Пальчиковая гимнастика для дошкольников: эффективные советы

Содержание

Статья на тему: Пальчиковая гимнастика как развитие речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика для дошкольников: эффективные советы

Пальчиковая гимнастика как развитие речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым и проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков.

Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все.

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша.

Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение.

А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы.

На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

 «Мальчик-пальчик».

По очереди сгибать в кулачок и разгибать все пальцы, начиная с мизинчика.Мальчик-пальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил.С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

 «Солнышко»

Пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки. Потом похлопать в ладошки.Светит солнышко в окошко,Прямо в нашу комнатку.Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

 
«Ягодки».

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.- С ветки ягодки снимаюПальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
– И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
– Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.- Я попробую немножко.- Я поем еще чуть-чуть.Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

– Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.«Рыбки».
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
– Рыбки плавали, ныряли- В чистой тепленькой воде.

– То сожмутся,На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
– Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
– То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

«Этот пальчик».

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

– Этот пальчик – дедушка,- этот пальчик – бабушка,- этот пальчик – матушка, – этот пальчик – батюшка, – Ну а этот пальчик – я. – Вот и вся моя семья.«Пальчики».
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.- Этот пальчик хочет спать.- Этот пальчик — прыг в кровать!- Этот пальчик прикорнул.- Этот пальчик уж заснул.- Встали пальчики. Ура!«Дом».постукивать кулачками друг о другасоединить кончики пальцев обеих рукподнять выпрямленные ладони вверх- Буду жить я в доме том.похлопать ладонями«Тесто».сжимаем и разжимаем пальчикикак будто мнем тесто
– Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
– А верхушку сладким кремом – И кокосовую крошкой- Мы присыплем торт немножкосыплем “крошку” пальчиками обеих рук
– А потом заварим чай- В гости друг-друга приглашай.«Капуста».
– Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту
– Мы морковку трем трем
ручками показывать как мы трем морковкупальчики щепоткой-солимручками “мнем” капусту
«Отдыхаем».имитировать рисование,плавно поднимать руки перед собой- Наши пальчики устали,- Наши пальчики встряхнем,встряхивать кистямиснова имитировать рисование«Дружба».- Дружат в нашей группе девочки и мальчикипальцы рук соединяются в “замок”- Мы с тобой подружим маленькие пальчикиритмичное касание одноименных пальцев обеих рук- Раз, два, три, четыре, пятьпоочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев – Начинай считать опять. – Раз, два, три, четыре, пять. – Мы закончили считатьруки вниз, встряхнуть кистями.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/16/palchikovaya-gimnastika-kak-razvitie-rechi-i

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Развивая пальчики ребенка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладевать речью.

Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальный комплекс пальчиковой гимнастики.

Сначала все упражнения для пальчиковой гимнастики выполняются неспеша. Поправьте ребенка, если он затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно. Можно даже взять его руку в свою и действовать совместно.

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Текст Движения пальцев рук
Раз, два, три, четыре, пятьБудем листья собиратьЛистья берёзы,Листья рябины,Листики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберём,Маме осенний букет отнесём. Загибают пальчики, начиная с большого.Сжимают и разжимают кулачки.Загибают пальчики, начиная с большого.«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

«У ЛАРИСКИ ДВЕ РЕДИСКИ»

Текст Движения пальчиков
У Лариски – две редиски.У Алёшки – две картошки.У Серёжки-сорванца –два зелёных огурца.А у Вовки – две морковки.Да ещё у ПетькиДве хвостатых редьки. По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Текст Движения пальчиков
Есть игрушки у меня:Паровоз и два коня,Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход,Самосвал, подъёмный кран –Настоящий великан.Сколько вместе?Как узнать?Помогите сосчитать! Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.Загибают пальчики на обеих руках.Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Текст Движения пальчиков
Как у нашей кошкиНа ногах сапожки.Как у нашей свинки –на ногах ботинки.А у пса на лапках –голубые тапки.А козлёнок маленькийнадевает валенки.А сыночек Вовка –новые кроссовки.Вот так,вот так,новые кроссовки! Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.«Шагают» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

«ПОСЧИТАЕМ В ПЕРВЫЙ РАЗ»

Работа над темпом и ритмом речи

Текст Движения пальчиков
Посчитаем в первый раз,Сколько обуви у нас.Туфли, тапочки, сапожкиДля Наташки и Серёжки,Да ещё ботинкиДля нашей Валентинки,А вот эти валенкиДля малышки Галеньки. Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.

«ПЧЕЛА»

ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВ
Прилетела к нам вчераПолосатая пчела.А за нею шмель-шмелёкИ весёлый мотылёк,Два жука и стрекоза,Как фонарики глаза.Пожужжали, полеталиОт усталости упали. Машут ладошкамиНа каждое название насекомого загибают один пальчик.Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.Машут лалошками.Роняют ладони на стол.

«МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Текст Движения пальчиков
Раз, два, три, четыре.Много мебели в квартире.В шкаф повесим мы рубашку,А в буфет поставим чашку.Чтобы ножки отдохнули,Посидим чуть-чуть на стуле.А когда мы крепко спали,На кровати мы лежали.А потом мы с котомПосидели за столом,Чай с вареньем дружно пили.Много мебели в квартире Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.Сжимают и разжимают кулачки.Загибают пальчики, начиная с большогоПопеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

«ПОМОЩНИКИ»

Текст Движения пальчиков
Раз, два, три, четыре,Мы посуду перемыли:Чайник, чашку, ковшик, ложкуИ большую поварёшку.Мы посуду перемыли,Только чашку мы разбили,Ковшик тоже развалился,Нос у чайника отбился.Ложку мы чуть-чуть сломали,Так мы маме помогали. Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.Одна ладонь скользит по другой по кругу.Загибают пальчики по одному, начиная с большого.Одна ладонь скользит по другой.Загибают пальчики по одному, начиная с большого.Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повторить.

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Текст Движения пальчиков
Сидит белка на тележке,Продаёт она орешки.Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке усатому.Кому в платок,Кому в зобок,Кому в лапочку. Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.Загибают по одному пальчику начиная с большого.Ритмичные хлопки в ладони и удары кулачками.

«БУРЁНУШКА»

Текст Движения пальчиков
Дай молочка, Бурёнушка,Хоть капельку —  на донышке.Ждут меня котятки,Малые ребятки.Дай им сливок ложечку,Творожку немножечко,Масла, простоквашки,Молочка для кашки.Всем даёт здоровьеМолоко коровье. Дети показывают, как доят корову.Делают «мордочки» из пальчиков.Загибают по одному пальчику на обеих руках.Снова «доят».

«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»

Текст Движения пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять,Вышел дождик погулять.Шёл неспешно , по привычке,А куда ему спешить?Вдруг читает на табличке:«По газонам не ходить!»Дождь вздохнут тихонько: «Ох!»И ушёл.Газон засох. Удары по столу пальчиками обеих рук.Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.«Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столуЧасто и ритмично бьют в ладоши.Ритмичные хлопки по столу.

«ПИРОГ»

Текст Движения пальчиков
Выпал снег на порог.Кот слепил себе пирог.А пока лепил и пёк,Ручейком пирог утёк.Пироги себе пекиНе из снега – из муки. Дети два раза медленно опускают ладони на стол.Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.Опять показывают, как пекут пироги

«НАША ГРУППА»

Текст Движения пальчиков
В нашей группе все друзья.Самый младший – это я.Это Миша.Это Саша.Это Юра.Это Даша. Дети ритмично стучат кулачками по столу.Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.

«ОСЕНЬ»

Текст Движения пальчиков
Ветер по лесу летал,Ветер листики считал:Вот дубовый,Вот кленовый,Вот рябиновый резной,Вот с берёзы – золотой,Вот последний лист с осинкиВетер бросил на тропинку. Плавные волнообразные движения ладонями.Загибают по одному пальчику на обеих руках.Спокойно укладывают ладони на стол.

«АПЕЛЬСИН»

Текст Движения пальчиков
Мы делили апельсин.Много нас,А он один.Эта долька – для ежа.Эта долька – для стрижа.Эта долька – для утят.Эта долька – для котят.Эта долька —  для бобра.А для волка – кожура.Он сердит на нас – беда!!!Разбегайтесь – кто куда! Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.Показывают 10 пальцев.Показывают 1 палец.Загибают большой палец левой рукиЗагибают указательный палец.Загибают средний палец.Загибают безымянный палец.Загибают мизинец.Бросательное движение правой рукойСжимают кулаки и прижимают их к груди.«Бегут» пальцами по столу.

«ПТИЧКИ»

Текст Движения пальчиков
Эта птичка – соловей,Эта птичка – воробей,Эта птичка – совушка,Сонная головушка.Эта птичка – свиристель,Эта птичка – коростель.Эта птичка – злой орлан.Птички, птички, по домам! Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.Машут сложенными накрест ладонями.Машут обеими руками как крыльями.

КОМПЛЕКС №1

Текст Движения пальчиков
«Стол»«Стул»«Ворота»«Мост» Кулак левой руки ставится на стол, прикрывается раскрытой ладонью правой рукиКулак левой руки ставится на стол, раскрытая ладонь правой руки приставляется к левому кулаку.Обе ладони выпрямляются, соединяют пальцы левой и правой руки, большие пальцы направлены вверх. Ворота находятся на уровне груди ребёнка. Их открывают и закрывают (пальцы должны быть прямыми).Выпрямленные и соединённые пальцы поднимаются тыльной стороной вверх, локти стоят на столе

КОМПЛЕКС № 2

Текст Движения пальчиков
“Ромашка»«Тюльпан»Потешка «Алые цветы»Наши алые цветкиРаспускают лепестки.Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают, головой качают. Соединить обе руки. Прямые пальцы развести в стороны.Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка.Сжимание и разжимание кистей рук на счёт: раз-два.Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретают форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

КОМПЛЕКС № 3

Текст Движения пальчиков
«Улитка с усиками». «Раковина улитки».«Ёжик».«Кот»«Волк»

Потешка «Апельсин»

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

Правая рука на столе, левую руку положить сверху.

Ладони соединить, прямые пальцы расставить вверх.

Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.

Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы

КОМПЛЕКС № 4

Текст Движения пальчиков
«Ножницы» «Колокол» «Дом» «Бочонок с водой»«Пожарник»Потешка «Прятки»В прятки пальчики игралиИ головки убирали.Вот так, вот так,Так головки убирали. Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами.Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставить вверху отверстие.Упражнение с предметом: используется игрушечная лесенка, указательный и средний палец бегут по ней.Сжимание и разжимание пальцев рук.

КОМПЛЕКС № 5

Текст Движения пальчиков
«Птички летят» «Птички клюют»«Гнездо»Потешка «Сорока»Сорока, сорока, кашу варила,Деток кормила:Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,А этому не дала –Он мал, не дорос,Воды на кашу не принёс Пальцами обеих рук производить движения вверх, вниз.Большой палец поочерёдно соединяется с остальными пальцами.Пальцы обеих рук скруглить и соединить в форме чаши.При произнесении текста, ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки, на слова «Этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец руки, кроме мизинца

См. также: гимнастика для пальцев, пальчиковые игры для детей 5 – 6 лет, развитие мелкой моторики рук дошкольников, крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами,  пальчиковые игры в детском саду, Пальчиковые игры для дошкольников, Пальчиковая гимнастика в стихах с элементами массажа биологически активных зон, Пальчиковые игры для развития речи.

Источник: http://mallishok.ru/palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov/

Пальчиковая гимнастика для дошкольников: упражнения, игры в стихах, картинках, математические и прочие + фото и видео

Маленький человечек, попадая в этот мир, учится всему: держать голову, сидеть, ходить, говорить. И очень естественно, что родители хотят максимально облегчить процесс освоения этих навыков.

Но если в первые месяцы жизни достаточно простенькой зарядки, то в дальнейшем работа должна быть комплексной, то есть охватывать как можно больше областей не только физического, но и интеллектуального, эмоционального развития малыша.

И одним из таких комплексных занятий является пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Суть и формы

Пальчиковые игры — это приятное с полезным: дети с удовольствием играют в игры, заучивают рифмовки, развивая при этом мелкую моторику

О том, что малышу важно развивать мелкую моторику слышали все мало-мальски осведомлённые в вопросах воспитания детей родители. Однако далеко не всем известно, что это такое и какая связь у этого навыка с будущим малыша.

И дело тут не только в том, что развитая моторика пальцев — это залог красивого почерка, а ещё и в том, что движения пальцев рук и ног, скоординированные между собой и направленные на выполнение точных действий, взаимодействуют с высшими свойствами человеческого сознания, а именно с:

  • разными видами мышления (образным, критическим, логическим);
  • со всеми видами внимания;
  • восприятием оптико-пространственного характера;
  • детским воображением;
  • наблюдательностью;
  • двигательной, а также зрительной памятью;
  • речью.

С практической точки зрения, моторика пальцев позволяет с лёгкостью застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и выводить буквы.

Самой продуктивной формой работы, направленной на развитие столь важной для полноценной жизни мелкой моторики, считается пальчиковая гимнастика.

Это упражнение (чаще всего в форме игры, так что в литературе понятия «пальчиковые упражнения» и «пальчиковые игры» являются синонимичными и составляют собственно понятие «пальчиковая гимнастика»), которое за счёт чередования таких движений, как сжатие, растяжение и расслабление, стимулирует процессы мышления, укрепляет мышечную и костную ткани.

К слову, в методической литературе упражнением иногда называется предварительная «расстановка мизансцены», которая с добавлением слов становится собственно игрой. Кроме того, пальчиковые игры — это:

  • прекрасный способ отвлечь карапуза от капризов или слёз;
  • полезное занятие, доступное всегда и везде (в метро, в автобусе, в очереди и т.д.);
  • тренировка переключения умственной активности с правого полушария мозга (креативного начала) на левое (рациональное).

Формы пальчиковых игр

Рисуем смешные рожицы на пальцах, украшаем их подручными средствами и, придумывая забавные сюжеты, развлекаем и развиваем малыша

Разновидностей форм потешек для тренировки мелкой моторики существует очень много. Но для дошкольников наиболее актуальными являются:

  • игры или упражнения (движения пальцев регулируются сюжетом истории);
  • театральные зарисовки (выполняются с пальчиковыми куклами);
  • физические упражнения (могут быть с использованием атрибутики или предметов, к этой категории относится, например, раскатывание колбаски из пластилина по доске).

Эти формы позволяют развивать малыша не только физически (и, как мы уже выяснили выше, интеллектуально), но и творчески.

Цели и задачи

Даже простое поглаживание детской ручки в первые месяцы жизни положительно влияет на развитие речи малыша в будущем

Целями выполнения гимнастики для мелкой моторики в дошкольном возрасте являются:

  • речевое развитие;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • тренировка умения чётко и быстро говорить;
  • работа над совершенствованием координации движений;
  • развитие всех видов памяти, произвольного и непроизвольного внимания, умения согласованно выполнять действия с речью;
  • способствуют формированию вдумчивого отношения к словам взрослых.

Что касается задач, то они могут реализовываться в конкретном упражнении комплексно, а могут быть представлены частично. Основными позициями можно назвать такие задания:

  • развитие речи;
  • отработка математических навыков;
  • запоминание лексического или грамматического материала по иностранному языку;
  • заучивание рифмовок;
  • гимнастика с окружающими предметами.

Классификация пальчиковых упражнений для дошкольников

Пальчиковые игры могут быть индивидуальными и групповыми

В зависимости от обозначенных целей и задач можно выделить такие комплексы упражнения, направленные на:

  • работу мышечного скелета рук в различных направлениях;
  • движения пальцев по телу или по столу;
  • построение небольших фигурок животных, а также предметов с помощью скоординированных движения пальцев и кистей обеих рук.

Отдельно можно выделить:

  • игры-забавы (например, «Идёт Коза-Рогатая», «Сорока-Белобока» и т.д.);
  • сказки в сопровождении жестикуляции (соединив в одно упражнение разные игры, например, «Мы купили в магазине», «Точим нож», «Мы капусту режем, режем», «Апельсин», можно придумать единый сюжет — сделали покупки, наточили нож и приступили к обработке овощей и фруктов);
  • стихотворные игры (форма проведения вышеперечисленных упражнений).

Как работать с упражнением-игрой?

Порядок работы над любой игрой одинаков:

  1. Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение.
  2. Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).
  3. Один раз вся мизансцена проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.
  4. К движениям добавляются слова.

Важно не перегружать малышей заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.

Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики — памятка родителям

Пальчиковые игры можно полезно проводить в процессе занятий рисованием или другими статичными упражнениями

Прежде чем говорить о конкретных примерах игр, нужно оговорить возраст ребят, с которыми они проводятся. Конечно, использование тех или иных упражнений обусловлено индивидуальными особенностями развития моторики (и мелкой в том числе) у ребёнка.

И тем не менее наряду с универсальными играми-забавами, упражнениями под рифмовки и сказками с жестикуляцией, упражнения на работу мышечного скелета в разных направлениях (влево-вправо) особенно актуальна для 1-х — 3-х летних ребят. А вот построением фигурок можно заниматься с 3-х лет.

В то время как движения по телу или по поверхностям с разной фактурой подойдут для малышей средней и старшей группы детского сада.

И ещё: подбирая набор упражнений, стоит обращать внимание и на содержательную сторону задания (особенно стихотворных пальчиковых игр): ребёнок не сможет выполнить то или иное действие, если ему не знакомы какие-то слова.

Классические примеры пальчиковых упражнений

Дети с удовольствием демонстрируют свои артистические способности в игре «Чижик-Пыжик»В игре «Сидит ворон на дубу» дети не только работают ручками и пальчиками, но и приседаютЭта игра может проводиться в качестве соревнования малышей на физкультминуткеДетям очень нравятся игры с имитацией животных и насекомых«Сорока-Ворона» — это первая игра с малышом, когда взрослый выполняет движения маленькими пальчиками карапузаДля игры «Царёв двор» нужно задействовать и пальцы, и ладони

Игры на развитие мышечного скелета рук

Чем раньше начать выполнять простые пальчиковые упражнения, тем лучше

Цели: сгибать и разгибать пальчики, выполнять действия на объединение пальцев обеих рук, производить простейшие движения пальцами (рисовать круги, сжимать кулаки и т.д).

Приступая к выполнению любого упражнения, прежде всего взрослому нужно проговорить и показать действие каждого пальчика и руки, а уже потом приступать к совмещению слов и движений.

: Пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 3 лет

Игры на движение пальцев по столу

Одним из видов игр, отрабатывающих движение пальцев по столу, можно считать составление фигур ладошками нескольких детей

Цели: координировать действия пальцев при соприкосновении с твёрдой поверхностью стола. Эти упражнения активизируют тактильные ощущения детей.

Игры на построение небольших фигурок животных, предметов с помощью движения кистей рук и пальцев

Оказывается, всем известная «собачка» из пальцев — это часть целой группы игр на развитие мышц кистей и рук

Цели: разнообразить движения руками, задействовать мышцы кистей и рук.

: Пальчиковый цирк

: 10 простых пальчиковых игр, или как развлечь малыша в пробке

: Как извлечь ещё больше пользы из занятий

Упражнения с атрибутикой

Вязанные фигурки могут стать основой для пальчиковой инсценировки нескольких сказок

Дополнительные элементы, используемые для игры, повышают интерес деток к занятиям. В качестве таких деталей можно использовать

  • вырезанные из журналов картинки (высотой не более 7–8 см), приклеенные на картон и зафиксированные на пальце резинкой;
  • кусочки ткани, наложенные на пальцы (например, кусочек белого фатина в качестве фаты и чёрного бархата для имитации мужского костюма);
  • разноцветные резиночки (для лумигуруми) для «идентификации» того или иного героя стихотворения.

Цели: развивать мелкую моторику, образное мышление, воображение.

«Зарядка»

Инструкция:

  1. Закрепляем фигурки на среднем и безымянном пальчиках — «ножках».
  2. Второй и пятый пальчики — «ручки».
  3. Большой палец прижимаем к ладошке.
  4. На столе шагаем ножками на месте, высоко поднимая «ноги».
  5. Выполняем шаги вперёд, периодически останавливаясь.
  6. Выполняем движения вверх-вниз «руками».

«Большая семья»

Инструкция:

  1. На каждый пальчик надеваем по резиночке.
  2. Определяем, кто есть кто (средний палец — папа, указательный мама, безымянный и мизинец — дети, большой — бабушка, к которой на лето отправляется всё дружное семейство).
  3. Каждый из членов семьи должен поцеловать бабушку, то есть прикоснуться к ней. Упражнение сопровождается называнием роли каждого пальчика.

Упражнения с предметами

Складывание мелких предметов в бутылки с небольшим горлышком, кроме всего прочего, развивает в малышах усидчивость

Цели: стимулировать нервные окончания кончиков пальцев, отрабатывать точность и скорость выполнения движений пальцами, развивать воображение.

«Кружевница»

Инструкция:

  1. Складываем бумажную салфетку дважды вчетверо.
  2. Отрываем пальчиками небольшие кусочки.
  3. Раскрываем салфетку — дырочки создают эффект кружева.

«Радужный коврик»

Инструкция:

  1. Делаем на небольших бумажных прямоугольниках ряд дырочек, равномерно распределив их по горизонтали.
  2. Задача ребёнка продеть цветные ниточки в дырочки, имитируя ткацкий станок.

К это категории пальчиковых игр относятся также:

  • составление фигур (например, геометрических) из спичек;
  • выкладывание различных узоров маленькими камешками;
  • выполнение шнуровок и т.д.

Fingerplays на английском языке

Пальчиковые игры — это отличный способ заучить лексический материал целого ряда тем на иностранном языке

Цели: отработать произношение английских звуков, выучить лексический материал по темам: «Цифры», «Животные», «Названия пальцев», развивать образное мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Cat and Mice

Инструкция:

  1. Малыш сжимает левую ручку в кулачок.
  2. Затем разжимает каждый палец со словами: «I’m a mouse».
  3. Выполняет сгибание-разгибание как можно быстрее со словами: We are mice, mice, mice.We are very, very nice».
  4. Наконец, распрямив указательный пальчик правой руки, говорит: « I’m a cat».
  5. Взрослый говорит: «Cat, catch the mice!», малыш прячет пальчики в кулачок, а указательным пальцем пытается раскрыть ладошку.
  6. Меняем ручки (левая – «кошка», правая – «мышки»).

Ещё один вариант пальчиковой гимнастики на английском — переделка песенок на английском под иллюстрацию конкретных движений пальчиками.

Hickory, dickory, dock

Инструкция:

  1. Из солёного теста делаем циферблат часов.
  2. Повторяем: Hickory, dickory, dock,The mouse ran up the clock(быстро барабаним пальчиками по поверхности сделанных часов, как будто по ним бежит мышка)The clock struck one, (громко хлопаем в ладоши один раз)The mouse ran down (делаем пальчиками движения как будто мышка убегает прочь) Hickory, dickory, dock.

: Пальчиковая гимнастика на английском «The Finger Family Song»

Пальчиковая гимнастика для дошкольников — это иллюстрация того, как полезное может быть интересным и даже забавным.

Дети с удовольствием будут выполнять простейшие действия ручками, повторяя стихотворные строчки, которые легко и быстро запоминаются.

Так, эти коротенькие физкультминутки не только выполняют свою основную цель — развитие мелкой моторики, но и станут отличным способом тренировки памяти, развития речи, а также создания непринуждённой и доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: http://ShkolaBuduschego.ru/doshkolniki/interesnyie-primeryi-palchikovoy-gimnastiki-kak-sredstva-obucheniya-i-razvitiya-doshkolnikov.html

Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста

Значение «Пальчиковой гимнастики»

в развитии детей дошкольного возраста

В жизни существует недолгий, но увлекательный период, когда детский мозг способен на предельное формирование и обучение – это дошкольный возраст. И этот период называют «нежным возрастом».

Поэтому нужно быть предельно осторожным и деликатным в вопросе развития ребенка.

Обратите внимание, с какой радостью и внимание ребёнок усваивает ЛЮБУЮ информацию, приобретает ЛЮБЫЕ навыки без дополнительной мотивации с лёгкостью и азартом.

Высказывания известных людей.

1. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.

2. «Рука – это инструмент всех инструментов». Аристотель.

3. «Рука – это своего рода внешний мозг». Кант.

4. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» о потребностях маленького ребёнка написал так: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешать ему это для него необходимое дело.

Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер, форму предметов.

О свойствах, окружающих его, вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук… »

«Пальчиковая гимнастика»– это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела.

Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и вся кисть в целом, тем ЛУЧШЕ РЕБЁНОКГОВОРИТ! Почему же это так?

Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека, имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга (в особенности её большой палец). Мало того они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют самую тесную взаимосвязь.

И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

В итоге целью «пальчиковой гимнастики» становится развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.

«Пальчиковые игры» – хороший помощник подготовить детскую руку обучению в школе, письму.

Что же происходит, когда ребёнок занимается «пальчиковой гимнастикой»?

Развитие речи.

«Пальчиковая гимнастика» создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.

Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша.

Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Память.

Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении.

Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

Подготовка руки к письму.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме. Рисовании, рукоделии, конструировании т. д.

Ручки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

Внимание.

Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание.

Воображение.

Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Артистизм.

Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.

Первые математические понятия.

«Пальчиковая гимнастика» – это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП, начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше – ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день – ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.

Правила речевого поведения.

1) много и правильно говорить самому;

2) следить за темпом речи (речь должна быть неторопливой, размеренной, доступной малышу) ;

3) выслушивать ребёнка, не отворачиваясь от него, смотреть ему в глаза. Проявлять заинтересованность;

4) не прерывать ребёнка («хватит, я всё поняла! ») ;

5) не использовать жаргонную лексику!

Нужно помочь детям легче и комфортнее освоиться в жизненном пространстве, просто играть с ребёнком!

Рекомендации по проведению «пальчиковой гимнастики»:

1. Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.

2. Желательно взрослому знать текст.

3. Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.

4. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.

5. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.

6. Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

7. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.

8. Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.

9. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2—3 раза.

10. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

11. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Выбрав 2-3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.

13. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.

14. Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

15. Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении. Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям.

16. Распределите игры по мере сложности.

Все игры лучше распределить на три группы.

1 группа. Упражнение для кистей рук:

-развивают подражательную способность, достаточно просты, не требую тонких дифференцированных движений;

-учат напрягать и расслаблять мышцы;

-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-учат переключаться с одного движения на другое.

Например:

«Шарик».

Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «Щепотью» и соприкасаются кончиками.

«Надуваем шарик»: придаем пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мяч или шарик.

«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

Я надул упругий шарик,

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

2 группа. Упражнение для пальцев условно статическое.

-совершенствует полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Например:

«Очки».

Исходное положение. Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам имитируя очки.

Вот колечки – посмотри!

Превращаются в очки!

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

-развивают точную координацию движений;

-учат сгибать и разгибать пальцы рук;

-учат противопоставлять большой палец остальным.

Например:

«Цветы».

Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

Исходное положение. Кисти рук поставить вертикально и соединить. Округлённые ладони с раздвинутыми пальцами отвести в стороны.

Утром алые цветки

Раскрывают лепестки.

Двигают ладонями, сложенными «цветком», вправо – влево, одновременно шевеля пальцами.

Ветерок подует-

Цветики волнует.

Постепенно смыкают пальцы, выполняя упражнение БУТОН. Покачивают «бутонами» вперед- назад.

А под вечер все цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Подкладывают сложенные вместе ладони под щёку.

Когда многие движения будут хорошо знакомы ребёнку, то можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

2. «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки, стихи, потешки. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю ребёнку.

3. Конечно, лучше и легче использовать иллюстрации со схемой движений рук (сейчас огромное количество замечательных книг). Сначала ребёнок запоминает движения с помощью картинки, потом повторят их без иллюстрации.

4. Более сложное задание разложить на столе несколько карточек и попросить придумать новую историю, используя картинки. Затем историю рассказать с помощью рук.

Источник: http://ivushka10.ucoz.ru/publ/dlja_roditelej/znachenie_palchikovoj_gimnastiki_v_razvitii_detej_doshkolnogo_vozrasta/2-1-0-45

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.