Что должен уметь ребенок в 4 года

Содержание
  1. Ребёнок в 4 года должен уметь
  2. Окружающий мир
  3. Ребёнок в 4 года должен уметь:
  4. Развитие речи ребенка 4 лет
  5. Ребёнок в 4 года должен уметь:
  6. Логическое мышление
  7. Развитие Внимания, Памяти, Мышления
  8.        Ребёнок в 4 года должен уметь:
  9. Математика
  10. Малыш в возрасте от четырех до пяти лет должен уметь:
  11. Что должен уметь ребенок в 4 года? Занятия для детей 4 лет
  12. Навыки у малыша 4 лет
  13. Развитие памяти, внимания, логического мышления
  14. Математическое мышление ребенка в 4 года
  15. Чем должен заниматься ребенок
  16. Развитие детского творчества
  17. Чему учить и как учить
  18. Игры и игрушки для малышей в 4 года
  19. Друзья в этот период
  20. Полезные советы папе и маме
  21. Что должен уметь ребёнок в 4 года?
  22. Физическое и психическое развитие
  23. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания
  24. Мелкая моторика
  25. Развитие речи.
  26. Окружающий мир.
  27. Продуктивная деятельность.
  28. Результат:
  29. Что должен уметь ребенок в 4 года: мальчик и девочка
  30. Психологическое развитие
  31. Умственное развитие
  32. Физическое развитие
  33. Социальные и прочие навыки
  34. Развитие речи
  35. Что должно насторожить
  36. Практические советы
  37. Что должен уметь маленький ребенок в 4 года?
  38. Физическое развитие
  39. Умственное развитие
  40. Математика
  41. Речь
  42. Окружающий мир
  43. Изобразительное искусство
  44. Конструирование
  45. Познания в музыке
  46. Психическое развитие
  47. Внимание
  48. Мышление
  49. Память
  50. Эмоциональное развитие
  51. Социальная адаптация
  52. Бытовые навыки

Ребёнок в 4 года должен уметь

Что ребёнок в 4 года должен уметь? Эта статья дает ориентировочные нормы степени сформированности процессов психических вашего чада в возрасте 4 года и предназначена для вашего ознакомления. Вы можете проверить его вероятные возможности в различных сферах знаний и понять, в каких сферах знаний Ваше чадо преуспевает, а в каких нуждается в дополнительном внимании и времени.

В этом разделе «Дети от четырех до пяти лет» мы сконцентрировали весь материал, напечатанный на нашем сайте, что может помочь Вам и Вашему малышу готовиться к следующему, более глубокому этапу занятий.

Материалы для Ваших упражнений вы можете использовать в своем доме, в начальных классах школы либо в детском саде.

Окружающий мир

Ребёнок в 4 года должен уметь:

  • Ребёнок в 4 года должен уметь отличать между собой фрукты, ягоды и овощи, знать какими они бывают, и когда они зреют.
  • Малыш должен знать все наименования насекомых, уметь говорить о том, как они ползают (кузнечик прыгает, улитка ползет, бабочка летает).
  • Малыш должен знать животных домашних и их детей, уметь называть их.
  • Малыш должен уметь угадывать времена года по картинкам, знать приметы каждого времени года.

Развитие речи ребенка 4 лет

Ребёнок в 4 года должен уметь:

  • Малыш должен пользоваться тысячью слов, строить фразы из шести – восьми слов. Понимать малыша должны не только родители, а и посторонние люди.
  • Малыш должен понимать, чем разнится строение тела человека от строения тела животных, называть правильно их части тела (волосы – шерсть, ногти – когти, руки – лапы).
  • Малыш должен уметь верно ставить имена существительные в множественное число (мальчик – мальчики, бабочка – бабочки).
  • Малыш должен уметь искать предмет по его описанию (апельсин – круглый, сладкий, оранжевый). Уметь независимо составлять описание этого предмета.
  • Малыш должен знать значение предлогов (за, на, в, под, около, между и так далее).
  • Малыш должен знать названия профессий, чем эти люди занимаются на работе.
  • Малыш должен уметь поддержать беседу: знать, как отвечать на вопросы и уметь их верно задавать.
  • Малыш должен уметь пересказать содержание услышанного рассказа, сказки, знать наизусть пару стихов, считалок.
  • Малыш должен правильно называть свой адрес, свою фамилию, свой  возраст.
  • Ребёнок в 4 года должен уметь верно отвечать на вопросы относительно недавно случившихся событий: Где ты гулял сегодня? Кого встретил? Что тебе купила мама? Что было одето на тебе?

Логическое мышление

Развитие Внимания, Памяти, Мышления

       Ребёнок в 4 года должен уметь:

  • Малыш должен уметь отыскивать явные отличия между 2-я картинками (либо между 2-я игрушками).
  • Малыш должен уметь сложить по образцу постройки из своего конструктора.
  • Малыш обязан уметь складывать картинку, разрезанную из двух-четырех частей.
  • Малыш должен уметь выполнять задание на протяжении пяти минут не отвлекаясь.
  • Малыш должен уметь сложить пирамиду (чашечки, складывая их друг в друга) без чей-либо помощи.
  • Малыш должен уметь вкладывать недостающие фрагменты картин в отверстия.
  • Малыш должен уметь называть группу предметов обобщающим словом (кот, собака, корова – домашние животные; весна, лето, осень – времена года). Малыш должен уметь отыскивать в каждой группе лишний предмет, разыскивать пару каждому из предметов.
  • Малыш должен знать, как правильно отвечать на такие вопросы как: Можно ли весной кататься на лыжах? Почему? Зачем зимой нужно одевать перчатки? Зачем нужны двери и окна в доме? И так далее.
  • Ребёнок в 4 года умеет выбирать противоположные слова: пояс узкий – пояс широкий, забор высокий – забор низкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная перемена – короткая перемена и так далее.
  • Малыш должен уметь запоминать так называемые пары слов, которые прочли взрослые: кружка-вода, мальчик-девочка, кошка-собака и так далее.
  • Малыш должен уметь увидеть на картинке неверно изображенные предметы, объяснять, что с ними не так и отчего.

Математика

Малыш в возрасте от четырех до пяти лет должен уметь:

  • Малыш должен знать правильное расположение предметов: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, посередине.
  • Малыш должен знать главные геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник.
  • Малыш должен знать все цифры от нуля до десяти, должен считать предметы в пределах 10-ти, соотносить число предметов с необходимой цифрой.
  • Малыш должен уметь расставить цифры от 1 до 5 в обратном порядке и в правильной последовательности.
  • Ребёнок в 4 года умеет уже понимать значение: меньше – больше, поровну.
  • Малыш учится верно писать цифры, знакомиться с графическим образом числа.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно – рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом. ТОП-20 статей про детей ТОП-7 статей нашего портала

Ребёнок в 4 года должен уметь

Что ребёнок в 4 года должен уметь? Эта статья дает ориентировочные нормы степени сформированности процессов психических вашего чада в возрасте 4 года и предназначена для вашего ознакомления. Вы можете проверить его вероятные возможности в различных сферах знаний и понять, в каких сферах знаний Ваше чадо преуспевает, а в каких нуждается в дополнительном внимании и времени.

2016-12-02T01:11:13+01:00

Ваш малыш взбирается наверх по ступеням возраста и вот ему уже четыре года. Он думает, что он уже может все на свете, что он умнее всех, хитрее всех, сильнее всех и довольно часто для того, чтобы казаться всесильным, приписывает себе все те достоинства, которыми он не обладает. Понимание и забота, как всегда наиболее важные качества, которыми мама и папа должны обладать. Развивающие игры для детей 4 лет Какие развивающие игры для детей 4 лет являются наиболее эффективными и интересными? В этой статье собраны самые увлекательные и полезные игры, которые понравятся и Вам и Вашему ребенку.

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Zdorove/Rebenok_v_4_goda_dolzhen_umet/

Что должен уметь ребенок в 4 года? Занятия для детей 4 лет

Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание.

Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:

– осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;

– знать несколько профессий, названия деревьев и животных;

– демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;

– сравнивать предметы по их параметрам – длина, высота, ширина;

– различать, где один предмет, а где их много;

– раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;

– уметь нанизывать бусины и пуговицы;

– определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;

– речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;

– пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;

– различать разные погодные явления, времена года и суток;

– называть обычные бытовые предметы, различать их по цвету, объему, назначению;

– разглядеть картину, игрушку или определенный предмет и уметь составить его характеристику из нескольких предложений.

Это среднестатистические характеристики того, что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие бывает опережающим, но малыш может несколько и не дотягивать до этих стандартов. Тут расстраиваться не нужно, лучше просто уделить больше времени занятиям. Может быть, даже обратиться за помощью к профессионалам.

В этом возрасте малыш должен использовать в своей речи порядка тысячи слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать его речь должны как его родители, так и совершенно посторонние люди.

Малыш должен знать отличия тела человека от строения тела животных, знать части тела.

Он может имена существительные верно переводить во множественное число. Ребенок уже знает значение предлогов (в, за, на, под, между, около и т.д.).

Он умеет поддержать беседу и свободно отвечать на такие вопросы: “Где гулял сегодня?”, “Что тебе купили?”, “Кого видел на улице?”, “Как ты был одет?”

Что еще должен уметь ребенок? 4 года – тот возраст, когда он может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько детских стишков, считалок. Из детских авторов для этого отличного подойдут Б. Заходер, А. Вишневская, И. Бурсов и др.

Он должен правильно называть данные о себе и о своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а также имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Развитие памяти, внимания, логического мышления

Для каждой из психологических характеристик четырехлетнего ребенка есть свои нормативы сформированности. Далее рассмотрим ориентировочные показатели для нормального развития памяти, внимания и логического мышления, а именно, что должен уметь ребенок в 4 года.

https://www.youtube.com/watch?v=IV7PpuUb1Sg

В этом возрасте ребенок уже может:

  • Устанавливать основные отличия между 2-я изображениями или предметами.
  • Сложить из своего конструктора образец готовой постройки.
  • Складывать пазл, состоящий из 2-4 частей.
  • Выполнять задание на протяжении 5 минут не отвлекаясь.
  • Складывать без посторонней помощи пирамиду, а также чашечки, укладывая их одну в другую.
  • Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.
  • Свободно определять, к какой общей группе относятся предметы или животные (кот, собака, петух, кролик, корова – это домашние животные; осень весна, лето, зима – это времена года и т.д.).
  • Свободно определить в каждой группе объектов лишний предмет и сказать, почему он не подходит.
  • Найти соответствующую пару каждому из предложенных предметов.
  • Подбирать для предлагаемых словосочетаний противоположные: забор высокий – забор низкий, пояс узкий – пояс широкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная веревка – короткая веревка и так далее.
  • Запоминать и затем воспроизводить так называемые пары слов, которые озвучили взрослые: мальчик-девочка, кружка-вода, кошка-собака и так далее по примеру.
  • Правильно отвечать и обосновывать свой ответ на такие вопросы: “Зачем зимой мы надеваем перчатки?”, “Для чего дома двери и окна?” И так далее.

Математическое мышление ребенка в 4 года

Как показывает практика, в возрасте четырех лет дети уже достаточно много знают и умеют. Что касается математического мышления, то в этом возрасте ребенок уже может:

  • перечислять основные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник;
  • знает и может перечислить все цифры от 0 до 10, а также может сосчитать все предметы в пределах 10-ти;
  • легко может соотносить количество изображенных на картинке предметов с нужной цифрой;
  • может расставить в возрастающей и убывающей последовательности все цифры от 1 до 5;
  • понимает, что такое меньше, больше, поровну;
  • постепенно учится писать цифры, а также параллельно знакомится с визуальной интерпретацией чисел.

Перечислив основные моменты в развитии умений ребенка 4 лет, теперь можно определиться с тем, какие занятия с малышом будут особенно востребованны в этот период. Далее рассмотрим, чем стоит заниматься с ребенком в свободное время, и какие занятия на развитие мышления и внимания необходимо с ним проводить.

Чем должен заниматься ребенок

4 года – это возраст, когда ребенок очень подвижен, активен и любознателен. Его интересует практически все, поэтому необходимо сразу же поддержать энтузиазм и заняться вместе с ним развивающими играми. К примеру, лепкой, рисованием. Лепят и рисуют дети в более раннем возрасте, только тогда техника достаточно примитивна.

На данный момент же можно показать им, как необходимо держать в руке кисточку для рисования или фломастер, как верно обрисовывать фигуры. Можно обводить рисунки по контуру либо с трафаретом. Непременно нужно купить ребенку разукрашки, чтобы он мог заполнять цветом черно-белые рисунки.

Кроме развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Развитие детского творчества

Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных.

Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок.

Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.

Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы – это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.

Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.

Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.

Чему учить и как учить

Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное.

Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать.

Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.

Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек.

Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные счетные палочки. Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия.

Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.

Игры и игрушки для малышей в 4 года

Четыре года – возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.

Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры.

Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов.

Нужно лишь докупать дополнительные элементы.

Друзья в этот период

В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени.

Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки – в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом.

Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.

Полезные советы папе и маме

Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».

Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь.

Тут самое главное – проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом.

Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.

Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.

Источник: http://fb.ru/article/139362/chto-doljen-umet-rebenok-v-goda-zanyatiya-dlya-detey-let

Что должен уметь ребёнок в 4 года?

Каждый возрастной этап жизни ребёнка уникален и имеет свои отличительные особенности. Итак, ребёнок достиг четырёхлетнего возраста.

К сожалению, большинство родителей недооценивают возможностей этого возраста, считают, что еще время есть и занятия познавательного характера ещё не нужны.  Когда же до школы остаётся год, начинают чрезмерно «увлекаться» обучением.

А результат, как правила, не радующий: у ребенка нет желания учиться, частые занятия приводят к переутомлению. Поэтому важно не привести к негативным последствиям.

Так, большинство малышей 4 года посещают детский сад и хорошо адаптированы к выдвигаемым там требованиям.

 Поэтому родителям нужно сконцентрировать своё внимание на образовательной деятельности детей, программах, реализуемых в дошкольном учреждении.

Специалисты в этом отношении оказывают неоценимую помощь, разрабатывая консультации разной тематики, как индивидуальные, так и групповые, которые способствуют повышению педагогической грамотности родителей

Физическое и психическое развитие

Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны в своих действиях, легко и быстро передвигаются, свободно владеют своим телом. Специалисты считают, что в плане физического развития, ребёнок должен уметь следующее:

  • самостоятельно, быстро бегать без частых падений;
  • стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • прыгать на одной и двух ногах;
  • подниматься и спускаться по лестнице, поочерёдно переставляя ноги;
  • бросать и ловить мяч обеими руками;
  • самостоятельно управлять трёхколёсным велосипедом и с помощью взрослого – двухколёсным;
  • перешагивать и перепрыгивать невысокие препятствия.

Психическое и эмоциональное ребёнка стоит на одной ступени с физическим, поэтому важно вовремя реагировать на возникающие проблемы.

Ребенок уже знает и пользуется принятыми в обществе нравственными нормами поведения, но для привлечения к себе внимания со стороны может устраивать наигранные истерики, капризничать без повода.

В этом возрасте уже можно заметить слабые и сильные стороны характера, наличие лидерских способностей.

Так или иначе этот важный этап становления личности ребенка нельзя пропустить, помощь, поддержка со стороны взрослых обязательна.

Но важно не перестараться – не льстите, не хвалите просто так, наоборот воспитывайте в нём уверенность в себе, самостоятельность, сдержанность, умение отвечать за свои поступки.

Эмоции пока ещё имеют значительный вес в поведении ребёнка, но ближе к пятилетнему отрезку малыш постепенно начинает их контролировать. Психологи выделили круг сформированных умений четырёхлетнего малыша:

  • выражает эмоции и чувства;
  • определяет настроение человека;
  • может изобразить мимикой любую эмоцию;
  • способен признать свою вину и попросить прощения;
  • активно общается со сверстниками;
  • может посочувствовать и пожалеть;
  • стремится не конфликтовать;
  • радуется родным и близким, но может замкнуться в присутствии незнакомых людей.

Активным помощниками выявления указанных умений являются психологические тесты, которые могут проводить родители, но лучше обратиться к опытным педагогам-психологам.

В этом возрасте уместны тесты на выявление детских страхов, тревожности; определение темперамента, эмоционального отношения к нравственным нормам, агрессивности ребёнка и многие другие.

Психологические тесты позволяют подробно разобраться чувствах и эмоциях, переживаемых ребёнком, которые он еще не может объяснить или скрывает.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

  • самостоятельно умываться, пользоваться мылом, втираться полотенцем;
  • частить зубы;
  • пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Есть самостоятельно, не проливать пищу, убирать за собой посуду, помогать сервировать стол.
  • самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях (шнурование, завязывание). Сворачивать одежду и убирать в шкаф;
  • расчёсывать короткие волосы;
  • не ломать, не разбрасывать игрушки,  после игры убирать на место.

Мелкая моторика

  • соединять пальцы, имитируя «фонарики».
  • поочерёдно показывать пальцы;
  • надевать на нитку или шнурок бусины;
  • выполнять задания со шнуровкой, самостоятельно застёгивать кнопки, пуговицы, молнию, липучки, крючки;
  • штриховать и раскрашивать предметы не выходя за контур.

Развитие речи.

Формирующаяся речь малыша претерпевает заметные изменения, теперь это не только способ передачи информации, но и помощник в управлении своим поведением, планировании своих действий.

Словарный запас значительно увеличивается и речь становится более развёрнутой, чёткой. Важно отметить, что речевое развитие девочек и мальчиков имеет особенности. Речь девочек более эмоциональна, точна и понятна.

Мальчики выдают какую-то информацию, поэтому говорят коротко, могут неправильно выговаривать слова.

В речевом развитии ребёнок должен уметь:

  • правильно произносить все звуки (возможны трудности со звуками «р», «л»);
  • последовательно связно высказываться;
  • использовать все части речи, соотносить их в роде, числе и падеже;
  • задавать и отвечать на вопросы;
  • составлять рассказ из личного опыта, по картине, серии картин (3-4 предложения);
  • слушать и пересказывать несложный текст, отвечать по содержанию;
  • образовывать форму множественного числа имён существительных;
  • правильно употреблять предлоги;
  • рассказывать народные сказки, читать наизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки и т.д.)

Окружающий мир.

Ребёнку необходимо знать и уметь:

  • своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
  • фамилии, имена, профессии  родителей;
  • различать и знать на вкус несколько овощей, фруктов, ягоды,
  • находить в природе 3-4 дерева, кустарника, травянистых растений;
  • называть и показывать на картинке домашних и диких животных, их детёнышей; домашних, перелётных и зимующих птиц; насекомых;
  • владеть обобщающими понятиями «Мебель», «Посуда», «Бытовая техника»;
  • называть и показывать части тела и лица;
  • выделять отличительные особенности нескольких профессий;
  • характеризовать сезонные изменения;
  • называть разные виды одежды и обуви, их части.

Математика

Малыш в возрасте до пяти лет должен уметь:

  • считать в пределах пяти прямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой;
  • сравнивать две группы предметов, уравнивать двумя способами;
  • различать квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
  • пользоваться понятиями «лево-право», «больше-меньше-столько же»;
  • находить отличия между 2-я картинками;
  • складывать пазлы, картинку из четырёх частей;
  • выделять лишнее из группы предметов и объяснить выбор;
  • находить предмету пару.

Продуктивная деятельность.

В рисовании и лепке важно:

  • уметь держать карандаш, кисть, пользоваться акварелью и гуашью;
  • передавать форму предметов, соотносить части по величине, аккуратно закрашивать;
  • составлять узор на полосе, круге, квадрате, чередуя элементы;
  • создавать сюжетный рисунок из нескольких предметов;
  • рисовать по замыслу; по образцу;
  • пользоваться приёмами оттягивания, вдавливания, сглаживания;
  • лепить предметы из нескольких частей;
  • использовать стеку.

В аппликации и конструировании необходимо уметь:

  • держать ножницы, пользоваться кистью для клея, разрезать по диагонали квадрат и прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, резать по косой;
  • правильно располагать части предмета на листе и аккуратно наклеивать
  • сгибать лист пополам и по диагонали;
  • составлять узор из растительных и геометрических элементов;
  • называть и показывать строительные формы;
  • воспроизводить постройки, придуманные самостоятельно и по образцу.

Чтобы родители смогли выявит уровень физического, психического, интеллектуального развития ребёнка и вовремя заметить проблему, педагогами разных уровней разработаны тестовые задания.

Но для плодотворной, результативной работы необходимо придерживаться некоторых правил: ребёнок должен быть настроен на работу, не быть уставшим, раздражённым; все задания должны быть организованы в игровой форме; тон взрослого – спокойный, доброжелательный; обязательно соблюдены временные рамки 10-15 минут.

Чтобы видеть динамику развития, тестовые задания лучше предлагать в 4 – 4 года и 2 месяца и ближе к пяти. Один из вариантов тестового задания, « + », если ребенок ответил правильно на все вопросы:

  1. Что я знаю о себе? (имя, фамилия, пол, возраст).
  2. Перед ребёнком картинки с изображение одежды, мебели, посуды. Нужно объединить их в группы и назвать обобщающее понятие.
  3. Расположить предметы в хаотичном порядке, ребёнку нужно их посчитать и найти соответствующую цифру.
  4. Определить форму предметов.
  5. Сравнить полоски по длине, ширине, высоте.
  6. Взрослый называет 5 слов, ребёнок их должен запомнить и назвать.

Результат:

все « + »  – развитие ребенка по возрасту.

один « — »  – нужно обратиться к тестам для детей 3-х лет, если все ответы верны, то ребёнок развит по возрасту.

два и более « — »  – вероятно нужна помощь психолога.

Основная задача воспитания и развития ребенка четырех летне препятствовать в желании малыша узнавать что-то новое, причём в больших дозах; продолжать учить правильному общению со взрослыми, сверстниками; знакомить с нормами поведения в гостях, общественных местах; помогать развивать способности (музыкальные, художественные, артистические и т.д).

(2 , в среднем: 4,50 из 6)

Источник: http://maskahair.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-4-goda/

Что должен уметь ребенок в 4 года: мальчик и девочка

Ребёнок, которому исполнилось четыре года – это уже не малыш, а вполне развитая и во многом уже самостоятельная личность.

Детки в таком возрасте уже умеют самостоятельно кушать, одеваться, разговаривать и выполнять несложные задания по дому.

К четырем годам родители уже становятся спокойнее и не отслеживают педантично осваивание малышом каждого навыка. Но знать, что должен уметь ребенок в 4 года, хотят все же большинство родителей.

Очень важно понимать, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет своим чередом. Не следует категорично воспринимать данные рекомендации по развитию ребенка.

Если ваш сын или ваша дочь пока не умеют чего-либо, это не значит, что с ними что-то не так. Скорее всего, они развиваются в своем темпе и со временем догонят, а то и обгонят своих сверстников.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, наблюдайте за прогрессом именно вашего малыша.

Психологическое развитие

Развитие ребенка в 4 года – это многогранное понятие. Оно включает в себя несколько аспектов: психологическое развитие, умственное, физическое и социальное. Можно выделить и другие стороны развития, но перечисленные достаточно полно описывают уровень развития ребенка.

Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его психологическое состояние. От умения справляться с негативными эмоциями, умения концентрироваться напрямую зависят и умственное развитие, и социальное, и даже физическое.

В таком возрасте состояние психики ребёнка напрямую зависит от родителей. Детки в 4 года начинают испытывать новые эмоции: грустить, обижаться, стыдиться. Им становятся нужны похвала, оценка их действий.

Они начинают остро реагировать на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых. Дети могут стать чувствительными и ранимыми. Это нормальное развитие для такого возраста, это не очередной кризис, а просто виток в психологическом развитии.

От родителей требуются поддержка, похвала, объяснение ребенку — откуда берутся его новые эмоции, и что они означают.

Еще один психологический аспект, который должен уже проявиться в 4 года, – это стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет что-то делать сам, и самое главное – он многое уже может. Не лишайте его этой возможности, не бросайтесь делать все за него.

Развитие эмоций, в том числе и негативных приводит к появлению страхов, ночных кошмаров. Для ребёнка четырех-пяти лет – это нормально. Ваша задача – помочь справиться с этими страхами и просто быть рядом, когда ваш малыш чего-то боится.

Умственное развитие

Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша. Итак, что же умеет четырехлетка:

  • Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
  • Знает значения используемых слов и общих понятий.
  • Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
  • Знает названия геометрических фигур и цвета.
  • Считает до 10.
  • Отличает, где правая сторона, а где левая.
  • Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
  • Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
  • Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Знает времена года и порядок их смены.
  • Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
  • Знает некоторые буквы и цифры.
  • Собирает паззлы минимум из 5 деталей.

Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша. Если он не в настроении или болеет – не стоит заставлять его заниматься, это только может отбить охоту у малыша к обучению. Если устали вы – тоже отложите занятия на время.

Физическое развитие

Физическая активность ребёнка к 4 годам снижается (бывают исключения в виде гиперактивных детей). Он уже может посидеть на месте какое-то время. Ребёнок, овладев основными навыками – ходьбы и бега, начинает их уже совершенствовать. Кроме того, появляются навыки спортивных игр (например, с мячом)

Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.

https://www.youtube.com/watch?v=HXsZJYcgcx4

Что же должен уметь делать ребенок к четырем годам:

  • Бегать, ходить быстро или медленно (менять темп).
  • Ходить задом наперед.
  • Прыгать на месте, отрывая обе ноги от земли.
  • Удерживать равновесие.
  • Подниматься по лестнице, чередуя ноги.
  • Ловить мяч двумя руками.
  • Ходить на носочках и пяточках.
  • Уметь крутить педали велосипеда (необязательно ездить на нем).

Деток в 4 года уже можно отдать в какую-либо спортивную секцию: на плавание, футбол, гимнастику. Выбор за вами, только при выборе секции для ребенка думайте прежде всего о том, к чему есть способности, и что нравится ребенку.

Поощряйте физическую активность ребенка, пусть он лазит, бегает, карабкается по разным препятствиям. Придумывайте для него занятия и испытания. Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры.

Социальные и прочие навыки

В 4 года ребенок уже осознает важность общения, нахождения своего места в социуме. В этот период детки активно начинают дружить, налаживать контакты. Малышу уже становится интереснее играть с другими детьми, чем одному.

Что же должен уметь в социальном плане ваш малыш к этому возрасту:

  • Следовать правилам, установленным в обществе.
  • Заводить знакомства – здороваться, представляться.
  • Извиняться, если что-то сделал не так.
  • Просить что-либо сделать или что-то дать.
  • Благодарить за подарок или помощь.
  • Делиться своими вещами.
  • Поддерживать человека, у которого случилось что-то неприятное.
  • Высказывать свои чувства, эмоции и желания другому человеку.

Помимо развития социальных навыков, ребёнка следует обучить и бытовым навыкам. Многое ваш ребёнок в силу своего возраста уже должен уметь, например:

  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию и пуговицы.
  • Умываться, мыться и чистить зубы.
  • Наливать воду в стакан, не проливая.
  • Мыть посуду и вытирать пыль.
  • Подметать пол.
  • Контролировать свои естественные потребности (походы в туалет).

Развитие речи

Общее развитие ребенка в 4 годика во многом связано с развитием речи. Ребёнок, у которого нет проблем с озвучиванием своих мыслей, и в других аспектах жизни развивается быстрее. Речь – своего рода показатель интеллектуального развития.

В арсенале 4 летнего ребенка должно быть не менее тысячи слов. Он должен уже запоминать короткие стихотворения, песенки и поговорки. Фразы, которыми изъясняется ваше чадо, не должны быть простыми. В речи уже должны появляться эпитеты, сравнения.

Часто детки начинают в этом возрасте сочинять стишки, песенки, подбирать рифму, выдумывать свои собственные слова. Это хороший показатель того, что ваш ребенок учится управлять языком, словами.

Это как упражнения, которые ваша кроха сам для себя выдумывает.

Если у вашего сына или дочки в 4 годика проблемы с проговариванием звуков или же какие-то другие проблемы с речью – самое время обратиться к логопеду. Ребёнок уже в состоянии в таком возрасте выполнять задания логопеда, делать упражнения и концентрировать внимание на занятиях.

Что должно насторожить

Несмотря на то, что все перечисленные нормы развития ребенка в четырехлетнем возрасте достаточно условны, есть такие моменты, на которые следует обратить внимание. Можно выделить минимум навыков и умений, которыми должен обладать ваш малыш. А именно, ребенок четырех лет должен:

  • Идти на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение).
  • Смотреть на людей, которые к нему обращаются.
  • Играть в игры и проявлять интерес к игрушкам.
  • Обладать минимальными бытовыми навыками (самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки).
  • Говорить хотя бы простые фразы.
  • Помнить свое имя и фамилию.

Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.

Практические советы

В ваших силах помочь ребенку в его развитии. Для этого сейчас масса возможностей. Физическое развитие можно отдать под контроль папы или дедушки или же записать ребенка в секцию. Психологические аспекты развития во многом зависят от эмоциональной обстановки в семье, это также зависит от вас как от родителей.

Чтобы ребёнок формировал социальные навыки – не стоит его изолировать от коллектива. Если малыш не ходит в садик или на развивающие занятия – старайтесь сформировать самостоятельно круг из деток, с которыми смог бы общаться постоянно ваш ребенок.

К бытовым моментам нужно просто методично приучать, показывая на своем примере.

Интеллектуальное развитие – это отдельная тема. Тут вам в помощь и книжки по развитию детей, и пособия, и разные методики, и развивающие игрушки и конструкторы. Уже можно начинать в этом возрасте готовить руку к письму и учить ребёнка читать. Не забывайте о творчестве: рисование, раскрашивание, лепка, аппликация — все это тоже развивает ребенка умственно.

Воспитание ребенка 4 лет – дело непростое, но очень интересное. Самое главное – вкладывая свои силы и время в развитие ребенка сегодня, вы уже совсем скоро увидите отдачу. Все мы знаем, что дети очень пластичны и впитывают в себя все, как губки. Важно не пускать все на самотек, а развивать и воспитывать ребёнка, пока это еще легко сделать.

Источник: https://pups.su/vospitanie/chto-dolzhen-umet-v-4-goda.html

Что должен уметь маленький ребенок в 4 года?

Согласно оценке специалистов, каждому возрасту малыша должен соответствовать определённый уровень его развития. Зная существующие критерии того, что должен уметь ребёнок в 4 года, можно проверить его навыки, умения и способности.

Если они ниже установленных норм, значит в развитии ребёнка имеются какие-либо упущения или проблемы. Их, конечно, надо исправлять. Вовремя выявленные недочёты помогут скорректировать методику обучения малыша и устранить отставание.

Физическое развитие

Четырёхлетний ребёнок отличается чрезвычайной физической активностью. В этом возрасте он умеет делать различные упражнения:

  • достаточно быстро бегать, при этом сохраняя равновесие и меняя направление;
  • двигаться прыжками на двух ногах;
  • несколько раз подпрыгнуть на одной ноге;
  • простоять на одной ноге хотя бы 6-7 секунд;
  • прыгать и в высоту, и в длину;
  • подниматься и спускаться по вертикальной лестнице;
  • пролезать под не очень высокими предметами;
  • уметь бросать и ловить мяч;
  • учиться вести мяч ногами;
  • кататься на детском велосипеде;
  • должен осваивать первые уроки плавания.

Чтобы развивать мелкую моторику, дети в 4 года должны заниматься следующими упражнениями или играми:

  • лепить фигурки животных из пластилина;
  • собирать в парке во время прогулки листья, веточки, шишки, жёлуди, затем изготавливать из них различные поделки;
  • нанизывать бисер на леску;
  • уметь застёгивать пуговицы и застежки;
  • учиться пользоваться кистью и карандашами;
  • заниматься раскраской, не выходя за границы рисунка;
  • соединять точки сплошной линией;
  • пользоваться ножницами и вырезать фигурки и снежинки;
  • завязывать узлом, а потом развязывать толстую верёвку.

Умственное развитие

Интеллектуальный уровень определяется тем, что должен знать ребенок в 4 года. В этом возрасте малыш отличается необыкновенной любознательностью и задаёт бесконечные вопросы. Родителям придётся запасаться терпением, чтобы не одернуть ребёнка.

В такие моменты можно попросить его самого ответить на свой вопрос и послушать, как он самостоятельно рассуждает. Развитие всех детей 4 лет стремительно происходит во время увлекательных развивающих игр дома и в саду.

В это время они уже должны обладать некоторым багажом знаний в различных областях.

Математика

Ребёнка можно знакомить с математикой в виде увлекательной игры. Можно предложить ему посчитать во время совместной прогулки проезжающие автомобили, птичек на ветках деревьев, скамейки в парке. Обычно в этот период дети уже умеют:

  • объяснить, что означают понятия «много предметов» или «один предмет»;
  • знают цифры до пяти, считают до десяти;
  • называют виды основных геометрических фигур;
  • сравнивают разное количество предметов и объясняют понятия «больше» или «меньше»;
  • могут провести сравнение двух предметов по их размеру и описать разницу между ними;
  • знакомы с понятиями «правая рука», «левая рука»;
  • понимают разницу между верхом и низом.

Речь

Четырёхлетний ребёнок обладает словарным запасом в 4 тысячи слов, может рассказать детские стишки и сказку на родном языке. В то же время он должен:

  • уметь разговаривать связно и чётко выговаривать звуки, исключением могут стать шипящие или сонорные;
  • правильно согласовывать слова по родам, числам и падежам;
  • уметь использовать в речи наиболее распространённые предлоги;
  • делить простые слова на слоги и уметь правильно произносить многосложные;
  • давать ответы на несложные вопросы;
  • иметь знания о профессиях и их значении;
  • описать тремя-четырьмя предложениями картинку или предмет;
  • понимать разницу в интонациях;
  • малыш также должен уже знать, кто он такой, кто его родители, дедушки и бабушки, называть свой адрес и возраст.

Окружающий мир

Развитие ребёнка в 4 года предполагает дальнейшее формирование знаний об окружающем и пока незнакомом ему мире. Они включают:

  • названия животных и птиц – как домашних, так и диких; малыш должен показывать их на картинке и называть правильно;
  • он должен различать этих животных по издаваемым ими звукам и знать особенности их передвижения;
  • знания о временах года – как называются, что происходит в разные сезоны;
  • какие явления погоды бывают, различия между ними;
  • информацию об овощах и фруктах, различиях в их вкусах.

Изобразительное искусство

В области рисования также существуют нормы того, что должен знать и уметь ребёнок в четыре года. Рисуя и играя, он учится:

  • знать основные семь цветов и уметь называть и показывать их;
  • уметь проводить с помощью линейки прямые линии;
  • рисовать самые простые из окружающих предметов и подбирать к ним цвет;
  • работать с клеем, готовить аппликации.

Конструирование

Работа с конструктором уже должна быть знакома детям в 4 года. Они с удовольствием с ним возятся и свободно владеют многими навыками:

  • дети знают и легко называют все детали конструктора;
  • они умеют располагать его составные части в разных положениях – по вертикали или по горизонтали;
  • понимая разницу между «кирпичиками» конструктора, они справляются с заменой деталей в сооружении;
  • они также различают части сооружения по высоте и форме;
  • постепенно можно усложнять задания, малыш будет собирать не только здания, но и космические корабли и самолёты.

Познания в музыке

Музыкальное развитие ребёнка 4 лет зависит от интенсивности занятий с ним. Дети легко воспринимают и запоминают новые мелодии и простые теоретические знания. Они уже могут:

  • называть наиболее известные музыкальные инструменты, например, гитару или барабан;
  • с удовольствием слушают знакомые песни и подпевают им;
  • различают тихое и громкое звучание музыки.

Психическое развитие

После рождения ребёнок 4 года растёт, постепенно впитывая в себя всё, что он видит, слышит и чувствует. Его тонкая психика очень восприимчива к отношению близких людей, к их реакциям. В зависимости от этого формируется и его понимание собственной личности.

Поведение взрослых в этот период должно быть осторожным и внимательным. Малыш должен чувствовать их любовь и заботу. Тогда в нём сформируется уважительное отношение к самому себе.

Его поведение также будет демонстрировать самоуважение. Постоянные замечания, недовольство им создадут у него отрицательный собственный имидж, и он будет капризничать и хулиганить, считая себя плохим.

В это же время формируются и функции психики.

Внимание

Это качество надо всемерно развивать с помощью различных упражнений, так как детям свойственна рассеянность. К четырём годам ребёнок уже должен:

  • выбирать пару одинаковых предметов среди множества разных;
  • уметь концентрировать своё внимание на выполнении определённого задания в течение нескольких минут;
  • выполнять упражнения на наблюдательность – повторить определённую последовательность движений с хлопками;
  • при произнесении кодового слова производить определённое движение – хлопок или притоп;
  • произвести сборку несложного сооружения с помощью деталей конструктора по представленному образцу;
  • уметь сложить обратно разрезанную на несколько частей картинку;
  • должен ориентироваться в знакомых ему местах.

Мышление

Так как именно в этот период усиливается интерес ребёнка к познанию, то можно начинать подготовку к школе. Однако, чтобы не переусердствовать, родителям лучше познакомиться с рекомендациями специалистов о том, что умеет ребёнок в данном возрасте. Он может:

  • сам собрать небольшую пирамидку;
  • уметь находить обобщающие слова, определяя самостоятельно, к какой группе отнести определённых животных или деревья;
  • в группе предметов определять лишний;
  • искать и находить имеющиеся несоответствия в картинках;
  • самостоятельно находить антонимы к словам;
  • называть более сложные геометрические фигуры;
  • сравнить и расставить предметы по убыванию их размеров;
  • различать слова родного языка с иностранными;
  • отгадывать несложные загадки и решать лёгкие головоломки.

Память

У ребёнка 4 лет наблюдается прекрасная память, поэтому в таком возрасте обычно начинают изучать с ним иностранные языки. Согласно общепринятым нормам, малыш должен уметь:

  • находить дорогу домой из знакомых мест – из садика или магазина;
  • уметь пересказать небольшой рассказ;
  • учить наизусть стихи, загадки;
  • запомнить несколько увиденных предметов и назвать их;
  • суметь повторить услышанные слова или цифры;
  • выполнить задание, состоящее из трёх-четырёх команд;
  • повторить несколько последовательных шагов в танце;
  • рассказать об увлекательном событии, произошедшем недавно.

Эмоциональное развитие

В этот период ребёнок учится выражать свои эмоции. Он должен уметь сопереживать, научиться понимать настроение и чувства других людей, воспитать в себе культуру поведения. В этом процессе ему нужна помощь близких людей.  Малыш уже умеет:

  • чувствовать настроение человека, изображённого на фотографии;
  • может изобразить мимически определённую эмоцию;
  • если виноват, понимает, что нужно попросить прощения, признав свою оплошность;
  • при виде близких людей радуется, а при появлении незнакомых – пугается.

Социальная адаптация

Маленькие дети очень общительны. Им нравятся совместные игры и знакомства с новыми друзьями. Как раз в этот период происходит дифференциация интересов девочек и мальчиков.

Первые увлекаются нарядами и куклами, а вторые – техникой и оружием. Они с удовольствием помогают своим папам в ремонте автомобиля, ездят с ними в летние месяцы на рыбалку, привыкают к мужским обязанностям.

Девочки выполняют посильную работу по дому.

Бытовые навыки

К четырём годам дети уже многие действия выполняют самостоятельно. Они сами чистят зубы, одеваются, умеют пользоваться столовыми приборами.

Четырёхлетний малыш – это маленький любознательный человек, который уже многое знает и умеет. И главное – не спугнуть его интерес к познанию этого огромного прекрасного мира.

Источник: https://legkopolezno.ru/zozh/deti/navyki-rebenka-v-4-goda/

Мамин советник
Добавить комментарий