Как заставить ребенка читать

Содержание

Как ребенка заставить читать. Как научить. Современный медицинский портал

Как заставить ребенка читать

Как убедить своего малыша, что читать необходимо? Следует ли тратить время на разговоры или следует ребёнка просто заставить читать? Что делать родителям, у которых опускаются от отчаяния руки? Попробуем порассуждать на эти темы. Мы подготовили перечень самых важных рекомендаций, как заставить ребенка читать и стоит ли это делать:

1) Современный мир

Читать книги — это прекрасно. Однако не следует не забывать, в какое время мы живём. Ещё каких-то десять лет назад информация воспринималась совершено по-другому.

Раньше чтение книг, газет, журналов являлся основным способом получения информации. Сегодня же практически любую информацию мы получаем из Интернета.

Поэтому часто требования родителей относительно чтения не совсем адекватны, поскольку мамы и папы не учитывают современного ритма жизни.

2) Подмена смыслов

Довольно часто в своих ожиданиях мамы и папы слишком эмоциональны. В строгих и докучающих нотациях могут проскакивать выражения: «если ты не будешь читать, то вырастешь неудачником…». Это подмена понятий. Родителям стоит делать правильные акценты «читать — это увлекательно и интересно», на выходе получаем: «читать — это правильно, необходимо».

Если родители в своих воспитательных процессах не поменяют «минус» на «плюс» (недовольство и критику на поощрение), у ребёнка появиться комплекс «не соответствия ожиданиям», а сам факт чтения превратиться в «пунктик», который вызывает напряжение и протест. Тогда уже точно придется постоянно заставлять ребенка читать и ни к чему хорошему это не приведет.

Не нужно думать, как заставить ребенка читать, приказами и наказаниями вы только отпугнете от книг. Важно – правильно направить и поддерживать инициативу самостоятельного чтения.

3) Переутомление

Не секрет, что современные дети подвержены бОльшим умственным нагрузкам, чем предыдущие поколения. Сегодня наблюдается общая тенденция нагнетания обстановки как вокруг чтения, так и вокруг подготовки детей к школе.

Малышей чуть ли не с пелёнок заставляют зубрить букварь и читать по слогам. Из-за этой гонки на опережение, в жизни современного малыша обучение стало занимать слишком много времени, а требования мам и пап постоянно растут.

Родители часто навязывает ребёнку сугубо своё видение мира, наивно полагая, что, если ребёнок умеет читать, к школе он точно готов. Это огромное заблуждение.

Чтобы подготовить малыша к школе, родителям следует уделять больше внимания общему развитию малыша: мелкой моторике, физической подготовке, логике мышления, психологической адаптации к социуму. И тогда умение, и желание читать приложится само по себе.

4) Читающие родители

Для правильного приобщения ребёнка к чтению крайне важна общая домашняя атмосфера. Если малыш видит, что домочадцы проводят свободное время у телевизора, сложно представить, что крохе захочется самостоятельно взять в руки книгу.

Поэтому в этом процессе очень важен личный пример. Во время обучения чтению необходимо изолировать все отвлекающие факторы, исключением разве что может являться негромкая классическая музыка, заранее подобранная специально под сюжет книги.

5) Диафильмы

Хорошим мотиватором для приобщения к чтению послужат диафильмы, которые помогут заинтересовать самого непоседливого читателя.

Сама атмосфера таинственных приготовлений, волшебный луч диапроектора и белый экран настроят ребёнка на что-то волшебное и увлекательное.

Яркие кадры «мультика на стене» более живые и насыщенные, чем рисунки на страницах книг. А небольшие подкрепляющие тексты не вызовут переутомления и скуки.

6) Читаем вместе

Еще одним верным способом является совместное чтение книг перед сном (например 20-30 минут).

На первых порах вы сами читаете ребенку захватывающую литература, но на самом интересном месте останавливаетесь со словами: «Ой, наше время читать вышло. Что будет дальше мы узнаем завтра».

Таким образом у ребенка появляется интерес и интрига к продолжению и самостоятельному прочтению вне положенного времени.

А самое главное – родителям следует быть более терпеливыми и внимательными, и тогда Ваш ребёнок свои первые шаги в огромном литературном мире сделает легко и с удовольствием.

Сергей Василенков для Женского журнала Прелесть

Как заставить ребенка читать?

Сегодня, в век высоких технологий и мультимедиа, очень тяжело привить ребёнку любовь к литературе и чтению. Поэтому многие родители задаются вопросом о том, как же заставить ребенка читать.

Почему дети не хотят читать?

Для того чтобы справиться с данной задачей, необходимо разобраться, почему ребёнок не хочет читать. Все дело в том, что сегодня существует большое количество более интересных занятий, чем просто чтение книг: просмотр телевизора, компьютерные игры, социальные сети. которые отнимают большую часть свободного времени любого ребенка. И тут вся ответственность лежит на взрослых.

Давно доказано, что дети являются копией своих родителей. Именно поэтому в первую очередь, необходимо самостоятельно подавать им пример, увлекаясь чтением и литературой.

Как заставить ребенка читать?

Начинать прививать у ребенка любовь и интерес к литературе лучше всего с малых лет. Благо, сегодня в продаже имеется большое количество детской, яркой, красочной литературы.

Ещё до того, как ребенок подрастет и научится читать самостоятельно, родители должны постоянно читать с ним вместе сказки и рассказы, объясняя и показывая иллюстрации в книгах, тем самым вызывая интерес к чтению.

Когда же ребёнок подрастет, заставить читать его книги самостоятельно будет не так сложно, как казалось бы. Сам процесс чтения у него будет ассоциироваться с теми эмоциями, которые он испытывал в детстве, при чтении вместе со своими родителями.

Как заставить читать подростка?

По мере взросления меняется мировоззрение ребенка, он уже все меньше прислушивается к советам взрослых и не хочет выполнять их приказания. Именно поэтому заставить подростка читать книги, как в детстве, уже не получится. Тут необходим совсем другой подход.

Для начала родители должны наладить контакт со своим ребёнком, узнать о его интересах и переживаниях в данный момент.

Идеальный вариант – если родители постоянно следят за увлечениями сына, и хотя бы частично признают его интересы.

В таком случае, перед тем как заставлять своего подростка читать, можно поговорить с ним по-дружески и попросить 2-3 раза в неделю, летом открывать художественную книгу.

Отличным вариантом, позволяющим справится с данной проблемой, может быть заключение устного «договора». Очень часто, чтобы простимулировать интерес к чтению, взрослые обещают какое-либо вознаграждение.

Как заставить ребенка читать: полезные советы

Темп современной жизни ускоряется, и в этом бешеном ритме не остается времени на самое простое, но такое важное занятие – чтение. Сегодня все сложнее найти читающего по своей воле школьника, читающего с интересом и взахлеб, как его родители когда-то.

Еще несколько десятков лет назад книги были единственным источником информации – люди читали их в поисках развлечения, образования, в поисках нужных данных и даже смысла жизни.

Что же произошло сегодня? Почему дети перестали интересоваться книгами? В данной статье поговорим об этой глобальной проблеме – причинах ее развития и способах решения.

Почему дети перестали читать

Многие взрослые помнят свое детство – как их родители запрещали им читать, ограничивали время, проведенное за книгой, чтобы сохранить здоровье глаз.

Но мы все равно читали – везде и всегда, с фонариком под одеялом, за углом двери, чтобы не увидела мама.

Что же сегодня? Дети не увлекаются чтением, книга для них – это наказание за какой-то проступок. Почему же ситуация в корне изменилась?

В каком возрасте нужно прививать ребенку любовь к чтению? Как правило, интерес к книгам у детей просыпается в 8-10 лет, когда малыш начинает самостоятельно бегло читать, осознавая действие, происходящее на бумажных страницах. Однако прививать любовь к чтению и уважение к книге нужно с детства, не позволяя малышу рвать страницы, рисовать на картинках. Но для чего современным детям нужно чтение?

Польза от чтения книг

Многие современные подростки утверждают, что книги – это прошлый век. Зачем мучиться и читать, когда любую информацию быстро и доступно можно найти в интернете. Однако книга – это не только источник информации, а чтение – не только умение складывать буквы в слова. Книга – это нечто большее.

Если ребенок приучится читать хоты бы несколько страниц в день, он со временем станет лучше излагать свои мысли, научится преподносить информацию грамотно – как устно, так и письменно. Читающие дети гораздо лучше справляются с творческими заданиями в школе и с легкостью пишут сочинения.

Многие люди лучше воспринимают информацию визуально, поэтому чтение – это прекрасный способ выучиться грамотности.

Но важнее всего то, что книга способствует формированию личности, учит нравственности, находит ответы на многие вопросы. Из классики ребенок черпает правильное отношение к жизни, учится отличать добро от зла, уважать старших, защищать младших.

Ребенок понимает, что зло непременно наказывается, что жить нужно по справедливости. Чтение книг – это отличное развлечение, безопасный способ хорошо и с пользой провести время.

Но как донести все это до ребенка? Как пробудить в нем любовь к книге?

Как мотивировать ребенка к чтению

Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать. Не наказывайте его книгой. С самого детства малыш должен понимать, что чтение – это удовольствие, а не наказание. Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать в ответ на какой-то его проступок.

Наоборот, скажите малышу, что сегодня он большой молодец, за то, что помог бабушке и в награду вы прочитаете вместе (или подарите ему) красочную и интересную книгу. Отношение ко многим жизненным позициям закладываются у ребенка с детства.

И как вы отнесетесь к книге, так же и ребенок будет относиться к ней на протяжении своей жизни.

Чтение – очень важный этап в жизни ребенка. Как вы учили малыша держать ложку, ходить на горшок, переодеваться – с той же важностью и терпением нужно привить ребенку любовь к книге и процессу чтения. Однако не будьте столь категоричны #8212; меняется время, меняются и дети.

Так ли важно чтение в современном мире

Недовольство молодежью было во все времена. Всегда проблема отцов и детей была актуальна. Детьми очень часто были недовольны, ведь они менялись и не походили на своих родителей. Современное поколение – не исключение. Нам кажется, что наши дети сидят в компьютерах и ничем полезным не занимаются.

Но течение современной жизни заставляет меняться и смотреть на жизнь по-новому. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался, не заставляйте его обязательно читать бумажные книги. Современные гаджеты позволяют в считанные минуты найти нужную информацию в электронном формате.

Позвольте ребенку читать так, как он этого хочет. Не нужно заставлять свое чадо осиливать Войну и Мир – у него могут быть другие герои и другие книги, не менее интересные, кстати.

А чтобы следить за увлечениями ребенка и не допустить его вседозволенности в сети, нужно идти в ногу со временем и осваивать интернет и компьютеры.

Книга – это возможность поговорить с человеком из прошлого, пережить его жизнь, прочувствовать его мысли. Книга – это настоящий друг, который всегда ждет, никогда не осудит и не обидится за долгое отсутствие. Это погружение в иной мир, который кажется реальностью. Любите и читайте книги, в них много полезного и интересного. А ребенок непременно станет вашим отражением.

: что сделать, чтобы ребенок полюбил чтение

Комментариев пока нет!

Источник: http://www.moyrebenochek.ru/kak-nauchit/kak-rebenka-zastavit-chitat.html

Ребенок не любит читать – как заставить полюбить книгу

Ребенок не любит читать - как заставить полюбить книгу

Как привить ребенку любовь к книге

Проблема “Как заставить ребенка читать” существует с того дня, когда появились первые детские книги. Но чтобы человек стал успешным, умел учиться не только по окончании вуза, был в состоянии перерабатывать большой объем непростой информации, он должен много читать. И любить книги необходимо с детства. Как привить любовь к чтению? Есть способы.

Исследования взаимосвязи чтения и учебной успеваемости показало: если ребенок читает для удовольствия (а не только из страха получить плохую отметку), он в четыре раза лучше успевает по языковым предметам и даже по математике, чем дети, которые не любят читать.

Мы решили помочь родителям, которые понимают, как важно научить ребенка читать не только обязательные учебники. Предлагаем десять способов, которыми вы приведете ребенка к чтению.

Пока ребенок маленький — развивайте устную речь

Когда вы дочитали ребенку сказку или рассказ, попросите его кратко пересказать услышанное. Те части, которые ребенка впечатлили, просите пересказать подробно, с максимальным числом деталей.

Предложите додумать дальнейшее развитие событий. Спросите: “Как ты думаешь, пока Иванушка три дня и три ночи шел по лесу, о чем он думал? Что видел? Как и где он устраивался на ночевку?”.

Таким нехитрым способом вы одновременно и подстегнете развитие речи ребенка, и заставите работать его воображение.

Читайте вслух как можно больше

Чем больше ребенок любит литературу, тем больше времени он будет посвящать чтению. Правда и обратное: чем больше вы будете читать маленькому ребенку, тем сильнее он будет сам тянуться к книгам. Для ребенка естественно хотеть и просить новой информации, особенно от родителей.

Книги — идеальный источник. Любые миры, самые разные жизненные и фантастические истории, примеры возможного и неисполнимого. Наполняйте жизнь ребенка книгами так же, как вы настаиваете на полезной еде, не соглашаясь на компромиссы в виде булочек и пиццы.

И ребенку ничего не останется, кроме как полюбить чтение.

Дайте ребенку доступ к книгам

Ничто так не отвращает от чтения, как ограниченный выбор книг. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, ему должно быть интересно. А для этого нужны книги. Много книг. Удовольствие недешевое, и районная библиотека не всегда может выручить, выдавая книги только на две недели.

Поэтому всегда закладывайте в статью расходов на детей как можно больше книг.

Поначалу картинки так же важны, как и хороший понятный текст, поэтому в первые пять лет жизни ребенка красочные издания с яркими иллюстрациями должны составлять почти всю детско-книжную коллекцию.

Чтение — не только книг

Побудите ребенка читать не только книги.

Меню в кафе, вывески, объявления, афиши, указатели в метро и аэропорту, газетные заголовки, названия книг в книжном магазине, ценники — немалая часть повседневной жизни облачена в текст.

Привыкая везде видеть буквы, учась находить ошибки в словах и строении фраз, смеяться над нелепостями, ребенок учится хорошо относиться к печатной речи.

Привлекайте современные технологии

Если ребенок требует планшет и вы готовы его купить или уже купили, начините его книгами. Конечно, электронная книга с электронными чернилами гораздо безопаснее для глаз.

Но и планшет можно вручать детям на особых условиях. Допустим, двадцать минут в день игр и неограниченно, но не меньше получаса, — чтения.

Только заранее позаботьтесь о том, чтобы в планшете была большая и интересная ребенку библиотека.

Знаете ли вы, что появляется все больше приложений для чтения, которые вы можете настроить индивидуально. Тогда в руки ребенка не попадет текст некачественного или преждевременного содержания.

Отдельно об электронных книгах

Электронные книги помогли многим родителям заинтересовать детей чтением. Некоторым детям сложно читать книги из-за слишком мелкого текста, и их интерес к чтению пропадает.

Другим хочется читать побольше, но не всегда и не всюду можно взять с собой тяжелый сборник сказок. Противникам “электронного” чтения: электронная книга не обязана заменять обычные книги.

Сочетайте оба варианта в зависимости от условий.

Позвольте детям выбирать книги

Любовь к чтению редко рождается вместе с ребенком. Она зависит от родителей, которые предлагают наследникам книги. Но мало просто выдать ребенку книжку. Если у маленького читателя будет возможность выбирать, он станет читать с большей охотой.

Даже если вам не нравится, что дитя отвергает полезные и поучительные сказки Бианки, предпочитая фантастику, — это гораздо лучше, чем категорический отказ от чтения в пользу компьютерных игр и телевизора. Неважно, что именно читает ребенок.

Если он любит определенный вид литературы, но читает его добровольно по два часа в день, поощряйте. Со временем из маленького капризули вырастет отличный читатель.

Помогите ребенку в выборе книг

Пока ребенок не перешел в категорию подростков, пускать выбор книг на самотек, конечно, не надо. Но вмешиваться можно не в выбор литературного жанра, а в подбор книг по возрасту. Предлагать шестилетнему малышу детские сказки поздновато, так же как рано подсовывать ему Жюля Верна.

Никто, кроме вас, не знает, до чего дозрел ваш ребенок, а что ему будет чересчур. Открывайте и изучайте каждую книжку, которую собираетесь дать ребенку. Кое-какие книги начинайте читать вместе, чтобы ребенок не откладывал текст как скучный, потому что в нем много непонятных слов.

Так же вредны для воспитания любви к чтению книжки, из которых малыш давно “вырос”.

Интересуйтесь чтением ребенка

Помочь ребенку выбрать книгу по возрасту и не вмешиваться в выбор жанра — мало. Если ребенок углубился в книгу на три дня, и вы молча радуетесь, что дитя, наконец, читает, скажите это вслух.

Детям важен ваш интерес к любым их занятиям, в том числе к чтению. Проявить интерес просто: спрашивайте.

О чем книга? Кто из героев нравится, кто нет? Почему? Как бы ты поступил в подобной ситуации? Из таких вопросов может вырасти глубокая и теплая беседа. Чтение, подкрепленное вашим интересом, никогда не станет атавизмом.

Подавайте пример

Все перечисленные способы могут не сработать, если вы сами не любите читать. Считать чтение полезным, говорить о важности книг невозможно с позиции исключительно теоретика. Если ребенок видит вас с книгой, если вы рассказываете (хотя бы вскользь) о том, что читаете, вы — пример для подражания.

Радуетесь ли вы возможности купить новую книгу или закачать давно желанный текст в электронную книгу или на планшет? Любите ли вы получать книги в подарок? Дарите ли вы книги, видит ли это ребенок? Надеемся, на все вопросы вы отвечаете “да, разумеется”. В этом случае, даже если ваш ребенок пока не читает, наберитесь терпения. Вокруг современных детей много соблазнов, но правильный родительский пример со временем станет главным. Ваш ребенок полюбит читать.

Расскажите о том, как вы научили своего ребенка читать, с какими фокусами вам пришлось столкнуться, чтобы приучить к чтению?

Источник: http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/psychotherapy/19213.html

Как заставить ребенка читать

Закладки для книг своими руками © etsy.com

TOCHKA.NET и forbeswoman расскажут, стоит ли это делать.

Способы есть, мне рассказывали. Например, забрать у ребенка планшет и не отдавать, пока не прочтет десять страниц, и так ежедневно — в конце концов, привыкнет. Не отпускать на прогулку, пока не выполнил норму по чтению. А можно за каждую прочитанную главу давать по двадцать гривен, или сколько вам не жалко.

  • Нужна ли новорожденному подушка

Но рекомендовать эти чудесные способы я не берусь, поскольку, увы, никогда не пробовала. Потому что мои дети — тут, пожалуйста, бурные аплодисменты и туш, а я раскланяюсь, — так вот, мои дети читают. Добровольно и даже с удовольствием. А я ничего для этого не делаю, только хвастаюсь и горжусь.

Сегодня жизнь устроена так: читающий ребенок — гордость семьи.

Не сомневайтесь, дети об этом знают и, если что, прекрасно манипулируют родителями с помощью книги: не у каждой матери хватит духу оторвать ребенка от сакрального занятия, чтобы, к примеру, помыл посуду, или выключить свет в спальне.

Кстати, если что, под книгой замечательно прячется тот же планшет, а во время сеанса обязательного чтения про себя можно, как признавались по секрету друзья сына, просто водить пальцами по строчкам.

Мое поколение застало совершенно иные времена. Два-три десятка лет назад чтение проходило по разряду удовольствия, то и дело запретного: не читай за столом, в постели, в транспорте, пока не сделал уроки, пока не убрано в комнате и так далее.

Считалось, будто от чтения у ребенка портятся глаза; у нынешних детей, как ни странно, зрение падает от часов напролет за монитором, а книжку им, наоборот, подсовывают, чтобы глаза отдохнули.

Разумеется, и в моей школе попадались дети, которые с трудом читали по слогам, но в целом читающий ребенок считался тогда скорее нормой, чем исключением.

И теперь многие сравнивают: «Как же так?! У меня родители отбирали книгу чуть ли не силой, а ребенку неинтересно и лень даже ее открыть? Что я делаю не так? Что надо делать?!»

Во-первых, сравнение вопиюще некорректно. Информационное пространство структурировано сегодня совершенно иначе, чем поколение назад.

Посмотрите на себя: а часто ли вы сами держите в руках книгу или электронную читалку, а не гаджет, на котором открыта френд-лента или интернет-портал? Случалось ли ребенку безуспешно звать вас к началу телешоу, новостей или сериала и слышать в ответ: подожди, сейчас, дочитаю до главы… Если ответ — только честно! — отрицательный, вряд ли вы имеете моральное право требовать с чада десять страниц перед доступом к мультикам или в онлайн-игру.

Во-вторых, нет ни малейших оснований сакрализировать книгу как объект, в то время как она — только носитель информации, а ведь как информация, так и носитель может быть любым. Многие родители умиляются, если удалось подсадить дочку на серию розовеньких книжек для девочек, а сына — на суровую новеллизацию компьютерной стрелялки.

Увы, большинство «проектных» книг являются частью индустрии развлечений и не имеют отношения к литературе: по воздействию на личность они совершенно равнозначны играм или попсовым сериалам.

В то время как из серфинга в Интернете любознательный ребенок может извлечь никак не меньше полезной информации, чем его сверстник в предыдущем поколении черпал из томов детской энциклопедии.

В-третьих, современный человек имеет дело с информацией в самых разных формах. С дробной и потоковой, вербально-аудиовизуальной, гипертекстовой, интерактивной… И наши дети часто куда более продвинуты в этом отношении, чем мы сами.

Так не предлагаем ли мы им, настойчиво подсовывая книгу, откатываться назад, к предыдущему этапу развития человека и общества? Просто потому, что нам так привычнее и понятнее, что вид ребенка с книжкой в руках греет наше эго, соответствуя привычным стереотипам?

Думаю, нет. Все-таки книга — это не только информация и не только релакс.

Хорошая книга — всегда со-творчество, возможность трансформировать буквы в целый мир, объемность и живость которого зависит от читателя не меньше, чем от автора.

Творческое мышление читателя — феномен, не имеющий шансов возникнуть в отрыве от литературного текста. Ради этого, а вовсе не для семейной гордости за читающего ребенка, стоит… заставлять детей читать?

  • Как научиться планировать свое время: делу — время, потехе — час

Ну, я, например, то и дело запрещаю. Бестрепетно отбираю у дочки книгу, пока не готова математика, а ближе к полуночи недрогнувшей рукой выключаю в комнате сына свет.

Разве что если очень попросит дать дочитать до главы.

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского портала TOCHKA.NET

 — все для женщин.

Forbes Woman © Forbes Woman

Источник: http://lady.tochka.net/50351-kak-zastavit-rebenka-chitat/

Как развить любовь к чтению у ребёнка

Как развить любовь к чтению у ребёнка

О важности чтения для детей знает каждая мама. Об этом постоянно напоминают воспитатели и учителя, да и сами родители понимают, что развитие внутреннего мира человека невозможно без хороших навыков чтения и уважительного отношения к книге.

Более того, любовь к чтению развивает усидчивость, внимание, воображение и открывает огромные возможности для дальнейшего обучения. Как же заставить своего ребёнка читать книги? Эта задача кажется трудной, но, правильно взявшись за дело, можно привить детям культуру чтения и вкус к хорошей литературе. 

:

Вы наверняка замечали, что малыши и подростки, которых не нужно заставлять читать, выросли в семьях с большими библиотеками, у родителей, которые и сами любят литературу. Действительно, вкус к чтению появляется как бы по наследству, но это не значит, что у начитанных ребят какие-то особые «литературные гены».

Просто младшие копируют отношение старших, подражают им в выборе вариантов досуга и незаметно для себя проникаются любовью к книге — интересной и полезной, старой и новой, взятой со своей книжной полки или у друга.

Вы можете найти подход к чаду, если сами будете подавать ему пример. В вашей семье пренебрежительно относятся к книгам? Тогда нечего ждать от детей тяги к учебникам — заставлять подростка читать больше не получится, если он видит в этом неискренность и двойные стандарты.

От вас и только от вас зависит, разглядит ли он бескрайние перспективы хорошей привычки к чтению или забросит книжку в угол, едва открыв первую страницу. 

15 идей как создать традицию чтения книг в семье:

  • В доме должна быть большая книжная полка;
  • Заведите привычку немного читать детям на ночь вслух;
  • Читайте и обсуждайте прочитанное между собой;
  • «Любимый писатель» или «любимая книжка» должно быть обязательной темой разговора в семье, с друзьями и новыми знакомыми;
  • Дарите младшим красочные книжки-домики, старшим — энциклопедии, справочники, ваши любимые произведения с дарственной подписью;
  • Научите подростка выписывать важные и интересные цитаты из книг в специальную тетрадь, собирать вырезки из журналов и газет;
  • Обустройте места для чтения в доме с удобным сиденьем и хорошим освещением;
  • Все вместе освойте починку книжек и изготовление забавных закладок своими руками;
  • Учите их бережному обращению с книжкой;
  • Совершайте иногда походы в большие книжные магазины;
  • Запишитесь все вместе в библиотеку;
  • Поощряйте обмен книжками между друзьями детей, расскажите им о движении буккроссинга;
  • Посещайте с ними иногда книжные выставки, побывайте хотя бы на одной встрече с писателем;
  • Поведите семью на музейную выставку, посвящённую книгопечатанию и литературе вашего края;
  • Следите, чтобы у школьника были все необходимые источники программы по литературе. 

Вы полностью осознаёте, как важно научить детей любить книги, но с ужасом замечаете, что сами не прочли ни страницы с прошлого лета? Срочно исправляем ситуацию, пока ваши малыши не заметили и не заподозрили, что мама навязывает им то, чего сама не делает.

Во-первых, начинайте читать своим детям, если вы ещё не делали этого, и продолжайте, если уже давно не садились с ними за книжку.

Во-вторых, погуглите для себя рейтинги современной литературы — найдите, например, 10 лучших книг для женщин, и приступайте к той, название которой вас заинтриговало.

В-третьих, получите новые знания и мотивацию из книг о вашем хобби, касающихся работы или самосовершенствования. Не только перипетии героини романа могут захватить ваше внимание — сейчас очень много по-настоящему классной литературы для развития, почерпните новую информацию и заодно верните себе полезную привычку. 

Летнее время не должно отличаться от остальных месяцев года в плане соблюдения принципов. Семейные традиции чтения нужно соблюдать круглый год, иначе они не приживутся. Но как организовать летнюю программу школьной литературы на будущий учебный год?

Дайте своему школьнику поблажку: если с сентября по май он вынужден изучать литературу по порядку, установленному учителем, то, получив список произведений на лето, пускай читает те книжки, которые ему интереснее всего — по названию, тематике или даже по красоте обложки. Главное, чтобы список всё-таки продвигался — ненавязчиво контролируйте ситуацию.

Младшие школьники должны оттачивать технику чтения, несмотря на короткий список рекомендованной литературы или даже его отсутствие. В 1-4 классах цель летнего чтения — не утратить навыков и скорости, поддерживать концентрацию внимания и продолжать вырабатывать привычку. Помогут книжки с картинками, приключениями и живыми диалогами.

Заинтересуйте малыша классикой детской литературы. Это действительно книги, от которых невозможно оторваться — дайте ему возможность погрузиться в мир фантастических историй и волшебных приключений.

Обязательные басни и повести по школьной программе не покажутся неподъёмным бременем на фоне историй о Мумми-троллях, Пеппи Длинныйчулок и Томе Сойере. Поощряйте игры по мотивам книг, шейте костюмы героев, устраивайте викторины и обсуждайте прочитанное с интересом.

Как заставить читать ребёнка, который испытывает с этим особые трудности? Пойдите на хитрость и завлеките его в мир литературы с помощью аудиоспектаклей. Полюбившиеся герои, в конце концов, заманят малыша на страницы своих книг, а вам останется лишь вовремя пополнять детскую библиотечку новыми экземплярами. 

Школьник, пришедший к маме с вопросом, как ему заставить себя читать, уже подаёт сигнал — начальное время упущено, процесс не увлёк его, а в школьных заданиях он видит тяжёлую повинность, не испытывая жажды к знаниям.

Поспешите исправить ситуацию, придите на помощь, покажите на своём примере, как заставить себя читать книги:

  • Выберите 10 книг, которые должны быть прочитаны к определённой дате;
  • На стене детской комнаты или гостиной повесьте красочный график, сделанный от руки вместе с детьми, на котором отмечайте прочитанные главы из разных книг;
  • Устройте соревнование между детьми с вашим участием, подключите к игре бабушку или дедушку;
  • Пусть дети читают столько книг одновременно, сколько хотят, но не выбиваются из определённого графика;
  • В конце соревнования (в котором победителями будут все, кто прочитал книжку) ожидает награда — поход в цирк, лунапарк или на пикник. 

Как заставить читать подростка? Позвольте ему получать взрослую информацию обо всём, что его живо интересует (естественно, назначьте пределы). Девочкам предложите женские издания, содержание которых вы просмотрели и одобрили, мальчикам — журналы о спорте, компьютерах, охоте, рыбалке или поделках.

Покажите, что чем бы ни был детский интерес, они всегда могут найти море информации в печатных изданиях.

Читайте вместе газеты, интересные журналы (всё это, конечно, придётся выписывать или брать в библиотеке). Никогда не используйте чтение как наказание — негатив быстро перейдёт на само занятие и преодолеть его будет очень непросто и вам, и учителям.

Уважайте детское время для чтения, не беспокойте сына или дочь просьбами по хозяйству в тот час, когда он или она усядутся с книжкой. Но и не отнимайте у них солнечные деньки — туманный день или зимний вечер не подходят для лазанья по деревьям и игр во дворе, вот тогда и предложите альтернативу телевизору или телефонной болтовне.

Хороший писатель — гораздо более интересный собеседник, что в итоге поймут и оценят дети любого возраста, стоит только подобрать им литературу по интересу.

Источник: http://mjusli.ru/ja_mama/vospitanie_rebenka/kak-razvit-lyubov-k-chteniyu-u-rebyonka

Как заставить ребенка читать?

17 Марта 2013

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад.

Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета.

Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

«Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше.

Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным.

И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо —это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация.

Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной.

Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка.

Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно —это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают.

И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса — признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации.

Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку».

Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать.

Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности.

Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению.

Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному.

От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа — комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет — это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально.

Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками.

А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет — совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

В комиксах ничего плохого нет. С одной стороны, это модно и принято среди сверстников, с другой, — это просто: крупный текст, красочные картинки, не нужно прилагать усилий.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки — в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. Почему это так? Ответ должны найти родители.

Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении — 100%. Чтение — это такой же процесс, что и речь, только более сложный.

Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется.

То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу — положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно.

Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации — способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде.

От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться.

Чтение — это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

Но категорически отметать все: компьютер, интернет, телевизор нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок».

Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы.

Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг —это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием.

Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка.

Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать.

Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению.

Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова.

Дарья Рощеня

Источник: Фома.ру

Источник: http://hram29.ru/stengazeta/detail.php?ID=6804

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.