Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации
Честь и хвала тому детскому саду, в котором уделяется достаточное внимание физическому развитию детей, в частности — закаливанию.
Привыкание детского организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным условиям сказывается и на иммунитете ребёнка, укрепляя его, и на здоровье.
Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний, популярный среди школьников в наши дни.
Проводить в жизнь методику закаливания в детском саду должен весь дружный коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели, да и родители не должны этому противиться. Ничего сложного эта методика собой не представляет. Главное — придерживаться основных принципов закаливания:
- постепенность: нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;
- систематичность: только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
- учет индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.
Дружный тандем родителей и воспитателей в этом вопросе просто необходим. Закаливание в детском саду должно быть подхвачено и продолжено дома (читайте подробнее про закаливание детей в домашних условиях).
Чтобы не был нарушен принцип систематичности, родители должны контролировать закаливание своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а дома. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, чтобы заинтересовать малыша своим личным примером, закаляясь вместе с ним.
К основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.
Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:
Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.
Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:
- сон на открытом воздухе;
- прогулки на свежем воздухе;
- воздушные ванны.
Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.
Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту (это еще один способ для тех, кто не знает, как улучшить аппетит), регулируют теплообмен.
Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам необходимо подходить ответственно и осторожно. Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется проводить в движении.
Однако игры эти должны быть спокойного характера. Солнечные ванны детям нужно принимать:
- утром (с 8 часов и до 9 часов);
- после обеденного сна (с 15 часов и до 16 часов).
Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не было солнечных перегревов.
Процесс закаливания детей в детском саду потребует от воспитателей и медсестры немалых усилий, но они будут 100%-но оправданы. Мало того, что существенно уменьшится заболеваемость среди посетителей сада, у детей будет хороший сон, отличный аппетит и радостное настроение. Всего этого не смогут не заметить и благодарные родители.
Ну не знаю, мое закаливание именно по методике как на фото 1 и проводилось. Вся группа жива, никто не болел. Сейчас уже, 20 с лишним лет спустя, понимаю все +, никаких болячек, ангина, орз, орви, грипп — вообще не знакомы.
кошмар какой. я бы не за что не разрешила закалять своего ребенка так как на 1 фото.
( с ведрами воды на снегу) =-O у меня было проще , на даче летом ставили ванну с водой на солнце и малыш купался потом, в горячей бане обливала прохладной водой, ходили семьей в походы в лес, пили воду из родников, дома бегал босым по полу и чаще проветривали помещение где спал наш кроха. достаточно было для закаливания =)
Источник: https://ymp3.ru/moj-rebenok/zakalivanie-detej-v-detskom-sadu-metody-i-rekomendacii
Закаливание детей в детском саду
В советские времена к закаливанию детей подходили очень серьезно. И следует сказать, что тогда дети сами по себе были еще не столь ослаблены и больны, как сегодня.
И пусть прошло не так уж и много времени, но поменялось буквально все: генетика, нагрузки, темпы и образ жизни, качество питания и экология, медицинское обслуживание (в частности большое количество подделок медпрепаратов). В общем, современные дети уже с рождения ослаблены и склонны к частым болезням.
Поэтому сегодня им как никогда прежде необходимы общеукрепляющие процедуры, в частности закаливание. И, к сожалению, именно сегодня о нем призабыли во многих детсадах. А ведь очень жаль.
Мы бы рекомендовали вам проводить закаливание детей в домашних условиях с рождения и целенаправленно выбирать такой детский сад, в котором систематически проводятся разнообразные закаливающие процедуры. Причем проводятся грамотно и осознанно, а не с целью «заболеть» детей и уменьшить тем самым нагрузку на себя любимых.
Процедуры закаливания для детского сада
Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и времязатратных и интенсивных.
Очень многим из них родители и даже воспитатели не придают особого значения.
Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривания помещения в отсутствии детей и полоскание ротовой полости приносят свои плоды.
Итак, начнем из самого простого и необходимого – микроклимата в помещении группы. Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов.
Важный нюанс: одеяло при этом в холодное время года должно быть достаточно теплым, чтобы под ним поддерживалась температура на уровне 39 градусов.
Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закалки.
Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%. При этом пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей – никаких сквозняков! А вот когда они на прогулке или в спортзале – обязательное сквозное проветривание!
При создании правильного температурного режима рекомендуется дневной сон без маечек, при нарушении его в сторону снижения – под более теплым одеялом и в носочках. После сна – воздушные ванны, умывание холодной водой, полоскание ротовой полости.
К слову, для этого можно использовать как обычную воду, так и специально приготовленный настой: в 1 стакане кипяченой охлажденной воды следует настоять 1 раздавленный зубок чеснока – в течение часа. Особенно хороша такая водичка в период респираторно-вирусных эпидемий, ею можно также закапывать нос.
Еще для старших деток для полоскания можно использовать йодно-солевой раствор (на 1 литр воды 1 столовая ложка соли и 3-4 капли йода) и травяные настои.
Идем дальше. Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском саду, – растирание мокрым полотенцем и хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами, накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10%-ом солевом растворе), недлительное хождение босиком по полу, воздушные ванны.
Большой популярностью в детских учреждениях пользуется так называемый рижский метод закаливания, когда ребенок в течение нескольких секунд (от 5 до 16) шагает босяком на смоченном в солевом растворе шиповом коврике, затем столько же – на сухой дорожке и в конце обтирает водой лицо, шею и руки.
Если в саду есть бассейн – и вовсе отлично. Замечено, что регулярные водные процедуры очень положительно сказываются на детском здоровье и состоянии иммунной системы. Если бассейна нет, применяется обширное умывание: ребенок мочит в воде ладошку и проводит ею по второй руке – от кончиков пальцев до локтя. Так с обеими руками.
Потом снова мочит уже обе ладони сразу и одновременно проводит от затылка к подбородку – по шее и скулам. После вновь смоченной ладошкой проводит по кругу в верхней части груди. Последний штрих – вновь смоченными в воде руками умывает лицо, еще раз ополаскивает руки водой, стряхивает и вытирается насухо.
При таком способе закаливания количество проделывания каждого из описанных движений через некоторые промежутки времени увеличиваются на один.
Обязательным ежедневным элементом закаливания являются уличные прогулки в любое время года. Их продолжительность устанавливается воспитателем зависимо от погодных условий.
Важное примечание: дети в группе должны быть одеты в легкой одежде из натуральных тканей. В зимнее время года – теплые носочки и штанишки без колгот.
Правила закаливания в детском саду
А теперь коротко о том, как проводить закаливание детей в детском саду – главные правила.
Правило номер один – регулярность. Воспитатели должны осуществлять закалку детей ежедневно, независимо ни от каких обстоятельств (кроме состояния ребенка). Только систематичность мероприятий может обеспечить определенный успех. При этом начать нужно с беседы с родителями – они должны поддерживать эффект и в домашних условиях.
То есть не кутать ребенка дома и не держать его, словно в теплице. Весь комплекс закаляющих мероприятий должен гармонично переходить из сада в дом, и из дома в сад. Если вы раньше не закаляли ребенка, то для начала просто позвольте ему побегать в одних трусиках после утреннего пробуждения или займитесь физкультурой босяком.
Второе обязательное правило – интенсивность закаливающих процедур должна возрастать постепенно.
То есть время от времени нужно увеличивать зону воздействия закаливающего фактора, его «агрессивность» (например, более высокая или низкая температура) и время воздействия.
К примеру, температуру воды и воздуха для здоровых детей рекомендуется понижать на 2-3 градуса каждые 2-3 дня. Так же плавно увеличивается количество и разновидность закаляющих факторов.
Естественно, при этом учитывается состояние ребенка и его реакция на раздражители. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым.
Если он пропускал занятия из-за болезни или по другой причине, то следует снизить интенсивность закаливания (если перерыв составлял 10 и более дней – до начального уровня). Ввиду этого воспитателям рекомендуется вести журнал, в котором следует отмечать, кто из детей когда болел и на каком этапе закаливания произошел перерыв.
Для удобства всех детишек можно разделить на 2 группы: первая – это здоровые дети, которые постоянно посещают детсад, и степень нагрузки для них постоянно увеличивается, вторая – дети, только что вернувшиеся с больничного или впервые приступающие к процедурам закаливания. Приступать к закаливанию детей можно, только если они полностью здоровы.
Всегда следует учитывать медицинские показатели и врачебные рекомендации для каждого отдельного ребенка.
В программу закаливания в детском саду должны входить методы, предусматривающие воздействие разных закаляющих факторов: воды, воздуха, температур, солнечных и ультрафиолетовых лучей, механических и прочих раздражителей.
Воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным.
Но еще раз отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребенка, которому закаливание абсолютно противопоказано.
Могут быть временные перерывы или ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не поздно.
Специально для malutka.net – Елена Кичак
Источник:
https://malutka.net/zakalivanie-detei-v-detskom-sadu
Закаливание детей в детском саду
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Закаливание детей в детском саду
Не так давно к закаливанию детей подходили очень серьезно. И следует сказать, что тогда дети сами по себе были еще не столь ослаблены и больны, как сегодня.
И пусть прошло не так уж и много времени, но поменялось буквально все: генетика, нагрузки, темпы и образ жизни, качество питания и экология, медицинское обслуживание (в частности большое количество подделок медпрепаратов).
В общем, современные дети уже с рождения ослаблены и склонны к частым болезням. Поэтому сегодня им как никогда прежде необходимы общеукрепляющие процедуры, в частности закаливание. И, к сожалению, именно сегодня о нем призабыли во многих детсадах. А ведь очень жаль.
Мы бы рекомендовали вам проводить закаливание детей в домашних условиях с рождения и целенаправленно выбирать такой детский сад, в котором систематически проводятся разнообразные закаливающие процедуры. Причем проводятся грамотно и осознано.
Процедуры закаливания для детского сада
Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и время затратных и интенсивных. Очень многим из них родители и не придают особого значения. Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривания помещения в отсутствии детей и полоскание ротовой полости приносят свои плоды.
Итак, начнем из самого простого и необходимого – микроклимата в помещении группы. Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов.
Важный нюанс: одеяло при этом в холодное время года должно быть достаточно теплым, чтобы под ним поддерживалась температура на уровне 39 градусов.
Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закалки.
Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%. При этом пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей – никаких сквозняков! А вот когда они на прогулке или в спортзале – обязательное сквозное проветривание!
При создании правильного температурного режима рекомендуется дневной сон без маечек, при нарушении его в сторону снижения – под более теплым одеялом и в носочках. После сна – воздушные ванны, умывание холодной водой, полоскание ротовой полости.
К слову, для этого можно использовать как обычную воду, так и специально приготовленный настой: в 1 стакане кипяченой охлажденной воды следует настоять 1 раздавленный зубок чеснока – в течение часа. Особенно хороша такая водичка в период респираторно-вирусных эпидемий, ею можно также закапывать нос.
Еще для старших деток для полоскания можно использовать йодно-солевой раствор (на 1 литр воды 1 столовая ложка соли и 3-4 капли йода) и травяные настои (эвкалипт).
Идем дальше. Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском саду, – растирание мокрым полотенцем и хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами, накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10%-ом солевом растворе), недлительное хождение босиком по полу, воздушные ванны.
Большой популярностью в детских учреждениях пользуется так называемый рижский метод закаливания, когда ребенок в течение нескольких секунд (от 5 до 16) шагает босяком на смоченном в солевом растворе шиповом коврике, затем столько же – на сухой дорожке и в конце обтирает водой лицо, шею и руки.
Если в саду есть бассейн – и вовсе отлично. Замечено, что регулярные водные процедуры очень положительно сказываются на детском здоровье и состоянии иммунной системы. Если бассейна нет, применяется обширное умывание: ребенок мочит в воде ладошку и проводит ею по второй руке – от кончиков пальцев до локтя. Так с обеими руками.
Потом снова мочит уже обе ладони сразу и одновременно проводит от затылка к подбородку – по шее и скулам. После вновь смоченной ладошкой проводит по кругу в верхней части груди. Последний штрих – вновь смоченными в воде руками умывает лицо, еще раз ополаскивает руки водой, стряхивает и вытирается насухо.
При таком способе закаливания количество проделывания каждого из описанных движений через некоторые промежутки времени увеличиваются на один.
Обязательным ежедневным элементом закаливания являются уличные прогулки в любое время года. Их продолжительность устанавливается воспитателем зависимо от погодных условий.
Важное примечание: дети в группе должны быть одеты в легкой одежде из натуральных тканей. В зимнее время года – теплые носочки и штанишки без колгот.
Правила закаливания в детском саду
А теперь коротко о том, как проводить закаливание детей в детском саду – главные правила.
Правило номер один – регулярность. Воспитатели должны осуществлять закалку детей ежедневно, независимо ни от каких обстоятельств (кроме состояния ребенка). Только систематичность мероприятий может обеспечить определенный успех.
При этом начать нужно с беседы с родителями – они должны поддерживать эффект и в домашних условиях. То есть не кутать ребенка дома и не держать его, словно в теплице. Весь комплекс закаляющих мероприятий должен гармонично переходить из сада в дом, и из дома в сад.
Если вы раньше не закаляли ребенка, то для начала просто позвольте ему побегать в одних трусиках после утреннего пробуждения или займитесь физкультурой босяком.
Второе обязательное правило – интенсивность закаливающих процедур должна возрастать постепенно.
То есть время от времени нужно увеличивать зону воздействия закаливающего фактора, его «агрессивность» (например, более высокая или низкая температура) и время воздействия.
К примеру, температуру воды и воздуха для здоровых детей рекомендуется понижать на 2-3 градуса каждые 2-3 дня. Так же плавно увеличивается количество и разновидность закаляющих факторов.
Естественно, при этом учитывается состояние ребенка и его реакция на раздражители. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым.
Если он пропускал занятия из-за болезни или по другой причине, то следует снизить интенсивность закаливания (если перерыв составлял 10 и более дней – до начального уровня).
Для удобства всех детишек можно разделить на 2 группы: первая – это здоровые дети, которые постоянно посещают детсад, и степень нагрузки для них постоянно увеличивается, вторая – дети, только что вернувшиеся с больничного или впервые приступающие к процедурам закаливания.
Приступать к закаливанию детей можно, только если они полностью здоровы. Всегда следует учитывать медицинские показатели и врачебные рекомендации для каждого отдельного ребенка.
В программу закаливания в детском саду должны входить методы, предусматривающие воздействие разных закаляющих факторов: воды, воздуха, температур, солнечных и ультрафиолетовых лучей, механических и прочих раздражителей.
Воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным.
Но еще раз отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребенка, которому закаливание абсолютно противопоказано.
Могут быть временные перерывы или ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не поздно.
Закаливание
Наш климат (климат районов крайнего севера и приравненных к ним) является неблагоприятным для взрослых и особенно для детей. Это связано со значительными перепадами t , влажности, повышенной радиационной и магнитной активностью.
Исследователи, изучавшие особенности жизнедеятельности ребенка на севере показали, что в этих условиях происходит увеличение энергозатрат организма ребенка. Возрастает потребление кислорода у детей на севере.
К зимнему периоду уменьшается количество гемоглобина, возникает дефицит витаминов.
Детская заболеваемость увеличивается к зимнему и началу весеннего периодов, при этом снижается иммунобиологическая сопротивляемость организма у детей.
Закаливание организма – это целенаправленное увеличение сопротивляемости организма к условиям внешней среды. В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения.
Становится менее восприимчивым не только к резким изменениям t и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням.
Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, отличаются бодростью, высокой работоспособностью.
Некоторые родители фанатически боятся простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, излишне тепло одевают, не открывают форточку, не умывают прохладной водой. Но именно эти дети чаще всего простывают и болеют. Тепличное воспитание делает организм изнеженным, незакаленным, слабым.
Достаточно легкого сквозняка или слабого ветра во время прогулок, и такой ребенок заболевает.
Любая, самая лучшая система закаливания не окажется эффективной, если одновременно для ребенка не будут созданы здоровые условия быта: правильное полноценное питание, достаточный сон, чистота тела, одежды, дома, хорошая психологическая атмосфера в семье.
Нет никакой необходимости излишне обогревать детскую комнату, вырабатывайте у детей привычку к свежему чистому воздуху в квартире, чаще проветривайте.
Умывание, подмывание прохладной водой, купания, даже игры у воды – это тоже закаливание.
Закалить или изнежить ребенка можно также и с помощью одежды.
Универсальный метод закаливания – прогулка.
Закаливание по Рижскому методу (солевые дорожки).
После обеда перед сном дети с 3л. Возраста полощут зев 1% солевым раствором (кроме ясельной группы).
Приготовление солевого раствора.
10гр. Соли на 1л. Воды: на группу 2-3 лет воды и соли соответственно 20,00 – 30,00гр. После сна сразу идут по солевым дорожкам.
Первая дорожка влажная: кусок ткани (фланелевой, махровой и т.д.) длиной 2,5 м. и шириной 30-50 см. смачивается в солевом растворе и накладывается на гофрированную доску.
По этой дорожке дети проходят два раза (туда и обратно) и затем переходят на вторую дорожку, сухую. Сухая дорожка – ткань того же качества (2,5м. * 30-50м.) Посыпается солью, крупным слоем 0,5 – 1 см, соли расходуется на эту дорожку 1 кг.
По этой дорожке проходят три раза, затем ступают на чистую, влажную ткань (байка), вытирают ножки и обуваются.
Инвентарь:
Ведро с маркировкой, 10% солевой раствор, раствор готовится непосредственно перед проведением закаливания. На 10л. Воды 1кг. Соли, на группу достаточно развести 2л. Воды – 200гр. Соли. Вода t 24-26 градусов, при разведении остывает до 22 градусов.
Мерный стакан, если на 1 ведре указан объем 2л., то на мерном стакане маркировка 200гр.
Ведро с сухой солью, Пользоваться в течение недели, старую соль 10% раствора.
Закаливание детского организма и современные методы закаливания детей.
Закаливание организма – увеличивает сопротивляемость заболевания детей, прежде всего инфекционными и простудными болезнями. Хорошо известно, что заболеваемость детей не одинаково в разные сезоны года – она меньше в летнее время, и увеличивается к зимнему и началу весеннего периодов.
Существуют основные принципы закаливания:
1) Закаливание можно начинать, далее проводить только при полном здоровье;
2) Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;
3) Занятия должны осуществляться систематически;
4) Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;
5) Начинать закаливание можно в любое время года;
6) Возобновление занятий после болезни, можно начинать после разрешения врача.
Для чего – же проводят закаливания в ДДУ?
Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью и высокой работоспособностью.
В нашем д/с проводятся закаливание по Рижскому методу – хождение по ребристой доске, далее по солевой дорожке, (дети топчутся от 30 сек., постепенно увеличиваем до 2 мин.)
Мы хотим внедрить в д/саду, новый метод закаливания – типа «ручеек». Это современный метод закаливания на 1991г. отвечает профессиональным требованиям и был разработан в Ивановском мед.институте.
После дневного сна с детьми проводится небольшая физ-минутка, далее дети подходят к ванне, которая состоит из 4-х разделов;
а) 1-я ванна – это марганцевый раствор и t – воды +40 градусов.
б) 2-я ванна – это солевой раствор и вода t +35 градусов.
в) 3-я ванна – это чистая вода и t +30 градусов.
г) 4-я ванна – это чистая вода и t +25 градусов.
Затем дети выходят на чистый сухой половик.
Вода первой и второй ванны – обладает дезинфицирующим свойством. Хотелось бы отличить положительное в этом методе, что дно покрыто ребристым железом, а оно способствует профилактике плоскостопия. Мы хотим разработать мероприятия по проведению закаливания «ручеек», совершенствовать подходы методических рекомендаций и их использований в д/с.
Этот вид закаливания рекомендуют проводить с 3-х летнего дошкольного возраста, 1) Необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, 2) Эмоциональный настрой ребенка,
3) Совершенство вегетативно-сосудистой системы, т.е. (теплые руки в течение дня), 4) Поведение детей в различные режимные моменты (быстрое засыпание, глубокий сон, хороший аппетит).
Закаливание организма – это формирование и совершенствования функциональных систем, направленных на повышение защитных сил организма, что конечном итоге приводит к снижению простудных заболеваний.
Можно без преувеличений сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
Источник:
https://gigabaza.ru/doc/76456.html
Особенности закаливания детей в детском саду
О том, чтобы малыш был здоров, мечтает каждая мама. Но не все взрослые задумываются о важности закаливания, как одного из составляющих здорового образа жизни, ведь чем раньше начать проводить закаливающие мероприятия, тем меньше ребенок будет болеть.
Закаливание детей в детском саду – это общее оздоровление, активизация деятельности иммунной системы, активность, бодрость и масса положительных эмоций, которые также способствуют сохранению здоровья.
Виды закаливания в детском саду
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» – этот популярный в прошлом девиз остается актуальным для оздоровления современных дошкольников. Солнечные и воздушные ванны, разнообразные водные процедуры улучшают общее состояние здоровья детей, укрепляют иммунитет, повышают жизненный тонус.
Воздушное закаливание
Благодаря самому простому и одновременно самому доступному виду закаливания воздухом у детей улучшается деятельность нервной и иммунных систем, нормализуются обменные процессы, сон становится спокойным и крепким, а настроение повышается.
Благоприятное воздействие свежего воздуха дети ощущают на себе во время ежедневной прогулки, при правильно организованном проветривании помещений, при принятии воздушных ванн (местных, к примеру, хождение босиком, и общих, в которых практикуется нахождение на воздухе полностью раздетыми).
Мероприятия воздушного закаливания строго ограничиваются по времени, при этом соблюдается особый температурный режим: ежедневно температура воздуха во время принятия воздушных ванн снижается на один градус.
Прогулки проводятся дважды в день, практически в любую погоду (конечно, существует ограничение времени нахождения дошкольников на улице в ветреный или морозный день).
Водное закаливание
Наиболее щадящим видом водного закаливания является обтирание влажным полотенцем рук, ног, а затем и всего тела ребенка. Еще один эффективный для оздоровления способ – обливание водой.
Начинают его с обливания ног с постепенным снижением температуры.
Старшим дошкольникам, не имеющим противопоказаний от врача, доступно использование полного обливания прохладной водой (при условии постепенного приучения к процедуре).
Замечательный закаливающий эффект оказывает принятие душа. В этом случае организм ребенка приводится в тонус благодаря массажному действию струй воды.
Хорошо, если в детском саду есть бассейн. Общеизвестно, насколько полезны занятия плаванием: это не только закаливающая процедура, но и улучшение физических навыков (укрепление мышц тела, развитие ловкости, быстроты реакции).
Снижает риск простудных заболеваний и еще один способ водного закаливания – полоскание горла кипяченой водой.
Солнечные ванны
Солнце способствует выработке в организме полезного для роста витамина D, поэтому в летний период необходимо использовать максимум возможностей получить порцию ультрафиолета. Загорать без ограничений не рекомендуется даже взрослым, не говоря уже о детях. Поэтому солнечные ванны, которые ребенок получает в детском саду, строго ограничены по времени.
В холодный период времени на замену солнечным лучам приходит ультрафиолетовое облучение. Эту процедуру проводит только медицинский работник в соответствии с регламентированным СанПИНом временем и дозировкой для каждого дошкольного возраста.
В детских садах существуют и другие виды закаливания, к примеру, обливание водой на улице, хождение босиком по снегу, контрастные ванны. Но для проведения таких процедур требуется, во-первых, наличие обоснованной медиками и педагогами методики, во-вторых – согласие родителей на закаливание детей определенным методом.
Комплексное оздоровление в детском саду и дома
Зачастую родители, обеспокоенные частыми болезнями и ослабленным здоровьем своего малыша, с недоверием относятся к проведению закаливающих мероприятий в детском саду. Но опасаться нечего: работа по закаливанию в детском саду проводится в системе и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Проведение оздоровительных мероприятий, запланированных воспитателем, контролируется медсестрой или врачом. Знают сотрудники ДОУ и о необходимости применения щадящего режима закаливания к часто болеющим детям, поэтому для ребенка, только что переболевшего простудным заболеванием, цикл закаливающих процедур начинается «с нуля».
Для достижения лучшего эффекта от закаливания желательно проводить процедуры не только в ДОУ, но и в домашних условиях.
Мамы и папы, ознакомившись с оздоровительной программой детского сада, могут укреплять здоровье своего ребенка дома.
Важно, чтобы в выходные и во время отпуска закаливающие мероприятия не прекращались, поскольку системность и постепенность – главные принципы результативности закаливания.
Источник:
https://www.kinderok.ru/detskij-sad/budni/osobennosti-zakalivaniya-detey-v-detskom-sadu.html
Закаливание в детском саду: методики
Общие правила
Закаливание детей в детсаду должно быть комплексным, систематическим и преследовать одну цель — оздоровить малыша. В каждой возрастной группе применяются свои способы укрепления иммунитета.
Прежде всего, в учреждении проводятся ознакомительные собрания, где родителей знакомят с нововведением и объясняют важность закаливания. Любые действия воспитателей должны проводиться при уведомлении и согласии семьи.
Выбирая традиционные или нетрадиционные методы, необходимо помнить о главной цели закаливания. Это оздоровление организма, поэтому не забывайте о принципе «не навреди».
Перед началом комплекса процедур дети должны пройти обследование у врача. Также необходимо проанализировать индивидуальные особенности каждого ребенка, ведь существуют такие хронические состояния, при которых подобные сеансы противопоказаны.
Дальше необходимо разработать четкую систему проведения закаливающих процедур. Только регулярные занятия в комплексе дают положительный результат. В идеале процедуры должны проходить не только во время пребывания ребенка в садике, но также и дома.
Система закаливания должна разрабатываться таким образом, чтобы молодой организм шаг за шагом привыкал к новым ощущениям и состояниям и двигался к основной цели – крепкому и здоровому организму. Если закаливание было проведено неправильно, после него часто случаются вспышки простудных заболеваний внутри группы.
«Закаливание в детском саду»
Методики
Существует множество методик закаливания детей. Различные традиционные и нетрадиционные системы разрабатывались еще с незапамятных времен педиатрами, учеными, терапевтами, иммунологами и другими специалистами медицинской сферы. Некоторые приемы хорошо прижились на практике, другие же отсеялись. Ниже мы рассмотрим самые популярные методы, применимые в дошкольных учреждениях.
Пожалуй, один из самых популярных нетрадиционных методов называется «рижский». Еще давно было замечено, что после прогулок по прохладному песку и воде Балтийского моря дети стали меньше болеть. Со временем данный метод успешно интерпретировали для использования в детских садах. Вам потребуется 3 дорожки из плотной мешковины длиной полтора метра и шириной полметра.
Одну дорожку смачивают 10% солевым раствором комнатной температуры, вторую смачивают просто холодной водой, а третью оставляют сухой. Ребенок должен пройти по ним медленными шаркающими шагами. Сначала необходимо походить по соленой дорожке, затем по смоченной в простой воде, и завершить процедуру нужно на сухом полотне.
Водная
Водные процедуры считаются одними из самых действенных и распространенных. Их легко проводить в условиях детского коллектива. В детских садах используются обтирания, купания и обливания.
Их можно проводить как в летний, так и в зимний период. Обливания бывают холодными и контрастными. Вода должна быть не ледяной, а средней комнатной температуры.
Также можно делать полоскания рта холодной водой.
Температура и вид водного закаливания зависят от многих факторов. Полосы проживания детей, их возраста и состояния здоровья. Водное закаливание детей в детском саду противопоказано малышам с хроническими заболеваниями сердца, почек, а также после плеврита или воспаления легких. Комплекс водных процедур должны разрабатывать медсестры или приглашенные врачи.
Воздушная
Свежий и прохладный воздух – это один из важнейших факторов для здорового роста ребенка. Детям показаны частые прогулки на улице, воздушные ванны после сна, проветривания. Температура воздуха в помещении должна быть средней — около 18-20°С. Влажность воздуха необходимо поддерживать на уровне не меньше 50%.
Проветривания необходимо делать ежедневно, но ни в коем случае не во время сна детей или когда они просто находятся в комнатах. Лучше всего раскрывать окна, когда малыши идут на прогулку. При этом доступ свежего воздуха должен бить одинаковым в летний и зимний период.
Солнечная
Солнце положительно влияет на детский организм. Оно улучшает общее состояние, поднимает настроение, добавляет аппетит.
Солнечные ванны рекомендуется принимать не статично, а в движении, но игры не должны быть спокойными. Выводя детей на солнце, важно помнить о технике безопасности. Данный метод закаливания показан малышам после 3-х лет.
Выводить детей лучше в период с 8 до 9 часов утра и после обеденного сна с 15 до 16 часов.
«Профилактика иммунитета»
В ролике вы узнаете, какие методики и способы по укреплению иммунитета можно применить в дошкольном учреждении с целью укрепления иммунитета.
Источник:
https://LechimDetok.ru/uhod/zakalivanie-detej-v-detskom-sadu-4349.html
Формы закаливания детей в детском саду, упражнения для закаливания в детском саду
Для укрепления иммунитета у детей в детском саду проводятся процедуры закаливания.
Некоторые родители со скептицизмом относятся к этому, но все же соглашаются подвергать своих малышей таким профилактическим мероприятиям.
Статья проинформирует о том, как это проходит, какие существуют противопоказания и какие проводятся упражнения. Знания помогут даже в домашних условиях закалять малыша.
Правила проведения процедуры
Подобные мероприятия в дошкольном учреждении – это не ново. Процедуры проводились еще в нашем детстве. Они только положительно влияют на здоровье. Сегодня к таким мероприятиям предъявляются высокие требования. Перечислим условия, когда и как можно организовать процедуру закаливания.
- Мероприятие должно проходить регулярно. Делая перерыв между процедурами, это только уменьшает сопротивление детского организма к различным заболеваниям.
- Закаливание в ДОУ проходит постепенно. Температура в помещении понемногу уменьшается. Если делать это регулярно, то ребенок не будет чувствовать разницу.
- Сеанс закаливания для каждого воспитанника сада должен проходить индивидуально. Это объясняется тем, что иммунитет у деток бывает разный.
- Дошкольникам обязательно нужно наглядно демонстрировать, как закаляться. Для них примером может стать сам воспитатель, который будет заниматься и привыкать к прохладной температуре совместно с малышами.
- Ребятам можно проходить терапию холодом только в том случае, если это разрешил врач.
- В помещении температура воздуха должна быть не более +190С.
Формы мероприятия в ДОУ
Педиатры рекомендуют начать проводить закаливание в детском саду на раннем этапе развития. Как будет совершаться – выбирает сам родитель. Исходя из этого, следует подбирать дошкольное учреждение, где проводится терапия по конкретной методике.
На сегодняшний день есть несколько способов, как приучить малышей и оздоравливать их. Чаще всего применяются следующие формы и методики:
- закаливание солнцем – осуществляется на контрасте температур. В такие моменты воспитанники ДОУ принимают солнечные ванны, а затем отдыхают в тени;
- терапия воздухом – самая распространённая форма проведения процедуры. Воспитатели проводят следующие мероприятия: отправляются с детьми на прогулку в независимости от погодных условий, времени года. Кроме того, проводятся воздушные ванны, хождение босиком в помещении, сон на улице;
- операция с водой – еще один эффективный вариант. Воспитатель формирует у детей привычку проводить обливания водой, умывания, влажные обтирания и частое полоскание горла.
Эффективные упражнения
Процедура закаливания в детских садах должна проходить ненавязчиво, чтобы малыш не боялся ее. Нужно проводить различные упражнения. Порекомендуем несколько эффективных:
- операция «Льдинка» проходит в виде массажа. Делается она перед тихим часом. Снег или кусочки льда кладутся в пакет или тряпочку, затем круговыми движениями проводятся по ступне ребенка. На первых этапах нужно сделать 3 круга, а потом можно постепенно увеличивать до 10. После воздействия льдом, ножка малыша накрывается одеялом, и воспитанник старается уснуть;
- после сна рекомендовано проводить процедуры, основанные на перепадах температуры. Как только детки проснулись, они должны снять пижамы и остаться в трусиках, майках и переместиться в теплый спортивный зал. Там потребуется выполнить несколько простых упражнения для разогрева мышц. Затем перевести дошкольников в холодный музыкальный зал и предложить им двигаться под музыку. Только после этого, они возвращаются в группу, умываются, растирают полотенцем руки до плеч, одеваются.
Противопоказания в ДОУ
Несмотря на все достоинства таких мероприятий, некоторым деткам не рекомендуется принимать участие в них. Перечислим, когда противопоказано закаливание детей в детском саду:
- если после выздоровления не прошло больше 5 дней;
- если малышу сделали профилактическую прививку, и не прошло 5 суток с этого момента;
- если в ДОУ проходит карантин;
- если не прошло 2 недель, как ребенок пережил обострение хронического заболевания;
- если у воспитанника есть страх перед терапией холодом.
Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно – рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.
Как проходит закаливание в детском саду?
Закаливание воспитанников в детском саду – обязательная процедура. Существуют правила и упражнения закаливания детей в детском саду.
2016-12-02T01:11:40+03:00
Подготовительная группа детского садаВ основном в этой возрастной группе продолжается применение сюжетно-ролевых игр в обучении деток дошкольного возраста. В подготовительной группе детского сада применяются интегрированные (комплексные) занятия, о которых пойдет речь чуть позже и проходит непосредственное развитие необходимых навыков у детей данного возрастного периода.Почему так часто болеют дети, начинающие ходить в детский сад?Три дня в детском саду, – три недели на больничном. Эта типичная статистика детей, только что начавших посещать детский сад. у каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими…Новые впечатления, новые эмоции, приключения – все это ожидает ребенка в детском саду. Кардинальная перемена обстановки и уклада жизни может вызвать различную реакцию. Как справиться и помочь ребенку – практические советы.
Электронная очередь в садикВ наши дни, благодаря образованию системы электронная очередь в садик прием в детские дошкольные учреждения России должен стать прозрачным, предотвращая возможность поступления на «привилегированных условиях».Развитие речи детей дошкольного возрастаОбычно развитие речи детей проходит в возрасте от трех до семи лет. Этот период самый важный в усвоении нового, неизвестного для ребенка. На этом этапе жизни как раз необходимо уделить внимание речи, обогащения ее новыми словами, синонимами, оборотами, прилагательными.Карантин в детском саду – это нужно знать!Карантин заболеваний в детском саду – обычное явление. Представляет собой медицинскую изоляцию группы, в редких случаях учреждение закрывается. Зависит все от причины.Запеканка как в детском садуКак много любящих мамочек стараются побаловать своих малышей полезной и вкусной Творожной запеканкой. Для многих детишек самый приятный вкус творожной запеканки – это запеканка как в детском саду. И даже подросшие дети будут благодарны вам за этот вкус из детства!Сегодня частный детский садик по праву составляет достойную конкуренцию государственному детскому саду и домашнему воспитанию. В силу востребованности, их число постоянно увеличивается. Различие в программах воспитания и обучения предоставляет возможность выбора того детского сада, в котором ребенку будет комфортно и хорошо.Источник:
https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Detskij_sad/kak_prohodit_zakalivanie_v_detskom_sadu/