процессе развиваются мышление, лидерские качества, появляются правильные ориентиры и ценности. Вам придется стать и мудрым учителем, и примером для подражания сразу, но оно того стоит. Побольше фантазируйте, играйте и практикуйтесь, и у вас обязательно все получится!

А какие хобби предпочитают ваши дети? Поделитесь своими достижениями!

Всех благ вам!

Источник: https://happy-owlet.com/kak-nauchit-rebenka-igrat-v-shahmaty-s-nulya-v-domashnih-usloviyah/

Как научить ребенка играть в шахматы

Шахматы древнейшая игра, в ней есть все: и приключения, и логика, и инстинкт самосохранения. По своим развивающим качествам шахматы нельзя сравнить ни с чем. Они развивают и внимание, и воображение, и даже всеми любимую мелкую моторику, а также память, усидчивость и координацию.

Как же привлечь малыша к игре в шахматы

С самыми маленькими можно просто поиграть фигурками. Рассказать названия, поиграть в «Замок с принцессами и драконами», можно даже сначала без доски. Заинтересовать самими фигурками.

С детьми постарше, начиная от 4ех лет, можно уже начинать заниматься. Рассказать правила, показать, как ходят фигуры, и что обязательно играть по правилам.

Можно показывать мультфильмы или книги, в которых герои играют в шахматы. Например, мой ребенок впечатлился при прочтении «Незнайки». Так же во многих парках проходят турниры, или просто стоят шахматные столы. Покажите ребенку, как играют другие ребята, или взрослые.

Какие выбрать шахматы

Лучше всего выбирать красивый классический набор с деревянными фигурами. Для малышей покрупнее, для детей постарше обычного размера. Многие дети любят сами выбирать себе игрушки.

Можно отвести ребенка в магазин, и показать ему наборы.

Может быть он выберет не самые красивые, пластиковые шахматы с яркими фигурами, но ведь это будут его шахматы, и учиться играть ими ребенок будет с удовольствием.

Советую подбирать доску с классическими черно-белыми полями, чтобы не путаться в терминологии. Сложно будет объяснить почему эти желто-зеленые клетки вы называете черно-белыми. Так же дело обстоит и с фигурами. Использовать классическое выражение «Белые начинают и выигрывают» будет затруднительно, если ваши фигуры розовые.

Расстановка фигур

Разложите и рассмотрите доску. Покажите юному адепту, как чередуются клетки, и как необходимо устанавливать доску по отношению к игрокам. В левом нижнем углу должна находится черная клетка с «адресом» а1.

Рассмотрите фигуры 

Загрузка…

У всех детей шикарно развито воображение. Любой ребенок легко представит себе, что фигурка странного вида – король, который в армии самый главный, его должны все защищать.

Главный защитник – ферзь, его еще называют королевой. Объясните ребенку, что король слишком занят составлением военных планов, поэтом он не может носиться по всему полю битвы, за него это делает главный помощник, генерал – то есть ферзь.

Так же, как и в любой армии в шахматах есть солдаты – пешки. Они пешие, поэтому и пешки, они одинаковые, так как в форме. И очень смелые – стоят в первом ряду.

Конь – похож на коня, а ходит буквой «Г», потому что ему необходимо перескакивать препятствия.

Слон – так же их называют офицерами, по форме фигурки похожи на человечка в латах и шлеме. Они важные фигуры на поле, и могут ходить на дальние расстояния, но только по диагонали.

Ладья – второе название этой фигуры – тура, что означает башня. По своему действию фигура похожа на танк, а по виду на башню. Можно рассказать ребенку историю, о том, что для защиты короля были придуманы такие передвижные защитные сооружения.

Кто как ходит 

  • Король ходит на одну клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.
  • Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали.
  • Ладья ходит на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
  • Слон ходит на любое расстояние по диагонали.
  • Конь ходит на поле, находящееся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.
  • Пешка ходит на одну клетку вперед, в начале хода она может сходить на две клетки, а «съедает» фигуры по диагонали вперед. Еще пешка может дойти до последней горизонтали и «превратиться» в любую фигуру такого же цвета.

Цель игры 

Игра в шахматы представляет собой сражение. Цель ее – убрать с доски фигуры противника и сделать так, чтобы король оказался под ударом и к тому же окруженным. Покажите, как сбивают фигуры противника.

Разрешите ребенку набаловаться с фигурами. Пусть сначала выплеснет, всю энергию, зато потом он сможет спокойно воспринимать информацию.

Расскажите, что короля не обязательно «убивать» достаточно объявить ему «шах», а затем «мат». Фактически захватом в плен вражеского короля и будет выиграна битва.

После того, как ребенок запомнит правила, можно начать показывать ему шахматные задачки, начинать нужно с самых простых, даже если вы думаете, что ребенок справится и с более сложными. Так вы приободрите его, покажите, что ничего сложного и страшного в этой игре нет.

Дерзайте! И, конечно, заражайте детей своим примером.

Поддержите нас! Нажмите:

Источник: https://www.podelkidetkam.ru/kak-nauchit-rebenka-igrat-v-shaxmaty

Как научить ребенка играть в шахматы (читать советы)

Научить играть в шахматы можно практически любого ребёнка, если запастись терпением и подойти к процессу творчески, так сказать, со вкусом.

Основные сведения о «тренажёре для мозга» и уроки шахмат вполне могут дать родители, старшие члены семьи, если они, хотя бы немного, когда-то играли или играют сами.

Если вы не очень уверены в том, что всё правильно помните – достаточно освежить воспоминания, купив или скачав любой доступный учебник игры в шахматы.

Учиться игре в шахматы можно ещё до школы, ну и, конечно, в младших классах школы. Оптимальным возрастом для первого знакомства с игрой некоторые специалисты считают 3 года, когда заканчивается раннее детство и начинается дошкольное детство.

Трёхлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность.

Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, рисует, лепит, занимается конструированием, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх.

Важно изначально понимать, что цель игры в шахматы с малышом – не воспитать будущего чемпиона, а прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре. Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере.

Не требуйте ничего от ребёнка! Помните, что занятия с детьми в возрасте 4-5 лет нужно проводить не более 30 минут с перерывом на физкультразминку.

Заканчивать игровое занятие следует до того момента, когда малышу уже наскучит игра.

Первое занятие

Объясните вашему ребёнку, что шахматная доска – это поле боя, а фигуры – войска, только игрушечные. Убедитесь, правильно ли вы расположили шахматную доску: белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых.

Расскажите, как называются фигуры, начиная с пешек. Пешки – это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Научите ребёнка расставлять пешки на доске: их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Объясните, как ходят и как «едят» пешки.

Попробуйте сыграть с чадом первую в его жизни партию только пешками: кто заберёт все или проведет хоть одну свою пешку на последнюю горизонталь, тот и выиграл. От первой игры во многом зависит, понравится эта игра вашему ребёнку или нет, поэтому первую партию можете поддаться или сыграть вничью.

Затем продолжайте рассказ о других шахматных фигурах. Король – самая главная фигура. Ферзь – самая сильная фигура, а за ней следует чуть менее сильная ладья. Слон и конь пришли к нам из Индии – как, собственно, и сами шахматы. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры (кроме короля, разумеется).

Второе занятие

Попросите ребёнка расставить шахматы и, если он ошибается, расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный – на чёрное.

Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой и объясните, как он ходит. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребёнку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую – пусть ваш ребенок «покушает» королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребёнку, что означает «шах» (в переводе с персидского – «угроза королю»), и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. Наглядно объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например).

Затем расскажите, что означает слово «мат» (в переводе с арабского – «смерть»). Мат – это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Покажите ребёнку, как можно объявить простейший мат: «Видишь, королю шах, а защиты никакой нет». Малыш должен понять: не важно у кого сколько фигур – гораздо важнее удачный ход.

Третье занятие

Повторите коротко всё, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, если ребёнок будет путаться – постепенно он всё запомнит.

Объясните ребёнку, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры – по горизонтали и по вертикали. Теперь дайте возможность ребёнку объявлять шахи королю. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребёнок попробует это сделать самостоятельно.

Теперь объясните как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их. Если ребёнок усвоит как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь.

Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь снова и снова объяснять ребёнку, как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение. Вообще старайтесь как можно чаще играть с вашим малышом (если игра ему нравится), вместе анализируйте ошибки после игры, и однажды ребёнок станет вашим достойным учеником и партнёром в шахматных партиях.

Советы взрослым

Нельзя не обратить внимания на серьезную проблему – отношение родителей к удачам и неудачам детей.

Бурные наставнические эмоции, когда взрослые усматривают в детях лишь предмет удовлетворения своих амбиций, в большинстве случаев не укрепляют бойцовских качеств юного шахматиста, а, наоборот, вредят, внушая ему страх перед проигрышами.

Детям надо играть и получать удовольствие оттого, что они растут и мыслят. Больше хвалите малыша за конкретные, хоть и маленькие достижения!

Встречается и другая крайность: довольно часто, чтобы заинтересовать ребёнка шахматами, родители постоянно подыгрывают ему в совместной игре.

Однако психологи этого делать не рекомендуют, – ведь малыш может привыкнуть к лёгким победам, и первое же разочарование от поражения может навсегда погубить его интерес к игре.

Лучше объяснить ребёнку, что это всего лишь игра, и поражение как трагедию воспринимать не стоит.

Edwin,  

Источник

23 июля 2014

Источник: https://lytmdou19.edumsko.ru/about/news/224675

Как научить ребенка игре в шахматы

Роман Хаецкий, старший тренер шахматного клуба Гамбит, заслуженный тренер Украины, международный мастер, мастер спорта Украины, рассказывает, когда и как нужно учить ребенка игре в шахматы.

Когда нужно начинать играть в шахматы

Начинать играть в шахматы никогда не поздно и никогда не рано. Конечно, современные элитные игроки начинали свой творческий путь в 5-6 лет.

Один из моих самых успешных учеников, чемпион мира до 18 лет Александр Бортник начал играть в 3 года.

Но, известны случаи, когда ребенок только к 9-10 годам заинтересовался шахматами по-настоящему (например, действующий чемпион мира Магнус Карлсен) и потом всех обогнал.

Если же мы исходим из того, что хотим просто развить с помощью шахмат свои способности – смело шагайте в шахматный клуб, не заглядывая в свидетельство о рождении/паспорт/пенсионное удостоверение. На шахматных турнирах часто можно увидеть бойцов 90+, может, в этом рецепт долголетия.

Как заинтересовать ребенка шахматами

Не уверен, что существует единая методика, позволяющая увлекать детей шахматами. Мы в своей практике подглядываем и перенимаем интересные идеи из смежных дисциплин.

Так, например, вручаем поощрительные призы за успешное обучение, стараемся не перегнуть палку и не форсировать выполнение спортивных разрядов, аккуратно приучаем к домашней самостоятельной работе с книгами. Однако ключевой, на мой взгляд, все же является фигура тренера.

Моя стратегия в этом вопросе – быть абсолютно честным с учениками и верить, что они самые талантливые на свете.

Ловлю себя на том, что часто повторяю на тренировках: «Моя главная задача не в том, чтобы вы стали суперпрофессионалами в шахматах, а в том, чтобы вы стали порядочными и сильными людьми». Тьфу-тьфу через левое плечо, пока получается.

Шахматист-ботан – образ, который в общественном мнении придумали и эксплуатируют для оправдания собственной некомпетентности. Что-то вроде: «Да он умнее меня, но посмотрите, он же ботан!». Это все изжитые стереотипы. Шахматы – это модно и полезно.

Конечно, интеллектуальное развитие не возможно без физического, многие ребята кроме шахмат посещают прочие кружки: плаванье, борьба и т.д. Мы же регулярно проводим выездные шахматные лагеря, на которых водим детей в мини-походы, проводим подвижные игры.

Плюс рядом с нашим клубом спортивная площадка – в теплое время вывожу парней на турники/брусья, сам с детства люблю это дело (хотя и шахматист). Ну и разностороннее воспитание, в моем понимании, невозможно без чтения.

Стараюсь не только советовать, что почитать, но и даю любимые книги из своей библиотеки.

О методах обучения

Обучение шахматам значительно ускорилось, даже по сравнению с недалеким прошлым в 15-20 лет.

Если раньше приходилось выписывать шахматные журналы, вырезать и наклеивать в альбом важные партии (что, кстати, было прикольно), искать по букинистическим магазинам книги – сейчас один клик компьютерной мышки и ты все знаешь! Шучу. Всего не знаешь, но при желании узнаешь в разы быстрее, чем твой папа в свое время.

Наш клуб использует в работе классную штуку — обучающе-игровой интернет-портал 123chess.

me, с помощью которого каждый из наших учеников участвует в интерактивных лекциях с ведущими шахматистами и тренерами, играет в интернете за команду своей школы, повышает шахматную онлайн-категорию (аналог спортивных разрядов). Опыт показал, что процесс тренировки становится не только разнообразнее, но и эффективнее.

Однако, несмотря на все это, в центре внимания по-прежнему тренер, который вырабатывает общую концепцию, и трудолюбивые ученики.

«Кодекс чести» шахматиста

Один из самых важных воспитательных моментов в шахматах – умение достойно проигрывать и выигрывать. Многие родители задают вопрос: «Мой ребенок так расстраивается после поражений, может, мы больше не будем ходить на шахматы?».

Что можно ответить,- стрессоустойчивость лучше выработать в юном возрасте, чем старше человек, тем сложнее.

Умение постоять за себя за шахматной доской, не прибегая к помощи посторонних, прививает важное жизненное качество, которое наверняка пригодится.

Ну и традиционное пожимание руки соперника до и после партии, достойное поведение во время партии, — всего и не перечислишь, мы учим этому с самого начала.

Правила воспитания чемпионов

Опытный тренер видит способности после первого занятия. Для особых достижений спортсмена должны совпасть несколько условий (некоторые, к сожалению, часто не зависят ни от тренера, ни от ученика), а это покажет только время.

Олимпийский чемпион по бегу из США как-то сказал: «Хотите стать чемпионом – нет ничего проще, сначала выберете себе правильных родителей!». Причем, это не шутка.

Известный шахматный тренер на мой вопрос, почему он сделал ставку на одного ученика, а не на другого, ответил: «Я выбираю не учеников, я выбираю родителей».

Дело тут не в платежеспособности (хотя большой спорт в нашей стране все более недоступен  для среднестатистического обывателя), а в правильном настрое, в стремлении помочь своему чаду, а не пытаться реализовать в нем свои «недостижения». Ну а готовиться особо не к чему – шахматисты народ спокойный, выберите хорошего тренера и доверьтесь ему.

Напоследок, как старший тренер, хочу пригласить всех в наш шахматный клуб «Гамбит», который работает не только в Киеве, но и в других городах. Участвуйте в наших шахматных лагерях. Играйте в шахматы онлайн на сайте 123chess.me.

А лучше создайте с друзьями собственную школьную шахматную команду и принимайте участие во всеукраинском командном шахматном онлайн-турнире, который мы регулярно организовываем.

И даю вам честное-благородное слово – вы ни на секунду не пожалеете, что ваш ребенок занимается шахматами!

Источник: https://womo.ua/kak-nauchit-rebenka-igre-v-shahmatyi/

Как научить ребенка играть в шахматы и сделать его чемпионом

Здравствуйте, уважаемые родители! Все мы мечтаем, чтобы наши дети были умными, сообразительными, ответственными, добились бы больших результатов в жизни и были счастливы.

Да, способности у всех детей разные. Но мы в состоянии помочь нашим детям. И для этого не надо изучать кучу методик или покупать дорогие гаджеты. Помогут нам старые добрые шахматы.

Из статьи вы узнаете:

  • в чем польза шахмат для детей;
  • с какого возраста начать обучение;
  • как научить ребенка играть в шахматы.

 Польза шахмат для детей

Результаты исследования впечатляют. В частности, было доказано, что дети, играющие в шахматы в течение двух лет, улучшают:

  • концентрацию на 50%,
  • память на 22%,
  • способность решать проблемы на 32% по сравнению с другими детьми.

В школах, где ввели занятия шахматами как обязательный предмет, успеваемость выросла на 40%.

«При игре в шахматы развивается концентрация, способность к планированию, умение быть внимательным в течение длительного времени, то есть качества, необходимые во всех сферах познавательной деятельности», — считает Тьерри Рипол, директор Департамента когнитивной психологии и экспериментальной Университета Прованса.

«Игра в шахматы имеет замечательное свойство — не напрягать ум, а увеличивать его гибкость и живость», — писал Стефан Цвейг в «Шахматной новелле».

«Мозг — это мышца, а шахматы — фитнес». Владимир Крамник живет в Женеве и участвует в интеграции шахмат в школьную программу города.

Качества, которые развивает игра в шахматы:

  • Внимание и концентрация;
  • Структурирование пространства;
  • Оценка и планирование;
  • Воображение и дальновидность;
  • Память;
  • Решительность и мужество;
  • Желание победить, выносливость и самообладание;
  • Математическая логика, способность к анализу и синтезу;
  • Творческие способности;
  • Интеллект;
  • Вкус к иностранным языкам.

Внимание и концентрация

Способность к концентрации необходима, чтобы наблюдать и анализировать позиции. Это золотое правило игрока перед каждым ходом.

Любая ошибка может быть роковой, и игрок должен рассмотреть все возможные действия, свои и противника. А также взвешивать последствия каждого варианта.

Игра заключается в противостоянии двух лагерей, каждый из которых состоит из шестнадцати фигур, подчиняющихся разным правилам. Шахматная доска состоит из 64 клеток.

Принцип игры заключается в координации движения фигур для достижения определенной цели — мат Королю противника.

У каждой фигуры своя роль. Каждая фигура зависит от других. Ошибка или забывчивость ведет к потере фигуры, что ослабляет ваши позиции.

Таким образом игра требует повышенного внимания и концентрации. Кроме этого игрок концентрируется на анализе всех последствий того или иного хода.

Пространственное мышление

Фигуры могут совершать горизонтальные, вертикальные и диагональные движения. Ребенку нужно оценить последствия этих движений. Эта «гимнастика» позволяет предугадывать движения, развить пространственное мышление.

Игра в шахматы, несомненно, улучшает видение пространства: ребенок учится определять, на какой клетке находится его фигура, использует понятия линий, столбцов и диагоналей без проблем.

Он переходит от вертикальной плоскости к горизонтальной при использовании доски на стене.

Использование шахматных часов знакомит ребенка еще и с понятием времени.

Суждение и планирование

Для выполнения своей задачи игрок должен постоянно оценивать свое положение по сравнению с противником и применять принципы стратегии и тактики.

Он должен составить план игры, планировать несколько ходов на перед.

Воображение и дальновидность

Это два важных качества, которые заключаются в способности предвидеть развитие игры и, особенно, расположение каждой фигуры с учетом идей, маневров и комбинаций противника.

Память

Ребенку нужно запомнить названия фигур, как они могут ходить. А также множество вариантов и стратегий игры. Прочитать множество литературы, держать в голове различные партии.

Ребенок должен усвоить колоссальный объем теоретических знаний, все это хорошо тренирует память.

Решительность и смелость

Игра в шахматы учит ребенка думать прежде, чем действовать. И таким образом развивает в нем чувство ответственности.

Ребенку отводится ограниченное время для обдумывания хода. Из нескольких вариантов он должен выбрать наиболее благоприятный. Некоторые стратегии более рискованные со множеством комбинаций, ловушек.

Другие, более спокойные, без риска.

Занятия в шахматы с опытным наставником позволяет превратить застенчивого ребенка в разумно смелого, а слишком смелого заставит более взвешенно подходить к своим действиям.

Желание победить, выносливость и самообладание

Стремление победить или боязнь проиграть дает игроку мотивацию, чтобы стимулировать его интеллектуальную деятельность. Мотивацию, которой часто не хватает в других дисциплинах.

Самообладание позволяет координировать все элементы и принять правильное решение в нужный момент:  атаковать, быть пассивным или контратаковать.

Все три качества понадобятся ребенку в дальнейшей жизни почти везде. Шахматы — отличный способ их тренировать и развивать.

Шахматы заставляют мобилизовать все свои ресурсы, чтобы достичь цели.

Математическая логика, способность к анализу

Важность каждой фигуры изменяется в зависимости от ее положения на доске. Они часто переходят из статического положения в положение динамики.

Это законы механики, движения, равновесия, силы и относительности.

Анализ позиций — это выбор из множества вариантов и точный расчет последствий, нужно учесть каждый элемент и всю картину в целом. Все это формирует аналитический склад ума.

Как правило, у игроков в шахматы отлично развита логика.

Творчество

Творческое воображение также развивается игрой в шахматы.

Игроки постоянно ищут новые варианты ходов или как улучшить старые варианты. Собственные находки вызывают радость игроков и побуждают анализировать партии опытных шахматистов.

Интеллект

Интеллект — это врожденное качество, но его можно и развить.

Чтобы стать выдающимся игроком, 10% таланта достаточно, остальное — это результат работы, которая обеспечивает удовлетворение и уверенность в своих «интеллектуальных возможностях».

Организованность и склонность к изучению языков

Игра в шахматы требует дисциплины, организованности и настойчивости.

Возможности игры бесконечны. Стремление улучшить свою игру побуждает изучать книги и журналы о шахматах, некоторые из которых на иностранных языках.

Кроме этого, игроки участвуют в международных турнирах, что тоже способствует желанию выучить языки и совершенствованию языковых навыков.

Невероятно, сколько качеств развивает вроде бы простая игра в шахматы.

О пользе шахмат можно говорить еще долго. Эта отличная возможность оторвать ребенка от экрана телевизора и смартфона. Это шанс проводить больше времени с детьми, играя и общаясь.

Участие в турнирах позволяет детям и родителям увидеть другие города и страны, познакомиться со множеством интересных людей.

У шахмат только один недостаток. Они не способствуют физическому развитию, поэтому поощряя занятия ребенка шахматами, не забывайте, что спортом и физической активностью ему тоже следует заниматься.

Шахматы: с какого возраста начинать обучение

Чаще всего детей начинают обучать игре в шахматы с 6-7 лет. В этом возрасте они уже способны усидеть некоторое время на одном месте и сосредоточиться на игре.

Но начать обучение можно и с 4 лет, если ребенок проявляет интерес. Уже в этом возрасте буквально за несколько месяцев можно достичь выдающихся результатов. Жорик — яркий этому пример.

В 4 года ребенок способен легко выучить, как ходят фигуры, хотя еще может путаться с конем.

С 5 лет способен видеть, что происходит на доске более глобально, хотя чаще сосредотачивается на определенной зоне.

С 6 лет ребенок начинает строить цепочку из одного или двух шагов, может предугадывать нападение противника.

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля

Итак, вы твердо решили, что вашему ребенку просто необходимо стать шахматистом. Как и где научить ребенка играть в шахматы? И как превратить занятия в шахматами в любовь всей жизни. Ведь многие бросают шахматы на первом году обучения, а жаль.

Есть несколько вариантов:

  • Научить самому;
  • Отдать в шахматный кружок;
  • Записаться в онлайн-школу.

Самостоятельное обучение

Если вы умеете сами играть, то можете самостоятельно показать ребенку, что и как. Сначала можно просто играть в его присутствии, чтобы он заинтересовался игрой.

А затем уже и приступать к обучению. Для обучения лучше всего подойдут турнирные шахматы №5.

Главное, не спешите. Не старайтесь объяснить все и сразу. Начать можно с игры в шашки. Можно рассказать об истории шахмат, постепенно рассказывайте о каждой фигуре, о том, как она ходит.

Но одного умения играть и желания научить недостаточно. Одно неосторожное слово может отбить у малыша желание играть. Поэтому сначала трезво оцените свои педагогические способности.

Если не знаете, с как приступить к обучению, посмотрите видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». И вы с легкостью привьете ребенку любовь к шахматам и научите его играть.

Кстати, курс будет вам полезен даже, если вы не умеете играть. Вы все равно сможете обучить ребенка, да еще и сами научитесь. Шахматы ведь полезны не только детям, но и взрослым.

Шахматный кружок

Если выступать в роли преподавателя не хотите, то узнайте, есть ли в вашем городе шахматный кружок. Посетите несколько занятий, поспрашивайте отзывы учеников, убедитесь, что преподаватель знает свое дело и детям с ним интересно.

И убедитесь, что не только вы хотите, чтобы ребенок посещал занятия, но и малыш разделяет ваш энтузиазм.

Недостаток этого способа в том, что детей в секции несколько, найти к каждому свой подход довольно сложно. Иногда кружок слишком далеко от дома или часы занятий неудобные.

Очень часто дети бросают занятия, потому что учителям не удалось привить любовь к шахматам. Дети на занятиях могут просто дурачится, могут не сложиться отношения с товарищами, ребенок разочаруется в шахматах, потому что будет часто проигрывать и так далее. Подробнее об этом прочитайте в бесплатной книге «Как стать чемпионом в шахматы за 6 месяцев».

Занятия в кружках — это здорово, но лучше начинать с индивидуального обучения дома.

Что же делать? Тут на помощь придет онлайн-школа.

Онлайн школа шахмат

Больше всего мне нравится вариант онлайн-обучения. В этом случае можно учиться вместе с ребенком, вы сможете пристально следить за процессом обучения.

Не надо тратить время, чтобы отводить ребенка в кружок.

Мне очень понравилась школа «Шахматы с Жориком».

Как только мой малыш подрастет, запишу его туда. А пока может сама поучусь. Обучает детей Павел Шипицин, кандидат в мастера спорта по шахматам и опытный педагог.

Насколько эффективно его обучение вы можете узнать, прочитав историю Жорика , который уже в 4 года обыгрывает многих взрослых.

Посмотрите небольшой видеоролик, как дядя Паша проводит занятия:

В школе можно не только учиться, но и общаться, обсуждать партии, узнавать новости и мира шахмат, участвовать в конкурсах и получать призы.

Индивидуальный подход, поддержка опытного наставника, игровая форма обучения, дружное сообщество единомышленников, конкурсы, гибкий график обучения, улучшенная классическая программа советской школы.

В России кстати больше всего гроссмейстеров, это доказывает, что наша программа самая эффективная.

Теперь вы знаете, как научить ребенка играть в шахматы и сделать его чемпионом. Даже если ваш ребенок им и не станет, он точно скажет вам спасибо, за то, что вы открыли ему удивительный мир шахмат.

Источник: https://recommendyou.ru/kak-nauchit-rebenka-igrat-v-shahmaty/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мамин советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: