Для чего и как проводят закаливание детей в детском саду?

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

Для чего и как проводят закаливание детей в детском саду?

Честь и хвала тому детскому саду, в котором уделяется достаточное внимание физическому развитию детей, в частности — закаливанию.

Привыкание детского организма к пониженным температурам, его адаптация к менее комфортным условиям сказывается и на иммунитете ребёнка, укрепляя его, и на здоровье.

Если регулярно проводить закаливание детей, они станут гораздо реже болеть, а в будущем им не грозит букет хронических заболеваний, популярный среди школьников в наши дни.

Проводить в жизнь методику закаливания в детском саду должен весь дружный коллектив дошкольного учреждения: и руководство, и медсестра, и воспитатели, да и родители не должны этому противиться. Ничего сложного эта методика собой не представляет. Главное — придерживаться основных принципов закаливания:

  • постепенность: нельзя на ребёнка сразу и неожиданно выливать ушат холодной воды, только медленное привыкание обеспечит успех занятий по закаливанию в садике;
  • систематичность: только регулярные занятия будут способствовать укреплению организма: каждый перерыв будет подрывать всю ту работу, которая велась по закаливанию раньше;
  • учет индивидуальных особенностей, в том числе и заболеваний ребенка: перед началом проведения курса закаливания нужен тщательный анализ всех заболеваний, перенесённых ребёнком, и его наследственности, чтобы знать, как маленький организм отреагирует на такие новшества.

Дружный тандем родителей и воспитателей в этом вопросе просто необходим. Закаливание в детском саду должно быть подхвачено и продолжено дома (читайте подробнее про закаливание детей в домашних условиях).

Чтобы не был нарушен принцип систематичности, родители должны контролировать закаливание своего ребёнка на выходных, когда малыш находится не в саду, а дома. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, чтобы заинтересовать малыша своим личным примером, закаляясь вместе с ним.

К основным процедурам закаливания относят воду, свежий воздух и солнце.

Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в детских садах используются:

Предельно осторожно нужно подвергать водным процедурам детей с тяжёлыми заболеваниями сердца, болезнями почек, недавно перенёсших воспаление легких или плеврит.

Свежий воздух должен постоянно окружать ребёнка, даже если он находится внутри помещения. Живительный кислород проникает сквозь кожу и в дыхательные пути. Из воздушных процедур в детских садах проводятся следующие меры по закаливанию:

  • сон на открытом воздухе;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • воздушные ванны.

Помещения, в которых находятся дети, должны быть хорошо проветриваемыми, и это тоже входит в программу закаливания.

Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту (это еще один способ для тех, кто не знает, как улучшить аппетит), регулируют теплообмен.

Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам необходимо подходить ответственно и осторожно. Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется проводить в движении.

Однако игры эти должны быть спокойного характера. Солнечные ванны детям нужно принимать:

  • утром (с 8 часов и до 9 часов);
  • после обеденного сна (с 15 часов и до 16 часов).

Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не было солнечных перегревов.

Процесс закаливания детей в детском саду потребует от воспитателей и медсестры немалых усилий, но они будут 100%-но оправданы. Мало того, что существенно уменьшится заболеваемость среди посетителей сада, у детей будет хороший сон, отличный аппетит и радостное настроение. Всего этого не смогут не заметить и благодарные родители.

Ну не знаю, мое закаливание именно по методике как на фото 1 и проводилось. Вся группа жива, никто не болел. Сейчас уже, 20 с лишним лет спустя, понимаю все +, никаких болячек, ангина, орз, орви, грипп — вообще не знакомы.

кошмар какой. я бы не за что не разрешила закалять своего ребенка так как на 1 фото.

( с ведрами воды на снегу) =-O у меня было проще , на даче летом ставили ванну с водой на солнце и малыш купался потом, в горячей бане обливала прохладной водой, ходили семьей в походы в лес, пили воду из родников, дома бегал босым по полу и чаще проветривали помещение где спал наш кроха. достаточно было для закаливания =)

Источник: http://ymp3.ru/moj-rebenok/zakalivanie-detej-v-detskom-sadu-metody-i-rekomendacii

Закаливание детей в детском саду

Закаливание детей в детском саду

В советские времена к закаливанию детей подходили очень серьезно. И следует сказать, что тогда дети сами по себе были еще не столь ослаблены и больны, как сегодня.

И пусть прошло не так уж и много времени, но поменялось буквально все: генетика, нагрузки, темпы и образ жизни, качество питания и экология, медицинское обслуживание (в частности большое количество подделок медпрепаратов). В общем, современные дети уже с рождения ослаблены и склонны к частым болезням.

Поэтому сегодня им как никогда прежде необходимы общеукрепляющие процедуры, в частности закаливание. И, к сожалению, именно сегодня о нем призабыли во многих детсадах. А ведь очень жаль.

Мы бы рекомендовали вам проводить закаливание детей в домашних условиях с рождения и целенаправленно выбирать такой детский сад, в котором систематически проводятся разнообразные закаливающие процедуры. Причем проводятся грамотно и осознанно, а не с целью «заболеть» детей и уменьшить тем самым нагрузку на себя любимых.

  Процедуры закаливания для детского сада 

Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и времязатратных и интенсивных.

Очень многим из них родители и даже воспитатели не придают особого значения.

Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривания помещения в отсутствии детей и полоскание ротовой полости приносят свои плоды.

Итак, начнем из самого простого и необходимого – микроклимата в помещении группы. Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов.

Важный нюанс: одеяло при этом в холодное время года должно быть достаточно теплым, чтобы под ним поддерживалась температура на уровне 39 градусов.

Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закалки.

Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%. При этом пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей – никаких сквозняков! А вот когда они на прогулке или в спортзале – обязательное сквозное проветривание!

При создании правильного температурного режима рекомендуется дневной сон без маечек, при нарушении его в сторону снижения – под более теплым одеялом и в носочках. После сна – воздушные ванны, умывание холодной водой, полоскание ротовой полости.

К слову, для этого можно использовать как обычную воду, так и специально приготовленный настой: в 1 стакане кипяченой охлажденной воды следует настоять 1 раздавленный зубок чеснока – в течение часа. Особенно хороша такая водичка в период респираторно-вирусных эпидемий, ею можно также закапывать нос.

Еще для старших деток для полоскания можно использовать йодно-солевой раствор (на 1 литр воды 1 столовая ложка соли и 3-4 капли йода) и травяные настои. 

Идем дальше. Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском саду, – растирание мокрым полотенцем и хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами, накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10%-ом солевом растворе), недлительное хождение босиком по полу, воздушные ванны.

Большой популярностью в детских учреждениях пользуется так называемый рижский метод закаливания, когда ребенок в течение нескольких секунд (от 5 до 16) шагает босяком на смоченном в солевом растворе шиповом коврике, затем столько же – на сухой дорожке и в конце обтирает водой лицо, шею и руки.

 

Если в саду есть бассейн – и вовсе отлично. Замечено, что регулярные водные процедуры очень положительно сказываются на детском здоровье и состоянии иммунной системы. Если бассейна нет, применяется обширное умывание: ребенок мочит в воде ладошку и проводит ею по второй руке – от кончиков пальцев до локтя. Так с обеими руками.

Потом снова мочит уже обе ладони сразу и одновременно проводит от затылка к подбородку – по шее и скулам. После вновь смоченной ладошкой проводит по кругу в верхней части груди. Последний штрих – вновь смоченными в воде руками умывает лицо, еще раз ополаскивает руки водой, стряхивает и вытирается насухо.

При таком способе закаливания количество проделывания каждого из описанных движений через некоторые промежутки времени увеличиваются на один. 

Обязательным ежедневным элементом закаливания являются уличные прогулки в любое время года. Их продолжительность устанавливается воспитателем зависимо от погодных условий. 

Важное примечание: дети в группе должны быть одеты в легкой одежде из натуральных тканей. В зимнее время года – теплые носочки и штанишки без колгот. 

  Правила закаливания в детском саду

А теперь коротко о том, как проводить закаливание детей в детском саду – главные правила.

Правило номер один – регулярность. Воспитатели должны осуществлять закалку детей ежедневно, независимо ни от каких обстоятельств (кроме состояния ребенка). Только систематичность мероприятий может обеспечить определенный успех. При этом начать нужно с беседы с родителями – они должны поддерживать эффект и в домашних условиях.

То есть не кутать ребенка дома и не держать его, словно в теплице. Весь комплекс закаляющих мероприятий должен гармонично переходить из сада в дом, и из дома в сад. Если вы раньше не закаляли ребенка, то для начала просто позвольте ему побегать в одних трусиках после утреннего пробуждения или займитесь физкультурой босяком.

 

Второе обязательное правило – интенсивность закаливающих процедур должна возрастать постепенно.

То есть время от времени нужно увеличивать зону воздействия закаливающего фактора, его «агрессивность» (например, более высокая или низкая температура) и время воздействия.

К примеру, температуру воды и воздуха для здоровых детей рекомендуется понижать на 2-3 градуса каждые 2-3 дня. Так же плавно увеличивается количество и разновидность закаляющих факторов.

Естественно, при этом учитывается состояние ребенка и его реакция на раздражители. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым.

Если он пропускал занятия из-за болезни или по другой причине, то следует снизить интенсивность закаливания (если перерыв составлял 10 и более дней – до начального уровня). Ввиду этого воспитателям рекомендуется вести журнал, в котором следует отмечать, кто из детей когда болел и на каком этапе закаливания произошел перерыв.

Для удобства всех детишек можно разделить на 2 группы: первая – это здоровые дети, которые постоянно посещают детсад, и степень нагрузки для них постоянно увеличивается, вторая – дети, только что вернувшиеся с больничного или впервые приступающие к процедурам закаливания. Приступать к закаливанию детей можно, только если они полностью здоровы.

Всегда следует учитывать медицинские показатели и врачебные рекомендации для каждого отдельного ребенка.

В программу закаливания в детском саду должны входить методы, предусматривающие воздействие разных закаляющих факторов: воды, воздуха, температур, солнечных и ультрафиолетовых лучей, механических и прочих раздражителей. 

Воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным.

Но еще раз отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребенка, которому закаливание абсолютно противопоказано.

Могут быть временные перерывы или ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не поздно. 

Специально для malutka.net – Елена Кичак

Источник: http://malutka.net/zakalivanie-detei-v-detskom-sadu

Закаливание детей в детском саду

Закаливание детей в детском саду

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Закаливание детей в детском саду

Не так давно к закаливанию детей подходили очень серьезно. И следует сказать, что тогда дети сами по себе были еще не столь ослаблены и больны, как сегодня.

И пусть прошло не так уж и много времени, но поменялось буквально все: генетика, нагрузки, темпы и образ жизни, качество питания и экология, медицинское обслуживание (в частности большое количество подделок медпрепаратов).

В общем, современные дети уже с рождения ослаблены и склонны к частым болезням. Поэтому сегодня им как никогда прежде необходимы общеукрепляющие процедуры, в частности закаливание. И, к сожалению, именно сегодня о нем призабыли во многих детсадах. А ведь очень жаль.

Мы бы рекомендовали вам проводить закаливание детей в домашних условиях с рождения и целенаправленно выбирать такой детский сад, в котором систематически проводятся разнообразные закаливающие процедуры. Причем проводятся грамотно и осознано.

Процедуры закаливания для детского сада

Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и время затратных и интенсивных. Очень многим из них родители и не придают особого значения. Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривания помещения в отсутствии детей и полоскание ротовой полости приносят свои плоды.

Итак, начнем из самого простого и необходимого – микроклимата в помещении группы. Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов.

Важный нюанс: одеяло при этом в холодное время года должно быть достаточно теплым, чтобы под ним поддерживалась температура на уровне 39 градусов.

Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закалки.

Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%. При этом пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей – никаких сквозняков! А вот когда они на прогулке или в спортзале – обязательное сквозное проветривание!

При создании правильного температурного режима рекомендуется дневной сон без маечек, при нарушении его в сторону снижения – под более теплым одеялом и в носочках. После сна – воздушные ванны, умывание холодной водой, полоскание ротовой полости.

К слову, для этого можно использовать как обычную воду, так и специально приготовленный настой: в 1 стакане кипяченой охлажденной воды следует настоять 1 раздавленный зубок чеснока – в течение часа. Особенно хороша такая водичка в период респираторно-вирусных эпидемий, ею можно также закапывать нос.

Еще для старших деток для полоскания можно использовать йодно-солевой раствор (на 1 литр воды 1 столовая ложка соли и 3-4 капли йода) и травяные настои (эвкалипт).

Идем дальше. Из относительно безобидных закаляющих процедур, применяемых в детском саду, – растирание мокрым полотенцем и хождение по «дорожке здоровья» (коврик с шипами, накрыт влажной салфеткой, смоченной в 10%-ом солевом растворе), недлительное хождение босиком по полу, воздушные ванны.

Большой популярностью в детских учреждениях пользуется так называемый рижский метод закаливания, когда ребенок в течение нескольких секунд (от 5 до 16) шагает босяком на смоченном в солевом растворе шиповом коврике, затем столько же – на сухой дорожке и в конце обтирает водой лицо, шею и руки.

Если в саду есть бассейн – и вовсе отлично. Замечено, что регулярные водные процедуры очень положительно сказываются на детском здоровье и состоянии иммунной системы. Если бассейна нет, применяется обширное умывание: ребенок мочит в воде ладошку и проводит ею по второй руке – от кончиков пальцев до локтя. Так с обеими руками.

Потом снова мочит уже обе ладони сразу и одновременно проводит от затылка к подбородку – по шее и скулам. После вновь смоченной ладошкой проводит по кругу в верхней части груди. Последний штрих – вновь смоченными в воде руками умывает лицо, еще раз ополаскивает руки водой, стряхивает и вытирается насухо.

При таком способе закаливания количество проделывания каждого из описанных движений через некоторые промежутки времени увеличиваются на один.

Обязательным ежедневным элементом закаливания являются уличные прогулки в любое время года. Их продолжительность устанавливается воспитателем зависимо от погодных условий.

Важное примечание: дети в группе должны быть одеты в легкой одежде из натуральных тканей. В зимнее время года – теплые носочки и штанишки без колгот.

Правила закаливания в детском саду

А теперь коротко о том, как проводить закаливание детей в детском саду – главные правила.

Правило номер один – регулярность. Воспитатели должны осуществлять закалку детей ежедневно, независимо ни от каких обстоятельств (кроме состояния ребенка). Только систематичность мероприятий может обеспечить определенный успех.

При этом начать нужно с беседы с родителями – они должны поддерживать эффект и в домашних условиях. То есть не кутать ребенка дома и не держать его, словно в теплице. Весь комплекс закаляющих мероприятий должен гармонично переходить из сада в дом, и из дома в сад.

Если вы раньше не закаляли ребенка, то для начала просто позвольте ему побегать в одних трусиках после утреннего пробуждения или займитесь физкультурой босяком.

Второе обязательное правило – интенсивность закаливающих процедур должна возрастать постепенно.

То есть время от времени нужно увеличивать зону воздействия закаливающего фактора, его «агрессивность» (например, более высокая или низкая температура) и время воздействия.

К примеру, температуру воды и воздуха для здоровых детей рекомендуется понижать на 2-3 градуса каждые 2-3 дня. Так же плавно увеличивается количество и разновидность закаляющих факторов.

Естественно, при этом учитывается состояние ребенка и его реакция на раздражители. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым.

Если он пропускал занятия из-за болезни или по другой причине, то следует снизить интенсивность закаливания (если перерыв составлял 10 и более дней – до начального уровня).

Для удобства всех детишек можно разделить на 2 группы: первая – это здоровые дети, которые постоянно посещают детсад, и степень нагрузки для них постоянно увеличивается, вторая – дети, только что вернувшиеся с больничного или впервые приступающие к процедурам закаливания.

Приступать к закаливанию детей можно, только если они полностью здоровы. Всегда следует учитывать медицинские показатели и врачебные рекомендации для каждого отдельного ребенка.

В программу закаливания в детском саду должны входить методы, предусматривающие воздействие разных закаляющих факторов: воды, воздуха, температур, солнечных и ультрафиолетовых лучей, механических и прочих раздражителей.

Воспитатели и родители должны понимать, что процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным.

Но еще раз отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно. Нет ни единого ребенка, которому закаливание абсолютно противопоказано.

Могут быть временные перерывы или ослабления, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не поздно.

Закаливание

Наш климат (климат районов крайнего севера и приравненных к ним) является неблагоприятным для взрослых и особенно для детей. Это связано со значительными перепадами t , влажности, повышенной радиационной и магнитной активностью.

Исследователи, изучавшие особенности жизнедеятельности ребенка на севере показали, что в этих условиях происходит увеличение энергозатрат организма ребенка. Возрастает потребление кислорода у детей на севере.

К зимнему периоду уменьшается количество гемоглобина, возникает дефицит витаминов.

Детская заболеваемость увеличивается к зимнему и началу весеннего периодов, при этом снижается иммунобиологическая сопротивляемость организма у детей.

Закаливание организма – это целенаправленное увеличение сопротивляемости организма к условиям внешней среды. В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения.

Становится менее восприимчивым не только к резким изменениям t и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням.

Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, отличаются бодростью, высокой работоспособностью.

Некоторые родители фанатически боятся простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, излишне тепло одевают, не открывают форточку, не умывают прохладной водой. Но именно эти дети чаще всего простывают и болеют. Тепличное воспитание делает организм изнеженным, незакаленным, слабым.

Достаточно легкого сквозняка или слабого ветра во время прогулок, и такой ребенок заболевает.

Любая, самая лучшая система закаливания не окажется эффективной, если одновременно для ребенка не будут созданы здоровые условия быта: правильное полноценное питание, достаточный сон, чистота тела, одежды, дома, хорошая психологическая атмосфера в семье.

Нет никакой необходимости излишне обогревать детскую комнату, вырабатывайте у детей привычку к свежему чистому воздуху в квартире, чаще проветривайте.

Умывание, подмывание прохладной водой, купания, даже игры у воды – это тоже закаливание.

Закалить или изнежить ребенка можно также и с помощью одежды.

Универсальный метод закаливания – прогулка.

Закаливание по Рижскому методу (солевые дорожки).

После обеда перед сном дети с 3л. Возраста полощут зев 1% солевым раствором (кроме ясельной группы).

Приготовление солевого раствора.

10гр. Соли на 1л. Воды: на группу 2-3 лет воды и соли соответственно 20,00 – 30,00гр. После сна сразу идут по солевым дорожкам.

Первая дорожка влажная: кусок ткани (фланелевой, махровой и т.д.) длиной 2,5 м. и шириной 30-50 см. смачивается в солевом растворе и накладывается на гофрированную доску.

По этой дорожке дети проходят два раза (туда и обратно) и затем переходят на вторую дорожку, сухую. Сухая дорожка – ткань того же качества (2,5м. * 30-50м.) Посыпается солью, крупным слоем 0,5 – 1 см, соли расходуется на эту дорожку 1 кг.

По этой дорожке проходят три раза, затем ступают на чистую, влажную ткань (байка), вытирают ножки и обуваются.

Инвентарь:

  1. Ведро с маркировкой, 10% солевой раствор, раствор готовится непосредственно перед проведением закаливания. На 10л. Воды 1кг. Соли, на группу достаточно развести 2л. Воды – 200гр. Соли. Вода t 24-26 градусов, при разведении остывает до 22 градусов.

  2. Мерный стакан, если на 1 ведре указан объем 2л., то на мерном стакане маркировка 200гр.

  3. Ведро с сухой солью, Пользоваться в течение недели, старую соль 10% раствора.

Закаливание детского организма и современные методы закаливания детей.

Закаливание организма – увеличивает сопротивляемость заболевания детей, прежде всего инфекционными и простудными болезнями. Хорошо известно, что заболеваемость детей не одинаково в разные сезоны года – она меньше в летнее время, и увеличивается к зимнему и началу весеннего периодов.

Существуют основные принципы закаливания:

1) Закаливание можно начинать, далее проводить только при полном здоровье;

2) Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

3) Занятия должны осуществляться систематически;

4) Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

5) Начинать закаливание можно в любое время года;

6) Возобновление занятий после болезни, можно начинать после разрешения врача.

Для чего – же проводят закаливания в ДДУ?

Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью и высокой работоспособностью.

В нашем д/с проводятся закаливание по Рижскому методу – хождение по ребристой доске, далее по солевой дорожке, (дети топчутся от 30 сек., постепенно увеличиваем до 2 мин.)

Мы хотим внедрить в д/саду, новый метод закаливания – типа «ручеек». Это современный метод закаливания на 1991г. отвечает профессиональным требованиям и был разработан в Ивановском мед.институте.

После дневного сна с детьми проводится небольшая физ-минутка, далее дети подходят к ванне, которая состоит из 4-х разделов;

а) 1-я ванна – это марганцевый раствор и t – воды +40 градусов.

б) 2-я ванна – это солевой раствор и вода t +35 градусов.

в) 3-я ванна – это чистая вода и t +30 градусов.

г) 4-я ванна – это чистая вода и t +25 градусов.

Затем дети выходят на чистый сухой половик.

Вода первой и второй ванны – обладает дезинфицирующим свойством. Хотелось бы отличить положительное в этом методе, что дно покрыто ребристым железом, а оно способствует профилактике плоскостопия. Мы хотим разработать мероприятия по проведению закаливания «ручеек», совершенствовать подходы методических рекомендаций и их использований в д/с.

Этот вид закаливания рекомендуют проводить с 3-х летнего дошкольного возраста, 1) Необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, 2) Эмоциональный настрой ребенка,

3) Совершенство вегетативно-сосудистой системы, т.е. (теплые руки в течение дня), 4) Поведение детей в различные режимные моменты (быстрое засыпание, глубокий сон, хороший аппетит).

Закаливание организма – это формирование и совершенствования функциональных систем, направленных на повышение защитных сил организма, что конечном итоге приводит к снижению простудных заболеваний.

Можно без преувеличений сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

Источник: http://gigabaza.ru/doc/76456.html

Особенности закаливания детей в детском саду

О том, чтобы малыш был здоров, мечтает каждая мама. Но не все взрослые задумываются о важности закаливания, как одного из составляющих здорового образа жизни, ведь чем раньше начать проводить закаливающие мероприятия, тем меньше ребенок будет болеть.

Закаливание детей в детском саду – это общее оздоровление, активизация деятельности иммунной системы, активность, бодрость и масса положительных эмоций, которые также способствуют сохранению здоровья.

Виды закаливания в детском саду

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» – этот популярный в прошлом девиз остается актуальным для оздоровления современных дошкольников. Солнечные и воздушные ванны, разнообразные водные процедуры улучшают общее состояние здоровья детей, укрепляют иммунитет, повышают жизненный тонус.

Воздушное закаливание

Благодаря самому простому и одновременно самому доступному виду закаливания воздухом у детей улучшается деятельность нервной и иммунных систем, нормализуются обменные процессы, сон становится спокойным и крепким, а настроение повышается.

Благоприятное воздействие свежего воздуха дети ощущают на себе во время ежедневной прогулки, при правильно организованном проветривании помещений, при принятии воздушных ванн (местных, к примеру, хождение босиком, и общих, в которых практикуется нахождение на воздухе полностью раздетыми).

Мероприятия воздушного закаливания строго ограничиваются по времени, при этом соблюдается особый температурный режим: ежедневно температура воздуха во время принятия воздушных ванн снижается на один градус.

Прогулки проводятся дважды в день, практически в любую погоду (конечно, существует ограничение времени нахождения дошкольников на улице в ветреный или морозный день).

Водное закаливание

Наиболее щадящим видом водного закаливания является обтирание влажным полотенцем рук, ног, а затем и всего тела ребенка. Еще один эффективный для оздоровления способ – обливание водой.

Начинают его с обливания ног с постепенным снижением температуры.

 Старшим дошкольникам, не имеющим противопоказаний от врача, доступно использование полного обливания прохладной водой (при условии постепенного приучения к процедуре).

Замечательный закаливающий эффект оказывает принятие душа. В этом случае организм ребенка приводится в тонус благодаря массажному действию струй воды.

Хорошо, если в детском саду есть бассейн. Общеизвестно, насколько полезны занятия плаванием: это не только закаливающая процедура, но и улучшение физических навыков (укрепление мышц тела, развитие ловкости, быстроты реакции).

Снижает риск простудных заболеваний и еще один способ водного закаливания – полоскание горла кипяченой водой.

Солнечные ванны

Солнце способствует выработке в организме полезного для роста витамина D, поэтому в летний период необходимо использовать максимум возможностей получить порцию ультрафиолета. Загорать без ограничений не рекомендуется даже взрослым, не говоря уже о детях. Поэтому солнечные ванны, которые ребенок получает в детском саду, строго ограничены по времени.

В холодный период времени на замену солнечным лучам приходит ультрафиолетовое облучение. Эту процедуру проводит только медицинский работник в соответствии с регламентированным СанПИНом временем и дозировкой для каждого дошкольного возраста.

В детских садах существуют и другие виды закаливания, к примеру, обливание водой на улице, хождение босиком по снегу, контрастные ванны. Но для проведения таких процедур требуется, во-первых, наличие обоснованной медиками и педагогами методики, во-вторых – согласие родителей на закаливание детей определенным методом.

Комплексное оздоровление в детском саду и дома

Зачастую родители, обеспокоенные частыми болезнями и ослабленным здоровьем своего малыша, с недоверием относятся к проведению закаливающих мероприятий в детском саду. Но опасаться нечего: работа по закаливанию в детском саду проводится в системе и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Проведение оздоровительных мероприятий, запланированных воспитателем, контролируется медсестрой или врачом. Знают сотрудники ДОУ и о необходимости применения щадящего режима закаливания к часто болеющим детям, поэтому для ребенка, только что переболевшего простудным заболеванием, цикл закаливающих процедур начинается «с нуля».

Для достижения лучшего эффекта от закаливания желательно проводить процедуры не только в ДОУ, но и в домашних условиях.

Мамы и папы, ознакомившись с оздоровительной программой детского сада, могут укреплять здоровье своего ребенка дома.

Важно, чтобы в выходные и во время отпуска закаливающие мероприятия не прекращались, поскольку системность и постепенность – главные принципы результативности закаливания.

Источник: http://www.kinderok.ru/detskij-sad/budni/osobennosti-zakalivaniya-detey-v-detskom-sadu.html

Закаливание в детском саду: методики

Общие правила

Закаливание детей в детсаду должно быть комплексным, систематическим и преследовать одну цель — оздоровить малыша. В каждой возрастной группе применяются свои способы укрепления иммунитета.

Прежде всего, в учреждении проводятся ознакомительные собрания, где родителей знакомят с нововведением и объясняют важность закаливания. Любые действия воспитателей должны проводиться при уведомлении и согласии семьи.

Выбирая традиционные или нетрадиционные методы, необходимо помнить о главной цели закаливания. Это оздоровление организма, поэтому не забывайте о принципе «не навреди».

Перед началом комплекса процедур дети должны пройти обследование у врача. Также необходимо проанализировать индивидуальные особенности каждого ребенка, ведь существуют такие хронические состояния, при которых подобные сеансы противопоказаны.

Дальше необходимо разработать четкую систему проведения закаливающих процедур. Только регулярные занятия в комплексе дают положительный результат. В идеале процедуры должны проходить не только во время пребывания ребенка в садике, но также и дома.

Система закаливания должна разрабатываться таким образом, чтобы молодой организм шаг за шагом привыкал к новым ощущениям и состояниям и двигался к основной цели – крепкому и здоровому организму. Если закаливание было проведено неправильно, после него часто случаются вспышки простудных заболеваний внутри группы.

«Закаливание в детском саду»

Методики

Существует множество методик закаливания детей. Различные традиционные и нетрадиционные системы разрабатывались еще с незапамятных времен педиатрами, учеными, терапевтами, иммунологами и другими специалистами медицинской сферы. Некоторые приемы хорошо прижились на практике, другие же отсеялись. Ниже мы рассмотрим самые популярные методы, применимые в дошкольных учреждениях.

 

Пожалуй, один из самых популярных нетрадиционных методов называется «рижский». Еще давно было замечено, что после прогулок по прохладному песку и воде Балтийского моря дети стали меньше болеть. Со временем данный метод успешно интерпретировали для использования в детских садах. Вам потребуется 3 дорожки из плотной мешковины длиной полтора метра и шириной полметра.

Одну дорожку смачивают 10% солевым раствором комнатной температуры, вторую смачивают просто холодной водой, а третью оставляют сухой. Ребенок должен пройти по ним медленными шаркающими шагами. Сначала необходимо походить по соленой дорожке, затем по смоченной в простой воде, и завершить процедуру нужно на сухом полотне.  

Водная

Водные процедуры считаются одними из самых действенных и распространенных. Их легко проводить в условиях детского коллектива. В детских садах используются обтирания, купания и обливания.

Их можно проводить как в летний, так и в зимний период. Обливания бывают холодными и контрастными. Вода должна быть не ледяной, а средней комнатной температуры.

Также можно делать полоскания рта холодной водой.

Температура и вид водного закаливания зависят от многих факторов. Полосы проживания детей, их возраста и состояния здоровья. Водное закаливание детей в детском саду противопоказано малышам с хроническими заболеваниями сердца, почек, а также после плеврита или воспаления легких. Комплекс водных процедур должны разрабатывать медсестры или приглашенные врачи.

Воздушная

Свежий и прохладный воздух – это один из важнейших факторов для здорового роста ребенка. Детям показаны частые прогулки на улице, воздушные ванны после сна, проветривания. Температура воздуха в помещении должна быть средней — около 18-20°С. Влажность воздуха необходимо поддерживать на уровне не меньше 50%.

Проветривания необходимо делать ежедневно, но ни в коем случае не во время сна детей или когда они просто находятся в комнатах. Лучше всего раскрывать окна, когда малыши идут на прогулку. При этом доступ свежего воздуха должен бить одинаковым в летний и зимний период.

Солнечная

Солнце положительно влияет на детский организм. Оно улучшает общее состояние, поднимает настроение, добавляет аппетит.

Солнечные ванны рекомендуется принимать не статично, а в движении, но игры не должны быть спокойными. Выводя детей на солнце, важно помнить о технике безопасности. Данный метод закаливания показан малышам после 3-х лет.

Выводить детей лучше в период с 8 до 9 часов утра и после обеденного сна с 15 до 16 часов.

«Профилактика иммунитета»

В ролике вы узнаете, какие методики и способы по укреплению иммунитета можно применить в дошкольном учреждении с целью укрепления иммунитета.

Источник: http://LechimDetok.ru/uhod/zakalivanie-detej-v-detskom-sadu-4349.html

Формы закаливания детей в детском саду, упражнения для закаливания в детском саду

Для укрепления иммунитета у детей в детском саду проводятся процедуры закаливания.

  Некоторые родители со скептицизмом относятся к этому, но все же соглашаются подвергать своих малышей таким профилактическим мероприятиям.

Статья проинформирует о том, как это проходит, какие существуют противопоказания и какие проводятся упражнения. Знания помогут даже в домашних условиях закалять малыша.

Правила проведения процедуры

Подобные мероприятия в дошкольном учреждении – это не ново. Процедуры проводились еще в нашем детстве. Они только положительно влияют на здоровье. Сегодня к таким мероприятиям предъявляются высокие требования. Перечислим условия, когда и как можно организовать процедуру закаливания.

  1. Мероприятие должно проходить регулярно. Делая перерыв между процедурами, это только уменьшает сопротивление детского организма к различным заболеваниям.
  2. Закаливание в ДОУ проходит постепенно. Температура в помещении понемногу уменьшается. Если делать это регулярно, то ребенок не будет чувствовать разницу.
  3. Сеанс закаливания для каждого воспитанника сада должен проходить индивидуально. Это объясняется тем, что иммунитет у деток бывает разный.
  4. Дошкольникам обязательно нужно наглядно демонстрировать, как закаляться. Для них примером может стать сам воспитатель, который будет заниматься и привыкать к прохладной температуре совместно с малышами.
  5. Ребятам можно проходить терапию холодом только в том случае, если это разрешил врач.
  6. В помещении температура воздуха должна быть не более +190С.

Формы мероприятия в ДОУ

Педиатры рекомендуют начать проводить закаливание в детском саду на раннем этапе развития. Как будет совершаться – выбирает сам родитель. Исходя из этого, следует подбирать дошкольное учреждение, где проводится терапия по конкретной методике.

На сегодняшний день есть несколько способов, как приучить малышей и оздоравливать их. Чаще всего применяются следующие формы и методики:

  • закаливание солнцем – осуществляется на контрасте температур. В такие моменты воспитанники ДОУ  принимают солнечные ванны, а затем отдыхают в тени;
  • терапия воздухом – самая распространённая форма проведения процедуры. Воспитатели проводят следующие мероприятия: отправляются с детьми на прогулку в независимости от погодных условий, времени года. Кроме того, проводятся воздушные ванны, хождение босиком в помещении, сон на улице;
  • операция с водой – еще один эффективный вариант. Воспитатель формирует у детей привычку проводить обливания водой, умывания, влажные обтирания и частое полоскание горла.

Эффективные упражнения

Процедура закаливания в детских садах должна проходить ненавязчиво, чтобы малыш не боялся ее. Нужно проводить различные упражнения. Порекомендуем несколько эффективных:

  • операция «Льдинка» проходит в виде массажа. Делается она перед тихим часом. Снег или кусочки льда кладутся в пакет или тряпочку, затем круговыми движениями проводятся по ступне ребенка. На первых этапах нужно сделать 3 круга, а потом можно постепенно увеличивать до 10. После воздействия льдом, ножка малыша накрывается одеялом, и воспитанник старается уснуть;
  • после сна рекомендовано проводить процедуры, основанные на перепадах температуры. Как только детки проснулись, они должны снять пижамы и остаться в трусиках, майках и переместиться в теплый спортивный зал. Там потребуется выполнить несколько простых упражнения для разогрева мышц. Затем перевести дошкольников в холодный музыкальный зал и предложить им двигаться под музыку. Только после этого, они возвращаются в группу, умываются, растирают полотенцем руки до плеч, одеваются.

Противопоказания в ДОУ

Несмотря на все достоинства таких мероприятий, некоторым деткам не рекомендуется принимать участие в них. Перечислим, когда противопоказано закаливание детей в детском саду:

  • если после выздоровления не прошло больше 5 дней;
  • если малышу сделали профилактическую прививку, и не прошло 5 суток с этого момента;
  • если в ДОУ проходит карантин;
  • если не прошло 2 недель, как ребенок пережил обострение хронического заболевания;
  • если у воспитанника есть страх перед терапией холодом.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно – рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Как проходит закаливание в детском саду?

Закаливание воспитанников в детском саду – обязательная процедура. Существуют правила и упражнения закаливания детей в детском саду.

2016-12-02T01:11:40+03:00

Подготовительная группа детского садаВ основном в этой возрастной группе продолжается применение сюжетно-ролевых игр в обучении деток дошкольного возраста. В подготовительной группе детского сада применяются интегрированные (комплексные) занятия, о которых пойдет речь чуть позже и проходит непосредственное развитие необходимых навыков у детей данного возрастного периода.Почему так часто болеют дети, начинающие ходить в детский сад?Три дня в детском саду, – три недели на больничном. Эта типичная статистика детей, только что начавших посещать детский сад. у каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими…Новые впечатления, новые эмоции, приключения – все это ожидает ребенка в детском саду. Кардинальная перемена обстановки и уклада жизни может вызвать различную реакцию. Как справиться и помочь ребенку – практические советы.
Электронная очередь в садикВ наши дни, благодаря образованию системы электронная очередь в садик прием в детские дошкольные учреждения России должен стать прозрачным, предотвращая возможность поступления на «привилегированных условиях».Развитие речи детей дошкольного возрастаОбычно развитие речи детей проходит в возрасте от трех до семи лет. Этот период самый важный в усвоении нового, неизвестного для ребенка. На этом этапе жизни как раз необходимо уделить внимание речи, обогащения ее новыми словами, синонимами, оборотами, прилагательными.Карантин в детском саду – это нужно знать!Карантин заболеваний в детском саду – обычное явление. Представляет собой медицинскую изоляцию группы, в редких случаях учреждение закрывается. Зависит все от причины.Запеканка как в детском садуКак много любящих мамочек стараются побаловать своих малышей полезной и вкусной Творожной запеканкой. Для многих детишек самый приятный вкус творожной запеканки – это запеканка как в детском саду. И даже подросшие дети будут благодарны вам за этот вкус из детства!Сегодня частный детский садик по праву составляет достойную конкуренцию государственному детскому саду и домашнему воспитанию. В силу востребованности, их число постоянно увеличивается. Различие в программах воспитания и обучения предоставляет возможность выбора того детского сада, в котором ребенку будет комфортно и хорошо.

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Detskij_sad/kak_prohodit_zakalivanie_v_detskom_sadu/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.