Опасна ли задержка развития речи у ребенка? как помочь малышу?

Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – патология, характеризующаяся отставанием ребенка в овладении речью, рассматривают отставание в речевом развитии в возрасте 2-4 лет.

По словам специалистов психологов, логопедов, дефектологов, неврологов проблема действительно серьезная, поскольку подобные нарушения в развитии ребенка приводят к усугублению ситуации в умственном развитии и в адаптации в социуме.

Патология формируется у детей в 3-10% случаев, согласно статистике, мальчики страдают чаще нежели девочки. Понятие охватывает широкий круг формирования речи: ребенок не произносит звуки, не говорит слова, не может в 4 года разговаривать предложениями и прочие.

Зачастую у детей задержка речи и нарушение психологических процессов развиваются совместно – малыш не воспринимает звуки и слова собеседника, не общается с ним простыми словами, характерными для его возраста.

Этиология и патогенез

Этиология задержки речевого развития в точности не изучена и по сей день. Здесь можно говорить о причинах, которые специалисты условно подразделяют на две группы:

  1. Первичные причины включают в себя нарушения внутриутробного развития, на фоне которого происходит речевое ипсихологическое отставание. В первый год жизни нервная система ребенка не устойчива, не развита до конца – это является косвенной причиной дисфункции двигательных и общепсихических функций. Кроха поздно садится, начинает ползать, не издает звуков, не реагирует на произнесенную речь взрослых, не откликается на свое имя.
  2. Вторичные причины связаны с внешними факторами, являющимися провокаторами «психологической» задержки речевого развития. К числу предпосылок можно отнести неблагоприятную ситуацию в семье, испуг и прочие факторы. Особенностью вторичных причин является резкое прерывание характерного лепета грудного ребенка.

С возрастом определяются более очерченные психоневрологические нарушения – малыш боится людей, не желает играть со сверстниками, не говорит о своих желаниях, не отвечает на вопросы и прочие проблемы.

 

Провоцирующие факторы

Среди причин задержки речевого развития выявляют три основных фактора:

  1. Биологический фактор. Во время внутриутробного развития произошло поражение клеток головного мозга и периферической нервной системы. Зачастую это связано с патологиями и проблемами беременности женщины – гестоз, тромбофлебит, отслойка плаценты и прочие причины, повлекшие кислородное голодание плода. Биологический фактор представляет большую часть выявленных патологий – инфекции при беременности, недоношенность, черепно-мозговые травмы плода в утробе или при рождении. Повлиять на кислородное голодание может заболевание матери, употребление алкоголя или курение, употребление запрещенных лекарственных препаратов или наркотических средств.
  2. Тугоухость. Основополагающим фактором также является нарушение слуха ребенка, которое выявляется в старшем возрасте. Речевое становление невозможно в полной мере без слуховой составляющей – слабослышащий ребенок не может повторять звуки взрослых, что также определяет задержку речевого развития.
  3. Социально-педагогические факторы. Вследствие плохой социальной составляющей малыш не произносит звуки и слова – это связано с малым общением со взрослыми или сверстниками, с пережитым стрессом или частыми стрессовыми ситуациями, с нехваткой занятий, проводимых родителями.

В большинстве случаев истинная причина задержки речевого развития так и остается невыясненной.

Как это выглядит на практике

Симптоматика задержки речевого развития индивидуальна для каждого случая. Заметить проблемы родителям сложно. ЗРР определяется по следующим признаками:

  1. В возрасте полугода малыш должен реагировать на жесты взрослых – движения во время игр вызывают у ребенка активность,особенно если с ним играет мама.
  2. В 8-9 месяцев кроха должен повторять за взрослыми легкие слова («мама», «папа», «баба», «ляля»). В связи с патологией малыш вовсе не старается произносить слоги, звуки.
  3. К году у ребенка в словарном запасе должно быть около 10 простых слов («дай», «на» и прочие). Эти слова используются постоянно и проговариваются четко. Малыш в год может называть предметы, игрушки, но только схожими со словами звуками. Ребенок с патологией не произносит слова, слоги, не общается со взрослыми, указывая на предметы, не реагирует на речь взрослых.
  4. В полтора года ребенок активно лопочет, его речь приобретает понятный характер, он выполняет простые поручения взрослых – «сядь», «иди сюда», «поделись конфетой».
  5. В два года ребенок с задержкой речевого развития говорит всего несколько слов по-отдельности, не старается повторять новые слова либо просто молчит.
  6. В 2,5 года ребенок активно общается со взрослыми, называет части тела, показывает животных, говорит их звуки. Ребенок с патологией использует не более 20 слов, не отвечает на вопросы («где твой носик», «покажи ручки», «как говорит кошка»), не выполняет поручения, не может связать два слова в простое предложение.
  7. Дети в 3 года могут говорить короткими предложениями, их легко понять, они могут рассказать о желаниях, поведать о чувствах. Дети с нарушениями в речевом развитии не могут изъясняться со взрослыми, не говорят о своих желаниях. Говорящий малыш говорит без остановки, проглатывает окончания или даже половины слов.
  8. В 3,5-4 года малыш с отставанием может начать разговаривать фразами из мультиков или повторять слова взрослых. Собственных предложений нет.

В основным симптомам задержки речевого развития относят малую активность малыша, отсутствие звуков, отсутствие реакции на речь взрослых, невыполнение просьб и поручений, невозможность составлять простые предложения в возрасте 3 лет.

Задержку речевого развития определить сложно – здесь анализируются результаты обследования малыша группой специалистов, включая логопедов, педиатров, неврологов, дефектологов, психологов.

Первоначально при обнаружении проблем следует обратиться к педиатру, который проанализирует течение беременности у матери, рождение ребенка и соматическое состояние на момент обращения к специалисту. На основе имеющихся данных врач направит для дальнейшего обследования к узким профильным специалистам.

После педиатра ребенка, как правило, обследует невролог. На основании жалоб родителей рекомендуется прохождение инструментального обследования. Далее проводится обследование ребенка логопедом, который проверяет концентрацию внимания, слуховые и зрительные реакции, моторное развитие ребенка и прочие факторы.

На основании выводов логопеда проводится обследование у дефектолога, психолога и других специалистов в зависимости от причины задержки речевого развития.

 

Коррекция нарушения

Точного и общепринятого лечения задержки речевого развития не существует. Ребенку могут назначить консервативное лечение с целью нормализовать работу головного мозга и восстановить периферическую нервную систему.

Целью лечения является восстановление нормальных функций ребенка. Здесь могут использоваться такие препараты, как Энцефабол иПантогам, фармакологические свойства которых направлены на микроциркуляцию клеток и активную работу головного мозга. Также используют физиотерапевтические методы лечения – магнитотерапию, электростимуляцию, массаж.

Не малую роль играют действия родителей в период лечения. Задача родителей создать для малыша спокойную атмосферу в семье – это способствует нормализации психологического состояния ребенка.

Также важно родителям проводить занятия и играть с малышом в игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковые и подвижные игры. Не обходится без занятий для концентрации внимания ребенка и улучшения речевой активности.

Иногда в лечении возникают сложности, связанные с неправильно подобранными ноотропными препаратами, неправильной дозировкой, нежеланием малыша заниматься, ленью ребенка, нехваткой времени у родителей. При возникновении проблем следует пересмотреть методы лечения, найти подход к малышу, записаться на занятия к логопеду.

Когитум не панацея?

Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, восстанавливающее работу центральной нервной системы. В состав препарата входит калия ацетиламиносукцинат – вещество, активизирующее ацетиламиноянтарную кислоту, содержащуюся в тканях центральной нервной системы, и посылающую импульс в головной мозг.

Выпускается в форме жидкого раствора в ампулах для приема внутрь. Имеет банановый вкус.

Препарат принимается только с разрешения специалистов, поскольку противопоказан детям младше 7 лет.

Когитум используется для общего укрепления и улучшения физического, психоэмоционального развития ребенка, широко используется при задержке речевого развития, в тоже время отзывы о препарате противоречивы.

У меня был гестоз, в результате ребенок родился с гипоксией. Тяжело воспитывать, когда малыш ничего не говорит, вообще. Перепробовали массу препаратов, невролог посоветовал Когитум. После 3 дней применения начался кошмар! Малыш стал кричать, капризничать, я не понимала, что он требует. Перестали пить.

Алена, 30 лет, г. Хабаровск

У нас ребенок родился здоровым, но потом мы стали замечать, что он не хочет с нами общаться. С возрастом не видели улучшения, речи нет – в 2 года даже «мама», «папа» не говорит. Когитум посоветовал дефектолог. Стали пить, пропили с недельки две, начались какие-то слова пробиваться. Через месяц ребенок стал более активным, начал с нами общаться. Нам помог препарат.

Александр, 27 лет, г. Орск

К профилактическим действиям с целью исключения задержки речевого развития можно отнести своевременные занятия и игры с ребенком,направленные на улучшение мелкой моторики и звукового произношения слогов, слов. Только своевременно замеченные отклонения в развитии помогут быстро восстановить функции ребенка.

Спрогнозировать результаты или время коррекции при ЗРР невозможно– все сугубо индивидуально, а значит, прислушиваться к мнениям окружающих, советам и гарантиям со стороны самих же специалистов родителям не следует.

Осложнить же ситуацию может нестабильность в семье, новый стресс для ребенка и прочие неприятные моменты. Не допускайте криков дома, не ругайте малыша за малые провинности, не поправляйте его, если он произнес слово неправильно – это может его напугать, и он вновь замолчит.

Читайте ещё

Источник: https://neurodoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

 

Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины, симптомы и методы лечения

Развитие и становление речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от множества факторов. Не стоит сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении тревожных сигналов в задержке речи ребенка, возможно, потребуется помощь специалистов, если справиться своими силами с проблемой не получается.

Какие признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? И когда стоит бить тревогу? Об этом и пойдет речь в статье.

 

Нормы развития речи у ребенка

Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача.

И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим.

задача родителей – вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности.

Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета.

С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения.

С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.

Становление речи в первый год жизни

Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.

Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки неосознанно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки нараспев, переходя в стадию гуления.

С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, и к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания. К 9 месяцам ребенок лепечет. В это период у него развивается артикуляция, он старается повторить за взрослым определенные слова.

Совершенствуется речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения к нему взрослого.

К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине.

Развитие речи от года до трех лет

С года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не отразиться на развитии его речи.

Появляются первые слова, обозначающие действия, пока в обобщающем виде. Пассивный словарный запас все шире, постепенно слова из него переходят в активный.

Ребенок с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами учится обобщать их.

После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа. Задержка речевого развития у детей 3 лет диагностируется в том случае, если ребенок этого не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.

Причины отклонения

Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:

  • Проблемы в развитии во внутриутробном периоде.
  • Родовые травмы.
  • Травмы головы в раннем возрасте.
  • Психологические травмы, задержки нервно-психического развития.
  • Проблемы со слухом.
  • Ограниченное общение взрослого с ребенком.

Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем.

Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики.

Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития у детей 3 лет и старше.

Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на речь в частности.

Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития у детей 3 лет. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает.

Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость.

В зависимости от степени заболевания назначается корректное лечение врачом-отоларингологом.

Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Родители разговаривают со своим чадом задолго до того как он научится отвечать им.

Эти они стимулируют работу головного мозга, положительные эмоции, а значит, и речь.

Замечено, что те дети, которые по каким-либо причинам лишены возможности общения, значительно позже начинают разговаривать.

Развитие речи детей 3-4 лет: норма и задержка

До трехлетнего возраста диагноз “задержка речевого развития” (ЗРР) встречается очень редко, в большинстве случаев при сопутствующих различных заболеваниях. Если же возникли поводы для беспокойства, то своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему.

Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы.

Не распознает и не может назвать простые предметы. При наличии этих симптомов ребенку необходима помощь. Вполне вероятно, что эти проблемы могут исчезнуть после простых упражнений с родителями.

Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту.

Задержка развития речи у малышей до пяти лет

После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР).

Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи.

Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.

Признаки проблемы

Как узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения? Ученые и специалисты выделяют 10 основных признаков:

  1. Отсутствие «реакции оживления» на взрослого до 4 месяцев.
  2. Отсутствие лепета до 9 месяцев.
  3. Проблемы с жеванием и глотанием до полутора лет.
  4. Отсутствие простых слов и непонимание элементарных команд до полутора лет.
  5. Словарный запас не расширяется к двум годам.
  6. Неумение составить простые предложения из двух слов к 2,5 годам.
  7. Неразборчивая, торопливая или чересчур медленная речь к трем годам.
  8. Неумение составить собственных предложений в 3 года или использование зеркальных фраз взрослого.
  9. Непонимание простых объяснений взрослого после трех лет.
  10. Постоянно открытый рот и обильное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов.

Задержка речевого развития – когда нужно бить тревогу?

Развитие речи имеет довольно размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Процесс становления речи – сугубо индивидуальный. Учеными также зафиксировано, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки. Однако и процент задержек в развитии речи у мальчиков выше.

Если ребенок в трехлетнем возрасте отлично понимает взрослого, выполняет его просьбы, и у него нет задержек в психическом развитии, то паниковать не стоит.

Если у малыша страдает только речь, то причина кроется в индивидуальной готовности к становлению речи.

Если же ребенок не разговаривает совсем или очень мало после трех лет, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалисту.

Методы терапии и коррекции

Методы лечения задержки развития речи:

  • Медикаментозный.
  • Занятия со специалистами.

Если во время обследования специалистами, например, детским неврологом, ребенку будет поставлен диагноз, связанный с поражением головного мозга, то, как правило, назначается медикаментозное лечение. Оно идет параллельно с занятиями у логопеда, массажиста, детского психолога, если этого требует ситуация.

Специалисты, помогающие детям с задержками речевого развития

Родителям не стоит паниковать, так как задержка речи и речевого развития у ребенка лечится. Этим занимается ряд специалистов:

  • Логопед.
  • Дефектолог.
  • Невролог.
  • Сурдолог.
  • Психолог.

Каждому родителю следует знать, когда и зачем необходимо обращаться к тому или иному врачу. Логопеды помогают поставить правильное звуковое произношение, проводят массаж речевой мускулатуры, улучшают дикцию.

Дефектологи зачастую работают в тандеме с логопедом, основная задача этих специалистов – устранение проблем в развитии у детей с психическими и (или) физическими недостатками.

Невролог проведет диагностику и поможет определить или исключить поражения головного мозга. Психологи помогают развить память, внимание, мелкую моторику рук, справиться с психологическими травмами, повлекшими за собой задержки в развитии речи.

Сурдолог – это врач, помогающий в лечении заболевания слуха.

Профилактика

Задержка речевого развития у ребенка 3-5 лет – это крайне неприятно для всей семьи. Самой эффективной работой по профилактике описанной проблемы является постоянное общение с мамой, взрослыми, создание хороших условий для развития малыша в целом, постоянное общение со своим ребенком, чтение ему книг, заучивание стихотворений.

Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук – рисование, лепка из пластилина, пальчиковые и дидактические игры. Все эти методы доступны для реализации дома. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем.

Источник: https://.ru/article/211482/zaderjka-rechevogo-razvitiya-u-detey-let-prichinyi-simptomyi-i-metodyi-lecheniya

 

Задержка речевого развития у детей: если ребенок не говорит в 8 и 10 месяцев, в 1 и 2 года

/ Ребенок / Задержка речевого развития у детей: легкое отклонение или опасная патология?

Задержка речевого развития у детей, или ЗРР, – термин, который довольно широко применяется детскими логопедами. Такой диагноз не является редкостью, а врачи обращают внимание родителей на то, что данная патология крайне опасна для ребенка.

Довольно часто задержка развития речи встречается у детишек до 3 лет. Диагноз ставится врачом уже постфактум, когда драгоценное время, которое могло быть использовано для быстрого устранения проблемы, было потеряно. Чтобы не допустить развития этой патологии, родители должны знать причины и факторы, предрасполагающие к ее развитию.

Причины

Если ребенок не говорит в 2 года, это должно вызвать серьезную обеспокоенность у его родителей. Важную роль в вопросе лечения такого отставания в развитии играет установление точных его причин. Они бывают первичными (биологическими) и вторичными (социальными). Каждая из этих групп имеет свои особенности, которые должны учитываться при постановке диагноза лечащим врачом.

Первичные причины

Органической основой задержки речевого развития у малышей является перинатальная энцефалопатия, при которой еще в утробе матери поражается головной мозг.

В этом случае в истории болезни ребенка могут прослеживаться:

  • внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
  • асфиксия, произошедшая в ходе прохождения плода по родовым путям матери;
  • механические повреждения головного мозга в родах или сразу после рождения;
  • инфекционные заболевания, перенесенные малышом еще в утробе матери;
  • недоношенность или, наоборот, переношенность плода;
  • перенесенные малышом черепно-мозговые травмы;
  • осложнения после иммунизации (профилактических прививок).

Тугоухость – еще одна причина задержки развития речи у ребенкаВ этом случае малыш будет коверкать слова, «глотать» гласные, переставлять местами слоги.

Заметить такое отклонение не составит труда.

Родителям просто необходимо внимательнее присмотреться к тому, как кроха отвечает на вопросы и реагирует на элементарные просьбы что-то пересказать, или о чем-то рассказать.

Если у 4-месячного малыша отсутствует реакция на громкие звуки, а в 10 месяцев он не может точно определить их источник, это должно стать причиной для обращения к детскому отоларингологу.

Вторичные причины

Социальные причины задержки речевого развития у детей кроются в неблагоприятных условиях проживания малыша.

Отсутствие речевых контактов, равнодушие родителей или их постоянная занятость приводят к тому, что ребенок становится замкнутым в себе и молчаливым.

Например, когда здоровые детки в 1 год и 10 месяцев уже способны самостоятельно выражать свои желания, пусть и одним-двумя словами, то крохи с ЗРР в этом возрасте произносят только отдельные слоги и звуки либо вовсе молчат.

Отсутствие нормального воспитания вследствие ненадлежащего выполнения родителями своих прямых обязанностей тоже оказывает мощное негативное воздействие на развитие речевой моторики у ребенка. Такие малыши начинают разговаривать довольно поздно, но их словарный запас остается очень бедным, они не способны донести до других даже самые простые мысли, высказать элементарные желания и просьбы.

Предрасполагающие факторы

Кроме вышеописанных причин возникновения такого отклонения в психосоциальном развитии ребенка, существуют еще и определенные предрасполагающие факторы, коими являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • билингвизм (владение сразу двумя языками);
  • чрезмерная опека, когда родители почти всегда угадывают желания ребенка, сводя общение с ним к минимуму;
  • гестоз беременных;
  • отслоение плаценты и др.

Еще один немаловажный фактор, способный негативно повлиять на развитие речевой моторики у малышей, – это постоянное его нахождение в чрезмерно информированной среде. Он начинает произносить отдельные шаблонные, заученные фразы, которые слышит повседневно. Такой разговор не имеет никакого отношения к развитию полноценной речи, и это должно вызвать обеспокоенность у родителей ребенка.

Симптомы

Признаки проявления такого отклонения в развитии индивидуальны для каждого малыша.

Самостоятельно определить эту патологию не всегда просто, поэтому точный диагноз может поставить только детский логопед, опираясь на наличие определенных симптомов, а именно:

  • новорожденный на четвертой неделе жизни не реагирует на звуки, и никак не отвечает на обращение к нему родителей;
  • полное отсутствие так называемого «гуления», которое наблюдается у малышей в 2 месяца и до полугода;
  • малыш в 10 месяцев не говорит слогидаже самые простые;
  • годовалый кроха не имеет элементарного словарного запаса, состоящего из 5-10 слов, а для привлечения внимания окружающих использует только громкий плач;
  • кроха в 1 год и 5 месяцев не может распознавать рисунки на картинках, он не способен описать их 1-2 словами, ему даже с трудом удается пережевывать пищу;
  • кроха в год и 10 месяцев не может самостоятельно позвать маму или папу;
  • ребенок в 2 года с трудом изъясняется со взрослыми и испытывают сильные трудности в общении с одногодками;
  • трехлетний малыш не способен вкратце рассказать о самых интересных для него событиях, его речь становится или слишком быстрой, либо, наоборот, заторможенной;
  • ребенок в 10 месяцев и старше не может самостоятельно выражать свои эмоции или желания, используя для этого невербальные средства общения – мимику, жесты и т. д.

Полноценное формирование артикуляционной моторики у детей возможно лишь при условии наличия в его словарном запасе 40-60 слов, поэтому крохи начинают внятно говорить уже в 2 года.

Когда начинать волноваться?

Формирование речевых навыков у ребенка должно соответствовать его возрасту. Именно по этому критерию и врач, и родители могут определить наличие или отсутствие отклонений в развитии крохи.

Отклонения в речевом развитии у ребенка до года

В первые 2 месяца малыш проходит этап так называемого «гуления», издавая гласные звуки, никак не связанные между собой. Он реагирует на обращение к нему папы и мамы, и старается им отвечать.

Если кроха в 1,5–2 месяца не издает ни одного звука и равнодушно относится ко всему, что его окружает, родители должны забеспокоиться. Детки в возрасте 4–5 месяцев постепенно учатся лепетать, соединяя бессвязные звуки в простые слоги. При наличии отклонений родителей должно насторожить отсутствие реакции со стороны крохи на оклик, когда мама или папа произносит его имя.

В 8 месяцев малыши должны уметь повторять за взрослыми самые элементарные слова – мама, папа, баба. При этом в норме ребенок сначала произносит их по слогам, поскольку они для него еще новые и трудные. Малыши с намечающейся ЗРР в восемь или 9 месяцев не будут стараться повторять эти слоги, и даже не станут изучать простые звуки.

Первые слова должны звучать из уст малыша уже в 10 месяцев. Это могут быть «мама», «папа», «ляля», «тетя», «дядя» и др. Причем дети в 10 месяцев не произносят их по слогам, а говорят уже полноценные слова. В связи с патологией, кроха не сможет этого сделать, да и его словарный запас будет довольно бедным.

ЗРР у годовалых детей

Дети в 1 год должны знать уже десять полноценных слов, которые они способны произносить без затруднений. Если же кроха не может самостоятельно позвать маму либо обратить на себя внимание, а с этой целью используют громкий крик или плач, это первый сигнал для родителей о том, что у малыша намечается задержка речевого развития.

Если ребенок в возрасте 1,5 года не говорит тех слов, которые за все время постепенно накопились в его пассивном словаре, и не выполняет элементарных требований родителей (сядь, встань, подойди и т. д.), тогда помощь специалиста просто необходима.

У крохи в 1 год и 10 месяцев речь начинает приобретать внятный характер. Но у детей с ярко выраженной ЗРР слова все еще похожи на непонятный лепет.

Если в 1 год и 8 месяцев кроха не старается повторять простые слова, либо постоянно молчит, родителям стоит посетить врача.

Отклонение в речевом развитии после 2 лет

Двухлетний кроха практически все время молчит, а если начинает разговаривать, то «роняет» всего несколько односложных или двухсложных слов и опять замолкает.

Малыш в 2 годика и пять месяцев не говорит, и не отвечает на вопросы взрослых. Он даже не способен составить простое предложение. В его лексическом запасе имеется всего около 20 слов, однако он не всегда способен использовать и их.

ЗРР у трехлетних детей

Малыши с ЗРР, достигшие 3-летнего возраста, не способны полноценно разговаривать со взрослыми, и не могут внятно выразить свои желания или потребности.

Крохи в 3 года и 10 месяцев должны легко пересказывать интересные события, сюжеты любимых мультиков, а также рассказывать небольшие стишки.

Детки с задержкой развития речевой моторики разговаривают слишком быстро, а в ходе разговора запинается или проглатывает окончания слов.

Еще один симптом, который должен насторожить родителей: ребенок начинает разговаривать фразами, заученными в ходе просмотра любимых мультиков. Своих предложений малыш составлять и произносить не способен.

К какому врачу обратиться при задержке речевого развития у ребенка?

Ребенок с явной задержкой речевого развития должен пройти консультацию у целой группы врачей.

По этой причине родителям необходимо обратиться за помощью к:

  • детскому отоларингологу;
  • логопеду;
  • педиатру;
  • невропатологу;
  • детскому психиатру.

Благодаря комплексной диагностике можно будет установить причину отклонений в формировании речевой моторики у малыша, и назначить пациенту эффективную терапию.

Диагностика

При обращении к педиатру определяется соматический статус маленького пациента, а также устанавливаются первопричины задержки в развитии его речи. На основании полученных данных детский врач сможет понять, к какому специалисту нужно направить кроху для прохождения дальнейших диагностических мероприятий.

Неврологом проводится исследование головного мозга на предмет наличия инфекционных заболеваний. В этом случае применяются ЭЭГ, ЭхоЭГ и др. Посещение детского ЛОРа необходимо для того, чтобы исключить наличие хронического отита, образование аденоидов или развитие тугоухости.

Консультация у логопеда проводится после того, как были собраны все результаты предыдущих обследований. На их основании врач сможет составить полную картину заболевания и предпринять необходимые меры.

У малышей 4-10 месяцев проводится тщательное наблюдение за формированием речевой активности в привычной для него среде проживания. Специалист тщательно фиксирует период появления новых слов, манеру их произношения, их объединение в словосочетания или полноценные предложения.

Помощь психиатра необходима для того, чтобы исключить наличие у крохи аутизма, олигофрении или общего речевого недоразвития любой степени тяжести.

Лечение

Методы коррекции патологического состояния зависят от того, что послужило причиной его возникновения. Так, если с ребенком, которому исполнилось 8-10 месяцев, никто не занимается, то чтобы его разговорить, родители должны создать ему благоприятные условия для развития речевой моторики.

Если нарушение речи произошло вследствие мозговых повреждений, маленькому пациенту показано лечение у невролога параллельно с социально-педагогической работой логопеда.

Такая терапия включает в себя:

  • прием ноотропов;
  • сеансы массажа;
  • магнитотерапию;
  • электрическую рефлексотерапию.

Вместе с медицинскими манипуляциями родители должны постоянно заниматься ребенком, играть с ним в активные, подвижные игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев.

Занятия рисованием, обучение аппликации и некоторым видам рукоделия хорошо помогает развивать внимание и фантазию крохи. Такой деятельностью можно заниматься с ребенком, которому исполнился один годик.

Возможно, поначалу привлечь внимание ребенка к новым видам деятельности будет трудно, но со временем к этому привыкнет и он, и родители.

Последствия

Последствия заболевания могут проявиться при помощи:

  • сильного отставания ребенка от сверстников в психическом и физическом развитии;
  • ухудшения ситуации с годами (например, если в период гуления ребенок никак не проявляет себя, то в 1 год и 10 месяцев, вместо того чтобы произносить полноценные слова, кроха будет молчать и все больше замыкаться в себе);
  • возникновения серьезных трудностей при обучении в школе.

Иногда родителям могут порекомендовать перевести ребенка в специализированное учебное заведение. Нередко это помогает уберечь «особенных» детей от насмешек и издевательств со стороны других школьников.

Профилактика

Чтобы развитие речи у малыша происходило без задержек, его родители должны заняться этим вопросом сразу после его появления на свет. Разговаривайте с крохой как можно больше, рассказывайте ему обо всем, что его окружает. Когда ребенок подрастет, интересуйтесь его проблемами, старайтесь его разговорить, не позволяйте ему замыкаться в себе.

Профилактика ЗРР у детей подразумевает также обеспечение оптимальных условий проживания для будущей мамы. Душевный покой, комфорт, отсутствие эмоциональных потрясений и стрессов являются крайне важными для нормального внутриутробного развития плода.

При возникновении гестоза беременных не следует принимать меры самостоятельно – необходимо обратиться к гинекологу за дальнейшими инструкциями.

Следствием такого патологического состояния может стать гипоксия плода, которая довольно часто становится причиной ЗРР у маленьких детей.

о задержке речевого развития у детей

Источник: https://moirody.ru/rebenok/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detej.html

 

Задержка развития речи у детей | Советы доктора

Когда ребёнок начинает говорить позже, чем в  норме, это называется задержкой речевого развития (ЗРР).  Появление речи может быть обусловлено  психоэмоциональными факторами, нарушением слуха,  аутизмом,  задержкой психического развития, в связи с  наличием детского церебрального паралича,  поражений мозга, возникших в неонатальный период, билингвизма, или  позднего созревания ребёнка.

Речь это двигательный акт, который направлен на  реализацию вербальных реакций при помощи артикуляционного аппарата.  Язык же это  символьная система  отношений нескольких индивидов друг с другом.

Обычно человек мыслит символами, а не  английским, русским, немецким или другими языками. Чтобы  эта символьная реакция была реализована в язык проходят  сложнейшие процессы в головном мозге.

Полноценная речь возможна тогда, когда есть:

  • Зрение. Малыш с самых первых дней должен видеть, как говорят его родители. Затем он будет повторять эти движения;
  • Слух. Ребёнок будет говорить только в том случае, если он слышит собственный голос;
  • Зрелая центральная нервная система и  достаточно развитые сенсорные  и моторные проводящие пути;
  • Анатомически здоровая мускулатура дыхательной  системы, лица, языка, неба;
  • Правильная анатомия челюстно-лицевой области.

Первоначально  проблемы с нарушением речи выявляются в первичном  медицинском звене – на приёме у педиатра. Если такая проблема присутствует у ребёнка, она может негативно сказаться и  на его общем психическом, эмоциональном и социальном развитии.

Симптомы психической патологии проявляются:

  • Нарушением  формирования двигательных реакций;
  •  Изменением тонуса мускулатуры;
  • Отсутствием фиксации взора и т.д.;

Наиболее благоприятны перспективы лечения, если эти изменения выявлены в ранние сроки.

Развитие речевых навыков: этапы

Внимательный взгляд и попытки  повторить артикуляцию взрослого  у ребёнка уже можно уловить на  1-2 неделе жизни.  В 1,5 месяца начинается первое гуление, которое вначале состоит только из гласных, а  спустя 1-2 месяца к ним присоединяются и согласные звуки.

  К 4 месяцам  можно услышать  гуление  в виде  звучания свирели. Лепет у ребёнка начинается к 7-8 месяцам, а также  возникает произношение отдельных слогов. К концу этого этапа появляется модулированный лепет, то есть лепет с  подключением определённых интонаций.

  По мере развития ещё через 1,5 месяца  ребёнок начинает говорить  короткие слова ма-ма, па-па, ба-ба. После года малыш  сопоставляет данные слова по смыслу с конкретными людьми.  К  13-15 месяцам в словарном запасе ребёнка уже есть несколько слов.

 К полутора годам   можно различить звукоподражание различных окружающих звуков. Попытки  произнести  маленькие односложные фразы  возникают к  20 месяцам. К двум годам малыш уже может начать задавать вопросы, такие как «что это?».

Третий год  жизни ознаменовывается  появлением слов, употребляемых в различных падежах, а также  используются  придаточные предложения. Длинные фразы и короткие монологи будут появляться  уже к 4-5 годам.

Речевое развитие детей раннего возраста в дальнейшем зависит от культурного и социального статуса семьи и занятий с ребёнком различными развивающими играми.

У мальчиков ЗРР встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. В общей популяции детей цифры колеблются от 3 до 10%.

Причины ЗРР

Кратко причины были описаны ранее, однако остановимся на них более подробно:

  1. Задержка психического развития. Эта причина является наиболее часто встречающейся.  Более половины случаев  нарушения речи приходится на неё.  Чем тяжелее психическое расстройство, тем сильнее выражены нарушения речевого развития. Прогноз  неблагоприятен тогда, когда существуют тяжёлые  нарушения психики. При  этом  нарушения психики возникают вследствие генетической предрасположенности, внутриутробной инфекции, гипоксии плода из-за плацентарной недостаточности, ядерной  желтухи, менингитов и энцефалитов новорожденных;
  2. Незрелость ребёнка. Данная причина действует  при многоплодной беременности, у маловесных и недоношенных, у пациентов с пороками сердца и  оперативных вмешательствах в неонатальном периоде. Недоразвитие речи  по данной причине возникает чаще у мальчиков. Если у ребёнка нет органической патологии головного мозга, речь  подтягивается к норме  к 5-7 годам;
  3. Аутизм. Это заболевание представляет собой нарушение психоречевого развития. Мальчики страдают чаще девочек в 3-4 раза. Аутизм проявляется скудностью эмоций, снижением или невозможностью визуального контакта,  ритуальными действиями, стереотипными движениями, отсутствием контакта с окружающими. Речь односложная, скудная, бесцветная, девиантная;
  4. Элективный мутизм. Эта патология проявляется нежеланием ребёнка говорить, хотя  никаких органических структурных поврежденийре аппарата на разных уровнях нет. Этим чаще страдают девочки. Возникает электический мутизм в связи с некоей генетической аномалией развития. Разговор у детей присутствует во время игры, иногда они говорят с родителями и друзьями, но никогда не общаются в школе и с чужими;
  5. Детский церебральный паралич (ДЦП). Здесь присутствуют и психические и моторные нарушения, что способствует недоразвитию речи;
  6. Глухота. При наличии глухоты или тугоухости ребёнок дезадаптирован и социально и психологически. При этом развивается нарушение речи, психики, интеллекта и личности. Порой обнаружить снижение слуха удаётся только к 2-3 годам. Маленькие дети не могут фиксировать и отмечать это состояние самостоятельно. Для этого в сроки планового осмотра детей врач должен интересоваться нет ли подозрений со стороны родителей на снижение слуха у их ребёнка, достаточна ли реакция ребёнка  на обращение, достаточно ли он понимает  направленную к нему речь. При развитии тугоухости ребёнок может  плохо себя вести, не слушаться в школе и плохо социально адаптироваться. Из акторов высокого риска  по развитию тугоухости можно выделить глухоту и тугоухость в анамнезе семьи, аномалии шеи и головы, брак кровных родственников,  асфиксия в родах, маловесный к сроку гестации, фетальный алкогольный синдром, врождённые инфекции, бактериальный менингит;
  7. Билингвизм. Замедление речи у ребёнка может быть при   наличии в семье нескольких разговорных языков. К 5 годам  ребёнок всё же  усваивает все языки и  развивается   без задержки;
  8. Психосоциальная депривация. Недостаточное питание, плохое материальное положение вплоть до нищеты, редкие контакты с родителями, неправильная лингвистическая стимуляция – все эти моменты будут приводить к ЗРР.

Как должен поступать педиатр в случае ЗРР?

Если  есть подозрения в  задержке речи, необходимо сначала выяснить особенности семейного анамнеза, течение беременности и родов. Обязательно нужно исключить  генетические синдромы, диморфизм и хромосомные заболевания. Назначаются консультации ЛОР-врача, генетика, невролога и психолога.

Лечение ЗРР

Задержка речевого развития у детей лечится комплексно несколькими специалистами после предварительного обследования. Психотерапевт обязательно должен  лечить ребёнка с элективным мутизмом. Лекарственная терапия назначается с учётом  основного заболевания.

Однако существуют лекарственные вещества, которые оказывают неспецифический эффект общего действия.

К подобным препаратам относится  церебролизин. Полипептиды, входящие в состав лекарственного средства оказывают нейротрофическое и нейропротективное  действие. Применяется  церебролизин успешно уже с 1973 года в лечении  атеросклеротических изменений сосудов головного мозга.

После чего  был доказан  терапевтический эффект в отношении  улучшения когнитивных функций при инсультах. У детей церебролизин корректирует нарушения внимания, речевых и   познавательных функций. При этом клинические испытания показали, что препарат безопасен в использовании.

Также церебролизин имеет чёткие показания при травматическом повреждении головного мозга, при задержке психического развития, гиперактивности, у детей с дефицитом внимания,  при болезни Альцгеймера, в  терапии эндогенной депрессии, цереброваскулярной недостаточности.

ЗРР и ЗПМР   часто  существуют параллельно. Выжидательная тактика при  наличии данных расстройств только приведёт к ухудшению состояния ребёнка и потере драгоценного времени.

Ребёнка необходимо  обследовать, выявить причину и адекватно лечить.

При этом и родители и воспитателя детских садов и школ должны принимать  непосредственное участие в улучшении адаптации  данного ребёнка к социальным условиям жизни.

  • Анастасия
  • Распечатать

Источник: https://sovdok.ru/?p=2994

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мамин советник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: